Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемкирилл михалов
1 Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) Педагогические условия художественно-творческого развития одаренных дошкольников Выполнила: студентка направления подготовки «Психолого-педагогическое образование Направленность (профиль) «Психология и педагогика образования одаренных детей» Группы ППО-м-з-15-1 заочной формы обучения Титаренко Алевтина Валерьевна Научный руководитель канд. пед. наук, доц. Колосова Наталья Викторовна
2 Противоречия между : потребностью общества и государства и развитии одаренных детей и образовательной практикой работы дошкольного учреждения с одаренными детьми, осуществляемой без учета раннего выявления одаренности; необходимостью развития художественного творчества личности начиная с дошкольного возраста и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий, обеспечивающих развитие художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраст а; необходимостью построения образовательного процесса ДОУ, обеспечивающего художественно-творческое развитие одаренных детей и реализацией традиционных формам и методов, не позволяющих в полной мере развивать в условиях ДОУ одаренность
3 Проблема исследования Проблема исследования состоит в поиске педагогических условий художественно-творческого развития одаренного ребенка дошкольного возраста.
4 Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий художественно-творческого развития одаренных дошкольников Объект исследования: процесс художественно-творческого развития одаренных дошкольников. Предмет исследования: педагогические условия художественно- творческого развития одаренных дошкольников.
5 Гипотеза исследования Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что художественно – творческое развитие одаренных дошкольников будет эффективным, если: художественно – творческое развитие одаренных дошкольников понимается как процесс развития совокупности творческих способностей, направленных на освоение ребенком достижений культуры и искусства, на создание персональных незаурядных продуктов художественного творчества через выражение индивидуальности с учетом нравственных ценностей социума; образовательное пространство дошкольного учреждения проектируется с учетом принципов творческого развития, взаимодействия субъектов образования в процессе совместной художественно-творческой деятельности; определены критерии и показатели художественно – творческого развития одаренных дошкольников.
6 Задачи исследования 1. На основе анализа философских, социологических, психологических и педагогических исследований по проблеме определить категориальное поле исследования. 2. Изучить особенности развития одаренности в процессе формирования личности ребенка. 3. Определить педагогический потенциал художественно – творческой деятельности в развитии личности одаренных дошкольников. 4. Экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий художественно-творческого развития одаренных дошкольников.
7 Методы исследования теоретический анализ научной литературы (философской, социологической, педагогической, психолого-педагогической); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, обобщение независимых характеристик, экспертная оценка, изучение рабочей документации, обобщение практического опыта, педагогический эксперимент); методы статистической обработки данных.
8 Положения, выносимые на защиту: 1. Художественно – творческое развитие одаренных дошкольников - это процесс развития совокупности творческих способностей, направленных на освоение ребенком достижений культуры и искусства, на создание персональных незаурядных продуктов художественного творчества через выражение индивидуальности с учетом нравственных ценностей социума. 2. Художественно – творческое развитие одаренных дошкольников происходит в развивающем творческом образовательном пространстве дошкольного учреждения, обеспечивающем взаимодействие субъектов образования в процессе совместной художественно-творческой деятельности.
9 Положения, выносимые на защиту: 3. Основными педагогическими условиями эффективного художественно – творческого развития одаренных дошкольников, являются: актуализация потребности дошкольников в художественно- творческой деятельности, ориентация на личностное самопознание; диагностический подход к определению способностей (одаренности) детей, реализация индивидуальных склонностей и способностей в конкретных видах художественно-творческой деятельности, развитие личностно значимых качеств дошкольников; формирование опыта художественно-творческой деятельности, воплощение умений в продуктах художественно- творческой деятельности.
10 Положения, выносимые на защиту: 4. В качестве критериев и показателей художественно– творческого развития одаренных дошкольников выступают: - эстетическое отношение к действительности (характеристика, данная ребенком воспринимаемому предмету или явлению, которая может ограничиваться описанием их внешних свойств или выявить их внутренние качества и свойства, основной эмоциональный тон, образное сходство с другими предметами или явлениями); - способности к творческо-продуктивной деятельности (наличие творческой инициативы, обнаруживающееся в самостоятельно найденном образном решении; содержательность, выразительность и разработанность творческого замысла; решение образной задачи в единственном варианте, нескольких вариантах в одном виде искусства или в материале различных видов искусства); - владение формой (получение качественного результата без дополнительных внешних стимулов; умение создать выразительную художественную форму, используя на практике полученные знания, стандартные или собственные варианты композиционных решений).
11 База педагогического эксперимента Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад 15 «Юсишка» города Ставрополя
12 Глава 1. Научно-теоретические основы художественно – творческого развития одаренных дошкольников 1.1. Проблема одаренности в педагогике и психологии Развитие одаренности в процессе формирования личности ребенка Педагогический потенциал художественно – творческой деятельности в развитии личности одаренных дошкольников.
13 Ф ОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОЙ ЛИЧНОСТИ, НАИБОЛЕЕ ПОЛНОЕ ЕЕ РАСКРЫТИЕ – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ПЕДАГОГИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. П ЕРЕД ВОСПИТАТЕЛЕМ ДЕТСКОГО САДА НА ДОШКОЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ СТОИТ ЗАДАЧА РАННЕГО РАСКРЫТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.
14 Основными педагогическими условиями художественно-творческого развития детской одарённости в системе образования являются ориентация целей, содержания, форм организации и методов обучения на развитие у ребенка эстетического отношения к действительности, высокой креативности и художественной грамотности. Под развитием в данном контексте следует понимать, в первую очередь, «вертикальное» движение в его ценностном смысле, которое выступает как постепенное раскрытие существующей формы высшего творческого Я, по которой человек творит себя в художественно-эстетическом пространстве, как выявление и конкретизация этого исходного целого, которое вбирает в себя и модифицирует разные психические качества, преобразуя их в способности к художественному творчеству. Развитие детской художественной одаренности есть раскрытие творческого потенциала личности ребенка посредством включения его в художественно- творческую деятельность, обретения им эстетической культуры, собственного художественно-эстетического мира и себя как художника- творца. Для развития детской художественной одаренности в условиях образования наиболее целесообразным является путь, ориентированный на развитие общей художественной одаренности ребёнка, дающий ему возможность постигать и осваивать различные виды искусства
15 Доктор психологических наук, педагог A.M. Матюшкин определяет одаренность как развивающееся творчество. Творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни. Можно выделить следующие составляющие художественной одаренности: особое эстетическое отношение человека к миру; направленность на создание художественного образа; художественное воображение..
16 Художественно-творческое развитие одаренных дошкольников предполагает : 1. Ребенок овладевает спецификой содержания и формой художественной деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего. 2. Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит ребенок в мир общечеловеческих ценностей.
17 Литературно- поэтическую Хореографическая Виды художественно-творческой деятельности «Художественное-творчество» Изобразительная Сценическую Музыкальное
18 Процесс художественно-творческого развития одаренных детей приобретет целенаправленность и эффективность при реализации следующих педагогических средств: развивающая творческая среда ДОУ, способствующая развитию творческой художественной индивидуальности дошкольника и обеспечивающая создание персональных продуктов творчества ; синтез искусств как средство погружения детей в культуру и способ подготовки к авторской деятельности посредством языка искусства; взаимодействие детей и взрослых в процессе совместной художественной деятельности
19 Рисование это одно из самых больших удовольствий для ребенка, рисование раскрывает его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.
20 Стремление к созиданию ради самопознания - это «встреча с собой» (А.А. Мелик-Пашаев).
21 Огромное значение для художественно – творческого развития детей имеет «интерес». А.А. Блащук считает составными элементами: эмоциональные проявления, характеризующие познавательную и творческую активность, волевые усилия для получения результата творческой деятельности.
22 А. В. Запорожец утверждал, что «детское художественное творчество существует» и обращал внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество.
23 Глава 2. Экспериментальное исследование педагогических условий художественно – творческого развития одаренных дошкольников 2.1. Выявление начального уровня художественно – творческого развития одаренных дошкольников 2.2. Организация формирующего этапа педагогического эксперимента 2.3. Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы
24 Эксперимент включает в себя три этапа Констатирующий – выявление уровня художественно- творческого развития одаренных дошкольников. Формирующий – реализация педагогических условий художественно- творческого развития одаренных дошкольников. Контрольный – выявление изменений уровня художественно-творческого развития одаренных дошкольников по завершению формирующего этапа педагогического эксперимента.
25 Констатирующий этап педагогического эксперимента Констатирующий эксперимент был проведён в два этапа: 1 этап – выявление одаренных дошкольников из общего числа диагностируемых детей; 2 этап - диагностика начального уровня проявления художественно-творческого развития одаренных дошкольников.
26 На первом этапе констатирующего эксперимента мы воспользовались данными психолого-педагогической службы образовательного учреждения о результатах диагностирования воспитанников подготовительных групп на предмет художественно-творческого развития
27 Результаты диагностики художественно-творческого развития дошкольников Изобразительная деятельность Высокий Среднийнизкий кол-во оцено к % кол-во оценок % кол-во оценок % Различает и называет виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство). 1515,63031,25153,1 Рисование. Создает индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на различные темы; использует разные материалы и способы рисования. 1313,53334,35052,08 Лепка. Лепит различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения, сюжетные композиции из 2–3 и более предметов; владеет способам «налепа» и рельефа; расписывает изделия о мотивам народных промыслов. 1515,63233,34951,04 Аппликация. Создает изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры, способы вырезания и обрывания. Создает сюжетные и декоративные композиции. 1414,53334,34951,04 Всего среднее значение 14,2514,8%3233,3 % 49,7551,8%
28 Результаты диагностики художественно-творческого развития дошкольников на первом этапе констатирующего
29 В качестве критериев и показателей художественно-творческого развития одаренных дошкольников нами были определены: эстетическое отношение к действительности (характеристика, данная ребенком воспринимаемому предмету или явлению, которая может ограничиваться описанием их внешних свойств или выявить их внутренние качества и свойства, основной эмоциональный тон, образное сходство с другими предметами или явлениями); способности к творческо-продуктивной деятельности (наличие творческой инициативы, обнаруживающееся в самостоятельно найденном образном решении; содержательность, выразительность и разработанность творческого замысла; решение образной задачи в единственном варианте, нескольких вариантах в одном виде искусства или в материале различных видов искусства); владение формой (получение качественного результата без дополнительных внешних стимулов; умение создать выразительную художественную форму, используя на практике полученные знания, стандартные или собственные варианты композиционных решений).
30 Для выявления уровня художественно-творческого развития одаренных дошкольников мы использовали следующие диагностические методики: Методика «Описание предмета» (автор А.Адаскина)направлена на изучение проявления эстетического отношения ребенка к миру, изучая особенности отношения дошкольника к действительности, мы выявляем психические процессы, предшествующие творчеству как таковому. Вместе с тем достижение высоких уровней выполнения задания может свидетельствовать уже и о сформированности авторской позиции.(Приложение 1) Методика «Раскраска персонажей» (авторА.А Мелик-Пашаев) данная методика направлена на выявления художественного воображения, способности находить адекватные замыслу выразительные средства. (Приложение 2) Диагностика чувства формы «Геометрия в композиции» (авторы Е.Торошилова, Т Морозова) в данном тесте выделяется принцип геометрического подобия. Геометрические фигуры и тела – Это обобщения отражения формы предмета.(Приложение 3).
31 Результаты диагностики проявления эстетического отношения (ЭО) дошкольников к миру
32 Результаты диагностики художественного воображения и способности находить адекватные замыслу выразительные средства у дошкольников с признаками одаренности
33 Результаты исследования чувства формы у дошкольников на констатирующем этапе педагогического эксперимента
34 Характеристика уровней художественно-творческого развития одаренных дошкольников: Средний уровень выражается неустойчивым эмоциональным откликом на эстетические ценности искусства и явления действительности; эпизодичностью знаний об искусстве, недостаточной самостоятельностью аргументированных эстетических суждений; ситуативным проявлением заинтересованности в эстетической деятельности, к произведениям искусства; не всегда творческим проявлениям замысла в эстетической деятельности. Низкий уровень характеризуется отсутствием или слабо выраженным чувством удовлетворения, увлеченности при общении с эстетическими объектами окружающей реальности и предметами искусства, отсутствием самостоятельных аргументированных эстетических суждений; недостаточным количеством знаний в области искусства; отсутствием или слабо выраженным интересом к художественно эстетической деятельности, неустойчивым позитивным отношением к красоте окружающего мира; пассивным участием в художественно творческой деятельности, неумением применять имеющиеся знания и умения.. Высокий уровень характеризуется позитивным эмоциональным откликом на предметы искусства; наличием адекватных, достаточно полных знаний в области искусства; качественно выраженными, аргументированными высказываниями своих оценок и суждений о предметах искусства; активным использованием имеющихся знаний, умений и навыков в воплощении своих художественно творческих образов.
35 Уровни художественно-творческого развития дошкольников с признаками одаренности.
36 Формирующий этап педагогического эксперимента Цель – обеспечить возможность самореализации одарённой личности в различных изобразительных видах деятельности.
37 Задачи программы: 1. Создать систему работы на занятиях с одаренными дошкольниками. 2. Дать детям дополнительные, более глубокие сведения изобразительной грамоты. 3. Создать условия для дальнейшего личностного роста детей, реализации творческих способностей одаренных дошкольников.
38 Принципы работы Содействия и сотрудничества Личностный подход Системности Эффективности Доступности и наглядности
39 Программа художественно-творческого развития одаренных дошкольников в области изобразительного искусства Первый раздел «Создание интереса» включает себя работу по формированию у ребенка позитивного отношения художественно-творческой деятельности.
40 Второй раздел «Формирование практических навыков и умений» предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.
42 Третий раздел: «Собственное творчество» Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами.
43 Контрольный этап педагогического эксперимента На контрольном этапе мы проводили диагностическое исследование художественно-творческого развития одаренных дошкольников в области изобразительного искусства и сравнительный анализ результатов исследовательски-экспериментальной работы.
44 Результаты диагностики проявления эстетического отношения (ЭО) ребенка к миру на контрольном этапе эксперимента.
45 Результаты диагностики художественного воображения и способности находить адекватные замыслу выразительные средства у дошкольников с признаками одаренности
46 Результаты исследования чувства формы у дошкольников на контрольном этапе педагогического эксперимента
47 Уровни художественно-творческого развития дошкольников с признаками одаренности. контрольного этапа эксперимента
48 Выставки
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.