Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемТатьяна Демченко
1 Болгар Людмила Тимофеевна преподаватель спецдисциплин Образование: высшее 1. Воронежский Дружбы народов лесотехнический институт - инженер технолог 2. Донбасский государственный технический университет - инженер-строитель Специальность: преподаватель спецдисциплин Квалификация: специалист высшей категории Педагогическое звание: старший преподаватель Педагогический стаж: 23 года
2 Краснолучский строительный колледж Особенности создания производственно- технических ситуаций в учебно- производственном процессе для разных категорий учащихся Разработала: Болгар Людмила Тимофеевна преподаватель спецтехнологии высшей категории, старший преподаватель
3 Квалифицированный рабочий в современных условиях испытывает потребность : Осуществлять продуктивные действия в постоянно изменяющихся условиях Отыскивать научно – техническую информацию Анализировать Выбирать наиболее рациональные технические решения технических проблем 1. Это оказывает существенное влияние на цели и содержание профессиональной подготовки учащихся. 2. Эта подготовка должна обеспечивать такую организацию обучения, которая более всего соответствует содержанию, уровню и квалификации на современном рынке труда
4 Эффективным средством активации учебно – познавательной деятельности учащихся, развитие у них профессионально значимых качеств личности является проблемное обучение Трудности проблемного обучения Невысокий уровень общеобразовательной подготовки Неглубокий познавательный интерес к основам наук
5 методы преодоления трудностей проблемного обучения Методы преодоления трудностей проблемного обучения В процессе обучения знакомить учащихся с проблемами, которые имеют место в профессиональной деятельности Создание проблемных ситуаций и их анализ
6 Основные направления реализации производственно -технических ситуаций в учебно – производственном процессе Формирование у учащихся завершённых представлений о типичных проблемах, которые решает современный рабочий Понимание тех функций, которые он реализует в этой связи 1. Создание благоприятной обстановки для комплексного усвоения учебного материала, поскольку их решение опирается на широкое применение естественнонаучных, общественно -научных и технических знаний; 2. Установление взаимосвязи предметов общеобразовательного и профессионально -технического циклов, отвечающих задачам профессиональной подготовки учащихся.
7 Производственно-технические ситуации – совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение. Основные условия возникновения производственно – технических ситуаций Появление в производственной (чаще в профессиональной) деятельности по инициативе учащегося фактора новизны Возникновение у учащихся затруднений при обнаружении фактора новизны, понимания ограниченности собственных знаний и умений Возникновение у учащихся потребности понять и осмыслить эти факторы, преодолеть возникшие затруднения Вывод: производственно – техническая ситуация представляет собой целостное образование, которое включает познавательные затруднения, возникающие в результате практического и мысленного взаимодействия учащегося с техническим объектом, потребность в преодолении и сам процесс преодоления данного затруднения путём нахождения новых знаний об объекте или известных способов решения проблем.
8 Производственно –технические ситуации Объективно – поисковые Ситуации которые возникают в профессиональной деятельности квалифицированного рабочего при изменении условий и содержания труда. Преобразовательная активность рабочего следует за изменяющейся производственной средой и является своеобразным откликом на новое содержание труда Объективно – поисковые Ситуации которые возникают в профессиональной деятельности квалифицированного рабочего при изменении условий и содержания труда. Преобразовательная активность рабочего следует за изменяющейся производственной средой и является своеобразным откликом на новое содержание труда Инициативно – поисковые Ситуации, создаваемые по инициативе самого рабочего творческого (познавательно – преобразовательного) отношения к техническим объектам. Инициативно – поисковые Ситуации, создаваемые по инициативе самого рабочего творческого (познавательно – преобразовательного) отношения к техническим объектам. По типичным затруднениям, которые возникают в профессиональной деятельности По проблемам, которые актуализируют общественные, естественные и технические знания рабочего и отражают их взаимосвязь
9 Учебные функции производственно – технических ситуаций Информационная Логическая Развивающая Мотивационная Коммуникативная Активизирующая Диагностирующая
10 Основные функции производственно – технических ситуаций Учебные функции производственно – технических ситуаций Информационная: При создании общего представление о производственно – технической среде, в которой предстоит ориентироваться выпускникам (об объектах производственной деятельности, нормах поведения, способах действия в тех или иных ситуациях); Направления поисковой деятельности ( анализ исходной ситуации, выявление проблемы; соотнесение условий, свойств и признаков технических объектов с требованиями ситуации ). Логическая При решении производственно – технических ситуаций знания и умения учащихся выстраиваются в логически завершённые блоки: Знания должны быть синтезированы и объединены вокруг определённой практической проблемы; Должны быть переведены на язык практических действий т. е. стать средством решения реальных практических задач Развивающая При овладении мыслительными операциями в процессе распознавания и преобразования полученных знаний ( сравнения, анализ и синтез, обобщения и классификации), способами логического вывода.
11 Основные функции производственно – технических ситуаций Учебные функции производственно-технических ситуаций Мотивационная Раскрытие полученных знаний в реальных практических условиях; Эмоциональная приподнятость повышения активности учащихся при решении проблем. Коммуникативная Умение вступать в деловые контакты; Формирование коллективистских качеств личности, толерантности, способность признать допущенную ошибку
12 Структура учебных производственно- технических ситуаций Описание начальных условий Фактор новизны («возмущающий» фактор) Поисковые предписания Корректирующая информация Предполагаемый результат
13 Описание начальных условий Содержит информацию об объекте деятельности; Содержит информацию об особенностях обстановки; Информация необходима для: восприятия реальных условий возникновения производственно-технических ситуаций; осуществления анализа проблемы; актуализации и конкретизации производственно-технических ситуаций.
14 Введение фактора новизны или «возмущающий» фактор Включает: Описание тех обстоятельств, факторов, явлений, событий, которые нарушают первоначальную обстановку, вносят определённый диссонанс в сложившиеся условия, ломают привычные отношения, что приводит к проблемному взаимодействию с техническим объектом.
15 Поисковые предписания Основное назначение – организация поисковой деятельности учащихся. Основные направления: - выполнение различных учебно- познавательных действий: - вычленение и разрешение проблем, представив их в ролях, в графическом изображении, - выделение в ней типичных моментов, - определение социального и экономического смысла, - установление связи определенной ситуации с другими производственными и общественными условиями, - прогнозирование и анализ событий.
16 Корректирующая информация Включает в себя: Дидактические заготовки: - наводящие вопросы; - описание возможных вариантов развития ситуации, - альтернативные решения, - дополнительный иллюстративный материал
17 Предполагаемый результат решение технических проблем; суждения по ряду вопросов; предложения по организации поисковой деятельности; подходы к поиску ответа на поставленные вопросы; критерии оценки выполненных действий; показатели правильности найденных решений
18 Основные направления отбора производственно- технических ситуаций Технико- экономические Социальные Организационные Экономические Экологические
19 Основные направления отбора производственно-технических ситуаций Технико-технологическое направление Связаны с контролем технического состояния, обнаружением неисправностей, восстановлением работоспособности оборудования; Направлены на анализ поломок, аварий или отказов техники, возникших в результате неумелого, неквалифицированного обращения с ней; Нацелены на устранение производственного брака; Предусматривают совершенствование техники, оптимизацию технологических процессов; Предполагают овладение новой техникой и технологией; Вскрывают тенденции развития техники и технологии, изменение характера и содержания профессионального труда.
20 Основные направления отбора производственно-технических ситуаций Социальное направление Ситуации ориентированы на: Осмысление цели и смысла своего производительного труда; Ознакомление с основными формами проявления социальной активности учащихся; Анализ научно-технических достижений инновационных средств производства, технологий и культурно-технический уровень учащегося который выходит на производственную практику; Анализ социальных требований к современному техническому объекту и уровню психоэмоциональных напряжений.
21 Основные направления отбора производственно-технических ситуаций Организационное направление Ситуации направлены на: Осмысление цели и смысла своего производственного труда; Ознакомление с основными формами проявления социальной активности учащихся; Анализ научно-технических достижений информационных средств производства и технологий которые влияют на квалификацию будущего рабочего; Анализ социальных требований к современному техническому объекту, приемлемого уровня психоэмоционального напряжения.
22 Основные направления отбора производственно-технических ситуаций Экономическое направление Как улучшить производственный процесс и повысить производительность труда; Как уменьшить расход сырья, инструментов, электроэнергии; Как повысить производительность труда, не снижая качества работ. Экологическое направление Снижение степени нанесения ущерба окружающей среде; Ставятся и решаются проблемы охраны окружающей среды; использование безотходных технологий, замкнутых систем энергетического и водного обеспечения, комплексного использования природных ресурсов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.