Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемЕлена Столярская
1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 68 «Яблонька» Развитие познавательного интереса старших дошкольников посредством организации экспериментально- исследовательской деятельности экологической направленности Автор: воспитатель Столярская Е.В. Тамбов 2015 г
2 Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев
3 Нормативно-правовая база ФГОС ДО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г п.4; 1.4. п.7; 2.6; п.1; 4.6. Основная образовательная программа ДОУ П.1.1.1: - содействие развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
4 На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска новых способов и средств совершенствования познавательного интереса, как важного личностного и социального развития ребенка-дошкольника. Согласно ФГОС, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий. Стандарт направлен на обеспечение вариативности и разнообразия содержания организационных форм дошкольного образования. Программа развития нашего детского сада ориентирована на здоровьесбережение; удовлетворение индивидуальных запросов детей и родителей; создание условий для формирования школьной зрелости. Уровень развития познавательного интереса – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Результаты диагностического обследования показали недостаточный уровень знаний в экологическом образовании, поисково-исследовательской деятельности.
5 Теоретико-методологическая основа Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса считается Я.А.Коменский. Высокая оценка влияния интереса на действия личности характерна и для высказываний И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, Ж.-Ж. Руссо В России, начиная со второй половины XVIII века, к решению проблемы интереса обращались И.И.Бецкой, Н.И.Новиков, А.Радищев, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики. В последней четверти XIX века появляется новое направление в педагогике, получившее название «Новое воспитание» и отразившее потребность общества через систему образования готовить будущее поколение, представители которого будут активными деятелями общественной жизни. Наиболее полно теорию интереса представил П.Ф.Каптерев
6 Цель Развитие познавательной сферы старших дошкольников посредством организации экспериментально-исследовательской деятельности в экологическом образовании
7 Задачи : Развивать у детей познавательный интерес к исследовательской деятельности, активизировать желания искать пути разрешения проблемных ситуаций, делать выводы. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе. Создать положительную мотивацию для изучения природы через игру. Воспитывать способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, чувство сопереживания и желание помочь нуждающимся объектам природы. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья-социум. Создать условия в группе для экспериментально- исследовательской деятельности;
8 Новизна Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
9 Участники Дети Родители Педагоги и специалисты ДОУ Учреждения социума
10 Сроки реализации База реализации проекта: МБДОУ детский сад 68 «Яблонька» МБДОУ детский сад 68 «Яблонька» сентябрь 2014 – август 2015 год
11 Психологическая основа познавательного интереса: Эмоциональный компонент Интеллектуальный компонент Регулятивный компонент (Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности – все это регулирует и развивает познавательный интерес)
12 Ожидаемые результаты У ДЕТЕЙ: активизируется познавательный интерес; появится стремление выполнить разнообразные, особенно сложные задания; сформируется способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, чувство сопереживания и желание помочь нуждающимся объектам природы; познавательный интерес будет выступать как мотив учебной деятельности (ребенок интересуется тем или иным не только в рамках учебной деятельности, но и за их пределами); сформируются основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе У РОДИТЕЛЕЙ: повысится компетентность в вопросах экологического воспитания детей; установится и будет поддерживаться в дальнейшем традиция экологического воспитания в семье. ПЕДАГОГИ ДОУ: заинтересуются проектом, повысят свой теоретический уровень и профессионализм в данном вопросе.
13 Подготовительный этап: сентябрь Изучение методической литературы по теме проекта. Подбор программно-методического сопровождения для реализации проекта. Подготовка диагностического инструментария, проведение педагогической диагностики оценки индивидуального развития дошкольников на начальном этапе проекта обследования и анкетирования родителей. Подготовка диагностического инструментария проведение педагогической диагностики Организация развивающей предметно-пространственной среды. Создание мини-лаборатории. Информирование родителей о проекте.
14 Основной этап: октябрь-апрель Проведение открытой организованной образовательной деятельности Проведение сезонных выставок Проведение акций экологической направленности: «Посади дерево» (к Дню Земли, 22 апреля), «День цветов» (посадка цветочных аллей); «Подарок близким» (выращивание тюльпанов к 8 Марта); «Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям,) «Сирень Победы» (конец апреля), «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Чистота спасет мир» (субботники на территории), «Зоркое око» (фото красивых мест родного края), Проект-игра «Поднимите ногу», Создание картотеки наблюдений, Создание картотеки опытов и экспериментирования, Консультации для родителями Консультации для родителями Семинар-практикум для педагогов Семинар-практикум для педагогов Проведение мастер-класса «Игровое экспериментирование как метод экологического воспитания дошкольников» Выезд к реке Цне.
15 Основные направления реализации проекта Проект Взаимодействие с родителями Развивающая предметно- пространственная среда группы Взаимодействие с педагогами Совместная деятельность с детьми Организация дополнительной образовательной деятельности Взаимодействие с социальными партнерами
16 Формы работы с детьми Воспитание познавательной активности к природе
17 Формы работы с педагогами
18 Формы работы с родителями
19 Взаимодействие с социальными партнерами
20 Центр экспериментирования «Мини-лаборатория»
21 Заключительный этап май Педагогическая диагностика, связанная с оценкой эффективности педагогических действий. Проведение мастер-класса. Обобщение опыта работы на уровне ДОУ Обобщение опыта работы на региональном уровне Представление опыта в печатных изданиях и информационных ресурсах
22 Критерии эффективности
23 Выводы по результатам диагностического обследования У детей сформированы основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе. Дети получили удовлетворение в развитии познавательных интересов в области экологии. Была создана положительная мотивация по изучению природы через игру. У детей развиты познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание искать пути разрешения проблемных ситуаций, делать выводы. Дети способны осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, чувствовать и сопереживать и помогать нуждающимся объектам природы. Обеспечена непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья - социум.
24 Результативность У детей: Значительно выросли творческие и интеллектуальные способности. Познавательный интерес проявляется за рамками образовательной деятельности Растет самооценка своих возможностей, самостоятельность, инициатива, целеустремленность. Родители и педагоги заинтересовались проблемой и стали моими единомышленниками
25 Распространение опыта
27 Поощрения
28 Практическая значимость Подобранный методический материал способствует эффективности развития познавательного интереса старших дошкольников, повышению их работоспособности и положительно влияет на познавательную и личностную сферу в целом Материалы проекта могут быть использованы педагогами при реализации образовательной деятельности
29 Информационные источники Интернет-ресурсы: –наши дети - нс портал - воспиталочка
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.