Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемСнежка Гулицкая
1 МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. Выполнила студентка группы АТ -21, факультета СиГЯ Гулицкая Снежана
2 Китайская мифология совокупность мифологических систем : древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии.
4 Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений (« Шуцзин », древнейшие части столетия до нашей эры ; « Ицзин », древнейшие части 8-7 века до нашей эры ; « Чжуаньцзы », 4-3 столетия до нашей эры ; « Лецзы », с 4 века до нашей эры по конец 3 века нашей эры )
5 Наибольшее количество сведений по мифологии содержится в древнем трактате « Шань хай цзин » (« Книга гор и морей », 4-2 века до нашей эры ), а также в поэзии Цюй Юаня (4 век до нашей эры ).
6 Одна из отличительных черт древнекитайской мифологии историзация ( эвгемеризация ) мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности. Главнейшие персонажи превращались в правителей и императоров, а второстепенные персонажи - в сановников, чиновников и т. п.
8 Большую роль играли тотемистические представления. Так, иньцы, племена и считали своим тотемом ласточку, племена ся - змею. Постепенно змея трансформировалась в дракона ( лун ), повелевающего дождем, грозой, водной стихией и связанного одновременно с подземными силами, а птица, вероятно, в фэнхуан - мифическую птицу - символ государыни ( дракон стал символом государя ). Миф о хаосе ( Хуньтунь ), являвшем собой бесформенную массу, по - видимому, относится к числу древнейших.
9 Согласно трактату « Хуайнаньцзы », когда не было ещё ни неба, ни земли и бесформенные образы блуждали в кромешной тьме, из хаоса возникли два божества. Представление об изначальном хаосе и мраке отразилось и в термине « кайпи » ( букв. « отделение » - « начало мира », которое понималось как отделение неба от земли ). В « Хронологических записях о трех и пяти правителях » (« Сань у ли цзи ») Сюй Чжэна говорится, что небо и земля пребывали в хаосе, подобно содержимому куриного яйца. Отделение неба от Земли происходило по мере роста Паньгу, с которым связывается и происхождение явлений природы : с его вздохом рождается ветер и дождь, с выдохом - гром и молния, он открывает глаза - наступает день, закрывает - наступает ночь. Когда Паньгу умирает, его локти, колени и голова превращаются в пять священных горных вершин, волосы на его теле – в деревья и травы, паразиты на теле - в людей.
10 Миф о Паньгу свидетельствует о наличии в Китае характерного для ряда древних космогонических систем уподобления космоса человеческому телу и соответственно о единстве макро - и микрокосма. Более архаичным в стадиальном отношении следует признать, видимо, реконструируемый цикл мифов о прародительнице Нюйва, которая представлялась в виде получеловека - полузмеи, считалась создательницей всех вещей и людей.
11 Согласно одному из мифов, Паньгу вылепила людей из лёсса и глины. Поздние варианты мифа связывают с ней и установление брачного ритуала. Если Паньгу не творит мир, но сам развивается вместе с отделением неба от земли ( лишь средневековые гравюры изображают его с долотом и молотком в руках, отделяющим небо от земли ), то Нюйва предстаёт и как своеобразный демиург. Она чинит обвалившуюся часть небосвода, отрубает ноги гигантской черепахе и подпирает ими четыре предела неба, собирает тростниковую золу и преграждает путь разливу вод (« Хуайнаньцзы »). Можно предполагать, что Паньгу и Нюйва изначально входили в различные племенные мифологические системы, образ Нюйва возник либо в юго - восточных областях древнекитайских земель, либо в районе культуры Ба в юго - западной провинции Сычуань, а образ Паньгу - в южнокитайских областях.
12 Более широкое распространение имели предания о культурном герое Фуси, по - видимому, первопредке племён и ( Восточный Китай, нижнее течение реки Хуанхэ ), которому приписывалось изобретение рыболовных сетей, гадательных триграмм.
14 Фуси научил людей охоте, рыболовству, приготовлению пищи ( мяса ) на огне. Будучи первоначально культурным героем племён и, тотемом у которых была птица, Фуси, возможно, представлялся в виде человеко птицы. Впоследствии, скорее всего к рубежу нашей эры, в процессе сложения обще китайской мифологической системы стал фигурировать в паре с Нюйва. На могильных рельефах первых веков н. э. в провинциях Шаньдун, Цзянсу, Сычуань Фуси и Нюйва изображаются в виде пары сходных существ с туловищами человека и переплетёнными хвостами змеи ( дракона ), что символизирует супружескую близость. Согласно мифам о Фуси и Нюйва, зафиксированным в начале 60- х годов 20 века в изустном бытовании у китайцев Сычуани, они брат и сестра, спасшиеся от потопа и затем вступившие в брак, чтобы возродить погибшее человечество.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.