Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемLiliya Ilyanitskaya
1 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: КОГНИТИВНО- КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД Научный руководитель Сергей Николаевич Северин кандидат педагогических наук, доцент Магистрант Лилия Вячеславовна Ульяницкая-Гоменюк
2 8% - минимальный уровень сформированности коммуникативной компетентности 92% - нормативный уровень сформированности коммуникативной компетентности 0% - сверхнормативный уровень сформированности коммуникативной компетентности
3 Задачи исследования: 1. Конкретизировать сущность понятия «коммуникативная компетентность», определить критерии, показатели и уровни ее сформированности у студентов первого курса языковых специальностей. 2. Уточнить функции когнитивно-коммуникативного подхода в контексте языкового образования студентов и разработать модель формирования коммуникативной компетентности у студентов первого курса языковых специальностей. 3. Обосновать с позиции когнитивно-коммуникативного подхода и разработать методику формирования коммуникативной компетентности у студентов первого курса языковых специальностей. 4. Экспериментально апробировать и определить эффективность методики формирования коммуникативной компетентности у студентов первого курса языковых специальностей.
4 Коммуникативная компетентность Коммуникативная компетентность – интегративное профессионально- личностное качество специалиста, обладающего лингвистическими, коммуникативными и социокультурными знаниями, стратегиями, опытом и умением эффективного социального взаимодействия с представителями родной и иной культур.
5 Лингвистические, коммуникативные и социокультурные ЗНАНИЯ Лингвистические, коммуникативные и социокультурные УМЕНИЯ ОПЫТ взаимодействия с представителями иной культуры МОТИВАЦИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
6 КРИТЕРИИ сформированности коммуникативной компетентности у студентов первого курса языковых специальностей: лингвистические, коммуникативные и социокультурные знания; лингвистические, коммуникативные и социокультурные умения; опыт взаимодействия с представителями иной культуры; мотивация.
7 УРОВНИ сформированности коммуникативной компетентности у студентов первого курса языковых специальностей: нулевой минимальный нормативный сверхнормативный
8 Функции когнитивно- коммуникативного подхода: ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЕДИНСТВЕ С ОВЛАДЕНИЕМ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНОЙ МИРА, ПОСРЕДСТВОМ ИНОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ ВАРИАТИВНЫХ КОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ (формирование ассоциаций и аналогий; перефразирование; связывание; группировка; классификация; идентификация основных идей и др.).
9 МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ: 1. Концептуальный блок 2. Целевой блок 3. Диагностический блок 4. Конструктивно- содержательный блок 5. Инструментальный блок 6. Блок ресурсообеспечения 7. Результативный блок
10 МЕТОДИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
11 1 ЭТАП: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ диагностика уровня сформированности коммуникативной компетентности; отбор содержания обучения иностранному языку конкретной целевой группы; подборка материала и разработка упражнений для достижения стратегической цели обучения.
12 2 ЭТАП: РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ лингвистических, коммуникативных и социокультурных знаний; ЗАДАЧА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: обеспечить вариативность упражнений, требующих категоризации, классификации, обобщения, систематизации, применения языковой догадки, установки корреляций, а также задействования стратегий, обусловливающих такие процессы восприятия как выделение определенных признаков и идентификация.
13 ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ и РАЗВИТИЯ лингвистических, коммуникативных и социокультурных умений; ЗАДАЧА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: создать ситуации для развития стратегий контекстуальной речевой догадки, синтеза, анализа, интерференции (упражнения на установление логических связей, сравнение, сопоставление, выделение из контекста релевантной информации, формулирование выводов и умозаключений путем логической индукции и дедукции).
14 ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ когнитивного, коммуникативного, рефлексивного опыта Формирование стратегий критической оценки и интерпретации новой информации в рамках диалога культур. Ключевая роль отводится таким методам и формам работы как: игровые, диалогические, проблемно- поисковые, эвристические, задач но- ситуационные, анализа конкретных ситуаций (case study), а также методу проектов.
15 3 ЭТАП: ДИАГНОСТИКИ И РЕФЛЕКСИИ обратная связь преподавателя и студентов
16 Методическая разработка по теме «БрГУ им. А.С. Пушкина – Мой Университет» Когнитивные стратегии Поиск, структурирование, компоновка инфо; разработка когнитивной карты, кратких выводов; сравнительный и сопоставительный анализ Коммуникативные задачи Выражение своего мнения, согласия/несогласия; рассказ о структуре университете; доклад о преимуществах получения образования в университете по специальности «Современные иностранные языки» Форма работы Индивидуальная, парная, групповая Формируемые знания Лексический материал по теме «Университет», «Структура университета» Формируемые и развиваемые умения Просмотровое чтение, конспектирование, восприятие иноязычной речи на слух, подготовка сообщения и его презентация, участие в ролевой игре Формируемый опыт Когнитивный, коммуникативный, рефлексивный
17 1 этап 1) Изучите информацию о факультетах Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина на сайте 2) Запишите ключевые слова о каждом факультете. 3) Нарисуйте схему университета с названиями факультетов используя ключевые слова. Текст представьте в виде: когнитивной карты, диаграммы, таблицы, схемы, кругов Эйлера, например:
18 4) Используя разработанную когнитивную карту / схему / таблицу / диаграмму, расскажите своему партнеру о структуре университета и факультетах своего ВУЗа, затем поменяйтесь ролями.
19 2 этап 5) Подготовьте выступление /презентацию о Вашем университете для иностранного студента. Расскажите о всех плюсах обучения в Вашем университете. 6) Используя возможности сети Интернет найдите университеты, предлагающие получение высшего образования по Вашей специальности. Сравните образовательные программы Вашего университета с найденным Вами. Сравните и обобщите информацию. Представьте информацию в объеме слов.
20 3 этап 7) Представьте, что Вы стали студентом первого курса университета (колледжа) в Канаде / Англии /США /Швеции/ Австралии/ Китае/Тайланде. Расскажите об особенностях обучения в Вашей стране (изучаемых дисциплинах, дистанционном обучении, требованиях к студенту, стоимости обучения и др.). Используйте ресурсы сети Интернет для поиска необходимой инфо, результат представьте в виде ролевой игры на тему: «Встреча бывших одноклассников».
21 Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента Экспериментальная Группа Контрольная Группа Студент Констатирующи й этап Контрольный этап Студент Констатирующи й этап Контрольны й этап 2 нормативный сверхнормативный 4 нормативный 5 сверхнормативный 5 нормативный сверхнормативный 6 нормативный минимальный нормативный 9 сверхнормативный 10 нормативный 10 нормативный 11 нормативный 11 нормативный 12 минимальный нормативный 12 нормативный 13 нормативный сверхнормативный 13 нормативный 14 нормативный
22 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ РАЗРАБОТАНА В КОНТЕКСТЕ КОГНИТИВНО- КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА НАПРАВЛЕНА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ, КОММУНИКАТИВНЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И ОПЫТА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ У СТУДЕНТОВ В ЕДИНСТВЕ С ФОРМИРОВАНИЕМ КОГНИТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ И МОТИВАЦИИ.
23 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.