Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемваня нокаевуц
1 Советское государство в годы Выполнили : Туканова Вероника Пелымская Ирина Советское государство в годы Выполнили : Туканова Вероника Пелымская Ирина
2 1. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРИОД НЭПА. 2. РОССИЯ В ИЗГНАНИИ 3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СССР Х ГГ 4. ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА СССР В 1930 ГГ Содержание :
3 г. Политика военного коммунизма и, прежде всего, ее продовольственная составляющая вызвали рост недовольства со стороны крестьян. Советской власти пришлось жестоко подавлять их выступления на Среднем Поволжье, Дону, Кубани, в Западной Сибири. Антибольшевистские настроения охватили даже Балтийский флот бывший оплот большевиков в октябрьские дни 1917 г.
4 Весной и летом 1921 г. положение обострил невиданный по масштабам голод в Поволжье. Причины : отсутствие зерна, изъятого по осени в ходе продразверсток и недостаточного даже на посев, засуха Следствие : 1) Погибло более 5 млн человек. 2) Национальный доход в период с 1917 по 1920 гг. упал с 11 млрд. до 4 млрд. рублей 3) Промышленное производство сократилось в семь раз по сравнению с 1913 г., металла выплавляли столько же, сколько при Петре I, нефть добывали на уровне Х I Х столетия 4) Из - за нехватки топлива закрылись многие предприятия, производительность труда составляла лишь 20% от довоенной, железные дороги перевозили лишь 12% грузов ( по сравнению с тем же временем ) 5) Переход к новой экономической политике ( нэпу )
5 Нэп был призван преодолеть не только экономический кризис, но и политический, вернуть доверие населения к власти большевиков, существенно подорванное трагедией голода и хозяйственными неурядицами. Задачи : 1) замена продразверстки продналогом ( продналог установленный государством фиксированный обязательный платеж, взимаемый с крестьянских хозяйств ) 2) денационализация ( возвращение прежним владельцам ) мелкой и части средней промышленности 3) децентрализация ( перенос управления на места ) хозяйства 4) начальное планирование экономического производства 5) разрешение вложения в экономику иностранного капитала 6) развитие сельскохозяйственной кооперации 7) аренда земли и право использования наемной рабочей силы 8) отмена всеобщей трудовой повинности 9) финансовая реформа 10) стабилизация рубля.
6 Нэп продолжался с 1921 до 1929 г. Успехи нэпа : 1) возвращение страны в 1923 г. на мировой сельскохозяйственный рынок 2) восстановление к 1927 г. почти в полном объеме довоенного уровня сельскохозяйственного производства.
7 События Первой мировой и Гражданской войн, двух революций ускорили распад Российской империи. Прибалтийские государства Латвия, Литва, Эстония, а также Польша стали самостоятельными. 31 декабря 1917 г. Финляндия получила независимость. На остальной территории бывшей империи установилась советская власть. Формально автономными считались Украина, Белоруссия и закавказские республики Грузия, Армения, Азербайджан, объединенные в Закавказскую Федерацию.
8 30 декабря 1922 г. на Первом Всесоюзном съезде Советов было провозглашено образование СССР Союза Советских Социалистических Республик, просуществовавшего до 25 декабря 1991 г. Первоначально в составе СССР было 4 республики РСФСР, УССР, БССР и Закавказская Федерация. В результате многолетнего процесса национально - государственного размежевания к моменту распада в 1991 г. СССР насчитывал 15 союзных республик Россию, Украину, Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, Молдавию, Грузию, Армению, Азербайджан, Киргизию, Туркмению, Таджикистан, Литву, Латвию, Эстонию.
10 В начале введения нэпа обострилась борьба за лидерство внутри руководства большевистской партии. Эти кризисные процессы были связаны с ухудшением состояния здоровья бесспорного вождя большевиков В. И. Ленина. Самой популярной после председателя Совнаркома фигурой у большевиков был Л. Д. Троцкий. Он внес неоспоримый вклад и в совершение самого Октябрьского переворота, и в организацию Красной Армии, и в победу в Гражданской войне. Претендовать на роль наследников угасающего вождя могли, кроме того, Г. Е. Зиновьев ( вместе с которым Ленин скрывался от Временного правительства в Разливе летом 1917 г.) и Л. Б. Каменев ( также один из ближайших ленинских соратников ). Но все они недооценили И. В. Сталина. С 1922 г. он являлся генеральным секретарем ЦК ВКП ( б ).
11 Владимир Ильич Ленин Лев Давидович Троцкий
12 Зиновьев Григорий Евсеевич Каменев Лев Борисович
13 Иосиф Виссарионович Сталин
14 В конце х гг. начался кризис нэпа. 1) Промышленность СССР не успевала за развитием сельского хозяйства. 2) Крестьянин - единоличник не мог купить на вырученные от продажи своей продукции деньги необходимые промышленные товары. 3) Посевные площади стали сокращаться. 4) Упали государственные закупки сельхозпродуктов, в городах начался голод. 5) Преодолеть кризис можно было двумя путями.
15 В 1928 г. было решено провести коллективизацию Коллективизация это политика советского государства, направленная на массовое создание насильственными методами коллективных хозяйств колхозов.
17 Цели коллективизации : 1) ликвидация кулачества как класса 2) обобществление средств производства 3) централизованное управление сельским хозяйством 4) повышение эффективности сельскохозяйственного труда 5) получение средств на индустриализацию страны
19 Итоги коллективизации : 1) голод в основных хлебопроизводящих районах страны, унесший несколько миллионов жизней 2) начался новый виток репрессий в стране 3) в 1934 г. коллективизация в основном была завершена
20 Насильственное проведение коллективизации обеспечило приток средств для проведения индустриализации индустриализация процесс создания крупного машинного производства, формирование новой социальной структуры и переход на этой основе от аграрного общества к индустриальному
22 Целями индустриализации определялись : 1) преодоление технико - экономической отсталости СССР от развитых западных государств 2) превращение страны из аграрной в индустриальную 3) ликвидация отсталости аграрного сектора экономики 4) создание мощной оборонной системы 5) укрепление международного положения СССР
24 Для успешного проведения коллективизации и индустриализации потребовалось держать в повиновении миллионы людей, не допускать никаких проявлений самостоятельности и инакомыслия. С этой целью в нашей стране была создана могучая репрессивная система, возникшая еще в годы Гражданской войны и окончательно сформировавшаяся в х гг. Ее основу составили органы наркомата внутренних дел НКВД, пришедшие на смену ВЧК - ОГПУ ( ВЧК всероссийская, затем всесоюзная чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, ОГПУ объединенное государственное политическое управление ), которые постепенно вышли из - под контроля не только государства, но и партийного аппарата, непосредственно подчиняясь лишь И. В. Сталину.
25 Органы НКВД создали огромную сеть осведомителей, секретных агентов, « стучавших » о любых проявлениях нелояльности к партии, государству, их вождям. Часто эти доносы просто фабриковались, но по ним арестовывались миллионы людей, сотни тысяч расстреливались, а остальные попадали в ГУЛАГ ( ГУЛАГ Главное управление исправительно - трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения НКВД, а затем МВД СССР ) минимум на десять лет. Репрессиям в те годы подвергались целые семьи : если арестовывался муж, то вскоре забирали жену и детей.
27 Режим власти, созданный И. В. Сталиным в е гг., получил название тоталитарного. При тоталитаризме во главе государства стоит один человек, осуществляющий высшую власть. Отсутствуют всякие права и свободы, подавляется любое инакомыслие, единственно верной провозглашается та доктрина ( доктрина учение, научная теория, система политических воззрений, руководящий принцип ), которой придерживается лидер.
28 1920- х гг. В годы первой пятилетки развернулось большое школьное строительство. пятилетка пятилетний план социально - экономического развития страны и период его осуществления Еще в х гг. большевики обещали поставить народного учителя на невиданную в России высоту, что привлекло на их сторону значительную часть преподавателей, получивших образование еще до революции. Педагогические институты, училища, техникумы увеличивали выпуск учителей. Все это позволило в 1932 г. ввести обязательное начальное четырехклассное обучение. За годы второй пятилетки в основном была решена проблема охвата обучением детей школьного возраста. Поэтому была выдвинута новая задача постепенный переход к неполному среднему (7 классов ) образованию.
30 Одним из новых обязательных предметов во всех вузах стал научный атеизм ( атеизм система воззрений, отвергающая всю совокупность религиозных представлений ). Ожесточенность борьбы с религией, развернутой советской властью, объяснялась прежде всего тем, что вековое мировоззрение, основанное на служении Богу и жизни по его заповедям, оказалось несовместимым с мифами о всевластии человека и служении его социальным утопиям, кроме того, Церковь как носительница и хранительница народных традиций не смогла примириться с большевистским подходом к культуре и образованию. Репрессии в отношении священнослужителей и верующих, изъятие церковных ценностей начались еще в годы Гражданской войны, но особый размах приобрели в е.
31 1920- х гг х гг. Непросто складывались отношения новой власти с учеными. Центром научной жизни в России была Академия наук, куда входили крупнейшие специалисты. Лишь после ее пополнения новыми кадрами ученых - марксистов, отъезда многих дореволюционных академиков за границу, исключения инакомыслящих из академических рядов Академия наук СССР к концу х гг. стала частью советской идеологической и культурной системы. Если в этом десятилетии связи советских ученых с их зарубежными коллегами развивались успешно, то с началом х гг. международные контакты начали сворачиваться, советских ученых практически не выпускали в зарубежные командировки, а иностранцы почти перестали приглашаться в СССР. Это можно частично объяснить засекречиванием научных исследований в физике, химии, биологии, которые могли принести ощутимый результат в оборонной промышленности.
32 Академия наук СССР
33 1920- х гг. До середины х гг. сказывалось влияние « серебряного века » русского искусства. Его творческая инерция была столь сильна, что выдержала все революционные бури. Многих мастеров увлекла идея сделать высокую классическую культуру достоянием народа. Возникли новые формы пропаганды искусства : митинги - концерты, театрализованные представления на улицах и площадях ( они дожили до наших дней, например, народные гулянья в День города и т. д.). В рамках новой культуры вполне мирно уживались различные направления от классического реализма до модернизма.
34 Международного признания добились художники Малевич и Кандинский Картина Малевича « Два крестьянина на фоне полей » Картина Кандинского
35 Малевич Казимир Северинович Кандинский Василий Васильевич
36 К достижениям советской литературы и искусства х гг. можно отнести романы М. А. Шолохова « Тихий Дон » и « Поднятая целина », симфонии С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича, фильмы С. М. Эйзенштейна « Броненосец Потемкин » и В. И. Пудовкина « Мать »
37 Шолохов Михаил Александрович Прокофьев Сергей Сергеевич
38 Эйзенштейн Сергей Михайлович Шостакович Дмитрий Дмитриевич
39 Пудовкин Всеволод Илларионович
40 Уже в 1936 г., подводя итоги второй пятилетки ), Сталин заявил, что в СССР построено в основном социалистическое общество. Реализация этой задачи резко изменила социальный облик нашей страны. Индустриализация вызвала резкий рост численности рабочего класса с 9 млн. человек в 1928 г. до 23 млн. человек в 1940 г. Строительство новых предприятий (4,5 тыс. только за первые две пятилетки ) покончило с безработицей в стране, последняя биржа труда закрылась в 1930 г. Но по - прежнему высокой оставалась текучесть кадров ( переход рабочих и служащих с одного предприятия на другое ), немало было прогулов и опозданий на работу. В 1938 г. в стране были введены трудовые книжки, которые вот уже почти 70 лет являются единственным источником сведений о трудовом стаже работников.
41 Итоги : Если сравнить построенное в СССР за годы предвоенных пятилеток социалистическое общество с тем, каким его представляли себе основоположники марксизма свободным от эксплуатации, с отмирающей государственной властью, развитой демократией, то несоответствие окажется колоссальным. Общим можно назвать только формальную ликвидацию частной собственности на орудия и средства производства и, соответственно, ликвидацию эксплуататорских классов. Во всем остальном трудно найти сходство между социалистическим идеалом, социалистическим проектом и советским обществом х гг. Общественная собственность не находилась в собственности народа, ею управляла номенклатура, постепенно превращавшаяся в новый привилегированный класс.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.