Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемевгения михалкина
1 БАРЬЕРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОМУ ОБЩЕНИЮ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ Открытая лекция для преподавателей и аспирантов ФГБОУ ВО РГАЗУ в рамках научно- просветительского лектория Читает: к.п.н., доцент Е.Г. Михалкина
2 2 Понятие коммуникации Осуществляются коммуникации путем передачи идей, фактов, мнений, ощущений или восприятии, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой - либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции Источник информации информация кодирование информация Получатель информации декодирование информация обратная связь Главная цель коммуникационного процесса заключается в обеспечении понимания передаваемой информации
3 Коммуникация процесс и результат обмена информацией
5 Барьеры Проблема общения Барьеры взаимопонимания Владение профессиональным языком Уровень интеллектуального развития Полнота информации Логичность изложения и последовательность обоснования Концентрированность внимания Барьер первого впечатления Если отрицательное первое впечатление по всем характеристикам переносится на предмет обсуждения Барьеры установки Излишне мобильные установки создают впечатление, что у человека нет собственного мнения Излишне устойчивые установки говорят о том, что собственные принципы ему дороже реальности Барьеры речи Возбуждение и радостное волнение могут победить косноязычного человека к яркой речи, а могут наоборот способствовать скомканному монологу Барьер негативных эмоций Барьер общения, созданный отрицательными эмоциями вызывает искаженное представление о действительности и неправильные оценки
6 Основные барьеры на пути общения неумение слушать барьеры восприятия неоднозначность интерпретации смысла сообщения семантические барьеры неоднозначность толкования смысловых оттенков слов, паралингвистических и невербальных факторов речи барьеры обратной связи неэффективная обратная связь
7 Правила эффективного слушания прежде всего перестаньте говорить помогите говорящему раскрепоститься покажите, что вы готовы слушать устраните раздражающие моменты сопереживайте говорящему будьте терпеливы сдерживайте свой характер не допускайте споров и критики задавайте вопросы и еще раз : перестаньте говорить
8 Средства общения Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности Знак – любой материальный объект ( предмет, явление, событие ), выступающий в качестве указания и обозначения, использующийся для приобретения, хранения, переработки и передачи информации Интенциональные знаки : специально производимые для передачи информации Неинтенциональные знаки : непреднамеренно выдающие эту информацию
9 Барьеры восприятия Человеку свойственно восприятие окружающего не через реальность того, что происходит, а через ее собственное восприятие хаски маламут
10 Семантические барьеры Вербальные средства нужны для передачи информации Содержание информации передается при помощи языка – приобретает словесную форму При этом частично искажается смысл информации Шутливо это продемонстрировал А. Моль : Персонажи Персонажи : Майор Капитан Лейтенант Сержант Солдаты
11 Пример потери вербальной информации : Как Вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав в 5 часов утра на плацу, в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нелегко, в таком случае оставьте людей в казарме МАЙОР - КАПИТАНУ
12 Пример потери вербальной информации : По приказу майора завтра утром произойдет солнечное затмение в походной одежде. Майор на плацу даст необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, тогда явление состоится в казарме КАПИТАН - ЛЕЙТЕНАНТУ
13 Пример потери вербальной информации : По приказу майора завтра утром в пять часов затмение на плацу людей в походной одежде. Майор даст необходимые объяснения насчет этого редкого явления, если будет дождливо, что бывает не каждый день ЛЕЙТЕНАНТ - СЕРЖАНТУ
14 Пример потери вербальной информации : Завтра в самую рань, в пять часов, солнце на плацу произведет затмение майора в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день СЕРЖАНТ - СОЛДАТАМ
15 Невербальные барьеры Барьер модальностей. У каждого человека свой приоритетный канал восприятия, что нередко затрудняет общение. В бытовой сфере это приводит к непониманию, обидам Примеры 1. Мать говорит сыну : « Сколько раз тебе повторять - иди кушать ». Но если сын - визуал, то реагировать на эти слова он не будет. Для него значимы бы были слова : « Посмотри, какой сегодня обед !» 2. Жена возмущенно говорит мужу : « Когда ты выбросишь эти ужасные тапочки ? На них смотреть страшно ». Он возражает : « Они хорошие, мне в них удобно ». Скорее всего она – визуал, а ему важен не внешний вид обуви, а свои ощущения в ней – он кинестетика
16 Семантические барьеры Руководитель – секретарю : - напечатайте этот отчет, как только представится удобный случай - напечатайте этот отчет по стандартам прошлогоднего, сегодня, к отчет должен лежать у меня на столе
17 Репрезентативные системы восприятия информации Название репрезентативной системы Так он смотрит Так он говорит 1. ВИЗУАЛИСТ - хорошо воспринимает визуальную информацию ( схемы, зрительные ориентиры, иллюстрации и пр.) Видеть, под углом зрения, просматривается, в перспективе, надо посмотреть, обзор, глядите и пр. Все слова и выражения, связанные со зрительными ощущениями 2. АУДИАЛИСТ - хорошо воспринимает вербальную информацию ( голосовые сообщения ) Слышать, громко, медленно, тихо, звуки, речь, говорить и пр. Все слова и выражения, связанные со слуховыми ощущениями и речью 3. КИНЕСТЕТИК - ощущает информацию. Ему важна проксемика, пантомимика, движения и пр. Свободно, остро, удобно, глубоко и пр. Все слова и речевые обороты, связанные с осязательными, обонятельными, и др. видами ощущений
18 Нарушение транзакций В общении партнеры занимают определенные позиции, связанные друг и другом транзакциями Они могут выступать в следующих Я - состояниях : Я - родитель R Я - взрослый В Я - репенок реп
19 Идентификация я - состояний Я - родитель Кормяще - заботливый Критический Я - взрослый
20 Идентификация я - состояний Я - репенок Приспосабливающийся Свободный Бунтарь
21 Формы транзакций по Берну Дополнительная ( параллельная ) R В реп R В R В R В Правило коммуникации : такие транзакции могут продолжаться долго, обычно к конфликтам не ведут, но не всегда бывают эффективными Осуществляется между 2- мя любыми Я - состояниями собеседников, причем реакция партнера прямо связана с тем состоянием, которое затронул собеседник
22 Формы транзакций по Берну Дополнительная ( параллельная ) ПРИМЕРЫ : R В реп R В R В R В Стимул : Почему до сих пор не подготовлены материалы к совещанию ? Реакция : Извините, я не успел, столько работы, но завтра же сделаю Стимул : Вы подготовили материалы к совещанию ? Реакция : Да, набрал на компьютере и распечатал
23 Формы транзакций по Берну Пересекающиеся R В реп R В Правило коммуникации : разговор лучше прекратить, так как после пересекающихся транзакций коммуникация временно прекращается Особенность : реакция собеседника исходит не из того Я - состояния, на которое было направлено воздействие Такие транзакции мешают общению, приводят к конфликту - точка конфликта
24 Формы транзакций по Берну Пересекающиеся ПРИМЕР : R В реп R В Стимул : Мне звонили из библиотеки ? Реакция : Меньше нужно бегать на перекуры, тогда не будет вопросов - точка конфликта
26 Формы транзакций по Берну Скрытые Правило коммуникации : так как общение идет на скрытом психологическим уровне, обоим партнерам необходимо тонко чувствовать друг - друга Взаимодействие осуществляется сразу на 2- х уровнях : социальном и психологическом На социальном произносится одно, а на психологическом уровне подразумевается другое Причем, партнеры это понимает и реагируют не на социальный, а на психологический уровень R В реп R В скрытые транзакции
27 Формы транзакций по Берну Скрытые ПРИМЕР : Социальный уровень : Стимул : Конечно, эта модель лучше, но она предназначена для деловых людей и достаточно дорога Реакция : пожалуй, я ее возьму R В реп R В Психологический уровень : Стимул : Подразумевается, что покупатель не деловой человек и не может позволить себе купить дорогую вещь Реакция : А мне разве не по карману ?
28 Препятствия на пути плодотворного общения Отсутствие ясной цели общения Слабое представление о тех, с кем общаетесь Неправильный выбор языковых средств Несоответствие между сообщением и поступками Неумение выражать свои мысли Неподходящее время Неудачное начало Горячность в разговоре, резкость выпадов в адрес собеседника Неудачный выбор места общения и окружающей обстановки Неуважение, неприятие собеседника, нежелание прийти к соглашению
29 Правила позитивного общения Улыбайтесь Проявляйте искренний интерес к людям и их проблемам Человек будет очень расположен к Вам, если Вы запомните как его зовут Ничто так не льстит собеседнику, как внимание к нему Обвиняя человека в чем - либо, Вы вызываете в нем внутренний протест. Вместо того, чтобы обвинять людей, попытайтесь понять их Искренне цените и хвалите достоинства людей Желая убедить человека что - то сделать, постарайтесь прежде возбудить в нем желание делать это ( учитывайте интересы и желания других людей ) Заведите разговор о том, что интересует Вашего собеседника Уважайте достоинства других людей. Если Вы хотите иметь друзей – давайте им возможность превзойти Вас. Мудрый не выставляет мудрость напоказ !
30 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ Умейте преодолевать любые барьеры !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.