Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВладимир Олсиник
1 Инновационная деятельность предприятия
2 План лекции: 1. Сущность и классификация инноваций. 2. Инновационный процесс. Трансфер инноваций 3. Признаки инновационного предприятия 4. Финансирование инновационных проектов 5. Организация инновационной деятельности предприятия 6. Инновационные стратегии предприятия
3 Инновация (1911 г)– изменение, новая комбинация факторов производства и знаний, приносящая прибыль. Перечень изменений: -новая техника; -новые формы организации производства, труда, управления; -новое сырье и материалы; -новый продукт; -новый рынок
4 Инновация (1939 г)– новое применение научных и технических знаний, приводящее к успеху на рынке. 3 признака инноваций: -новизна; -производственная применимость; -экономическая выгода.
5 Инновация – конечный результат инновационного процесса, получивший материальное воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынок; нового или усовершенствованного технологического процесса, применимого в производстве; нового подхода к социальным услугам. (Руководство Осло, Руководство Фраскати)
6 2. По отношению к предшественнику: Открывающие инновации Замещающие инновации Отменяющие инновации Ретроновации 1. По степени новизны: Радикальные Модифицирующие Комбинаторные (условные ) Имитационные Классификация инноваций: 3. По содержанию: Новый продукт Новый рынок и т. д 1. Понятие и классификация инноваций 4. По масштабам применения: Локальные (точечные) Диффузные Инновации развития (стратегические) Кризисные инновации (реактивные) 5. По цели: 6. По источнику возникновения идеи: Восходящие инновации Нисходящие инновации 7. По основе нововведения: С технологической доминантой С маркетинговой доминантой
7 Инновационная деятельность Деятельность, направленная на создание, разработку, внедрение и использование новшеств в целях развития субъекта хозяйствования; Превращение потенциального научно- технического прогресса в реальный.
8 Значение инновационной деятельности на микроуровне Повышение качества и конкурентоспособности продукта; Ключ к высокой эффективности производства; Улучшение финансовых результатов работы предприятия; Улучшение имиджа и повышение конкурентного статуса компании; Адаптация к изменениям внешней и внутренней среды; Повышение квалификации персонала и рост уровня оплаты труда; Укрепление партнерских связей
9 Принципы инновационного менеджмента 1. Направленность инноваций на потребителя 2. Разделение традиционного и инновационного управления 3. Приоритетный характер инноваций в развитии предприятия 4. Учет фактора времени 5. Учет риска и неопределенности 6. Ресурсная поддержка инноваций 7. Учет человеческого фактора 8. Комплексность и непрерывность инноваций 9. Всеобщая вовлеченность в инновационную деятельность
10 Инновационный процесс: Это творческий процесс создания и преобразования научных знаний в новую продукцию, признаваемую потребителем (Бовин, Гершман); Это целенаправленная цепь действий по инициации инноваций, разработке новых продуктов и операций, их реализации на рынке и дальнейшей диффузии (Вертакова, Симоненко)
11 Инновационный процесс– это путь, который проходит идея от зарождения до практического ее использования, или процесс превращения научных знаний в инновацию.
12 1. Основные этапы инновационного процесса Этапы инновационного процесса ФИПИР(ОП) ОН ПН РНЭ(П ) У наука потребление Рынок новшеств производств о Рынок новой наукоемкой продукции
13 1 этап: ФИ- фундаментальные исследования. Главная задача- развитие теорий, познание законов и закономерностей. Выполняется в НИИ РАН, в вузах. Продукт- публикации (информация, содержащая новое знание) 2 этап: ПИ- прикладные исследования Использование результатов фундаментальных исследований в конкретной отрасли. Выполняется в отраслевых научных организациях и ВУЗах. Результат – отраслевые стандарты, методики, инструкции. 3 этап: Р- разработки Изготовление комплектов документов, необходимых для реализации проекта Осуществляется защита авторских прав Выполняется в конструкторских бюро и технологических институтах 1. Основные этапы инновационного процесса
14 4 этап: ОП- опытное производство. Главная задача- создание первых образцов изделий для проверки проектных характеристик. 5 этап: ОН- освоение новшества. Главная задача- подготовка предприятия к выпуску новой продукции или освоения новой технологии. 6 этап: ПН- производство новшества РН – реализация новшества. Главная задача – определение темпов наращивания выпуска новой продукции исходя из психологии поведения потребителей. 7 этап: Э(П)- эксплуатация (потребление). Главная задача – изучение степени удовлетворенности потребителей. 8 этап: У- утилизация. Главная задача- снижение пагубного влияния новшества на экологию и человека.
15 Виды инновационных процессов ПРОСТОЙ НАТУРАЛЬНЫЙ – все стадии протекают в рамках одной организации ПРОСТОЙ ТОВАРНЫЙ – разработка реализуется только одному производителю (исключительная, полная лицензии) ДИФФУЗНЫЙ – многократная продажа разработки многим производителям 1. Основные этапы инновационного процесса С точки зрения полноты этапов: Полный инновационный процесс Сокращенный инновационный процесс
16 Научно-техническая продукция -это результаты интеллектуальной деятельности, имеющие коммерческое значение и реализуемые потребителю как в материальной (наукоёмкая продукция), так и в нематериальной (ОПС, инновационные услуги) форме.
17 Трансфер – передача новшества по этапам инновационного процесса Способы трансфера : 1. Коммерческий – продажа наукоемкой продукции, лицензий, инжиниринговые услуги, прямые и портфельные инвестиции, совместное проведение НИОКР. 2. Некоммерческий –передача информации с помощью публикаций, стажировок, обучения, выставок, ярмарок, конференций, симпозиумов 2. Трансферт инноваций Правила трансфера : Защита авторских прав, оформление ОПС; Выбор способа трансфера; Выбор вида лицензии; Выбор вида платежа за лицензию; Соблюдение обязанностей продавца и покупателя лицензии Основной способ коммерческого трансфера – продажа лицензий.
18 Количество патентных заявок на 10 тыс. населения Республика Корея – 10,9 Германия – 6 США – 5 Финляндия – 4,9 Швеция – 4,7 Россия – 2,83 Коэффициент патентования – отношение заявок, поданных за рубежом к числу национальных заявок (в странах-лидерах – 50, в России – 1,4)
19 Лицензия – разрешение, выдаваемое за соответствующее вознаграждение юридическим или физическим лицом (лицензиаром) другому юридическому или физическому лицу (лицензиату) на промышленное или коммерческое использование ОПС. Виды лицензий: 1. Простая 2. Исключительная 3. Полная 4. Перекрестная 5. Обязательная 6. Принудительная 7. Открытая 8. Патронирующая 9. Оберточная 2. Трансферт инноваций
20 Доля инновационных компаний в общем их количестве Германия – 70%; Ирландия – 57%; Бельгия – 60%; Эстония – 55 %; Россия – 9,4%. К 2020 г. планируется довести этот показатель в России до 40 – 50%.
21 Инновационной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение инноваторов, осуществляющее в качестве основной инновационную деятельность де-факто и в соответствии с учредительными документами. Физическое лицо, занятое инновационной деятельностью, признается инноватором (проект Закона «О господдержке инновационной деятельности»)
22 Инновационным является предприятие, в котором более 70% продукции относится к инновационной. Синонимы: обновляющаяся, обучающаяся, инновационная организация, предприятие XXI века.
23 Признаки инновационного предприятия: 1) Высокий уровень образования и квалификации персонала (>70% должностей требуют высшего образования); 2) Предприятие - система, способная к развитию и имеющая инновативную оргкультуру; 3) Персонал – главное богатство инновационного предприятия; 4) Три группы персонала: ключевые специалисты, штатные сотрудники, альтернативный персонал; 5) Модульный характер производственной структуры по продуктовому принципу; 6) Наличие рабочих мест вне предприятия; 7) Позитивное отношение руководства к
24 8) Особая логика развития – «от результата к ресурсам»; 9) Творческая атмосфера, наличие технологии работы с идеями; 10) Активное отношение к внешней среде (изменение мира); 11) Ориентация на постоянные изменения; 12) Создание инноваций – вид бизнеса, а не отдельная функция; 13) Автономия, самостоятельность подразделений;
25 14) Способность реагировать оперативно; 15) Наличие службы маркетинга; 16) Предприятие работает в высокотехнологичном секторе; 17) Растущий инновационный потенциал; 18) Наличие должности инновационного топ- менеджера; 19) Активное участие в выставках; 20) Развитие и расширение ассортимента и номенклатуры продукции;
26 21) К-т инновационности выше среднего (В России > 1.4%, в мире >4.5%); 22) К-т Тобина больше единицы; 23) Положительная динамика коэффициента отдачи затрат на НИОКР; 24) Рост результативности ИД (доли новой продукции, показателей обновления ОФ, количества патентов, доходов от продажи лицензий…).
27 2. Организация ИД на предприятии: Три формы организации ИД: Приобретение лицензий (патентов) у разработчиков (не нужны инновационные подразделения) «ЛИЦЕНЗИАТ»; Собственные исследования и разработки (инновационные подразделения для разработки и реализации проектов, инновационный топ- менеджер) «ИНТЕГРАТОР, ЛИЦЕНЗИАР»; Кооперирование с НИИ и ВУЗами (инновационные подразделения для реализации проектов, менеджеры среднего уровня) «ОРГАНИЗАТОР».
28 Технологии работы с идеями в компании (Р. Такер): 1. Система предложений (идеи поступают в инновационный совет компании, затем руководству); 2. Команды непрерывного совершенствования (аналог кружков качества в подразделениях, идеи поступают руководителю подразделения, затем руководству компании); 3. Политика открытых дверей (идеи поступают руководителю компании напрямую); 4. Новые венчурные команды (идеи поступают в НВК, имеющую широкие полномочия); 5. Инкубатор идей (идеи разрабатываются в специальных лабораториях идей, направляются руководству);
29 6. Выдвижение и реализация идей в масштабах организации (спец.группы по направлениям, куда стекаются идеи из всех подразделений, спецгруппы направляют идеи руководству компании); 7. Инновационные команды (создается единая инновационная команда как сетевое подразделение, куда на добровольной основе входят инноваторы из каждого подразделения, подчиняется руководителю компании); 8. Катализатор инноваций ( образование ряда инновационных команд в рамках подразделений, каждая из которых выступает как самостоятельная бизнес-единица, идеи не обсуждаются с руководством).
30 Источники финансирования Собственные средства (80%) Привлеченные и заемные средства (14-15%) Госбюджет (5-6%)
32 Венчурный капитал - Это особая форма инвестирования в проекты с высокой степенью риска в обмен на участие в прибыли или долю в уставном капитале. Инвестор разделяет инновационные риски вместе с разработчиком новшества и его производителем.
33 Принципы венчурного финансирования Отсутствие гарантий возврата вложенных средств (риск); Ориентация на сверхприбыль (145% - средняя доходность, % - нормальная доходность); Участие инвестора в управлении рисковой компанией; Поэтапность финансирования; Финансирование разномасштабных проектов (возможно, разноотраслевых).
34 1)Оценивается команда проекта(истории успеха и провалов, лидер); 2)Патентоспособность разработок; 3)Должна быть рассекречена информация о содержании интеллектуальной собственности; 4)Уникальность (уникальные продукт, технология, сырье и материалы, специалисты); 5)Перспектива роста рынка
36 Физ.лица Бизнес - ангелы Банки, страховые, лизинговые компании Реальный сектор Государство Зарубежные инвесторы Управляюща я компания Венчурный фонд Стартующие компании Действующие предприятия
37 Достоинства венчурного финансирования Высокая доходность венчурного капитала (за счёт роста компании); Долгосрочный характер инвестиций (10-12 лет): Действенные методы минимизации рисков; Финансирование ранних (дорыночных) стадий ИП.
38 Источники формирования венчурного капитала США: зарубежные инвестиции, финансовые институты (в т.ч. пенсионные фонды), реальный сектор; ЕВРОПА: государство, университеты, банки; РОССИЯ: государство, банки, незначительно частный реальный сектор экономики.
39 Направления использования венчурного капитала: США: телекоммуникации, программное обеспечение, медицина, энергетика, микроэлектроника; ЕВРОПА: машиностроение, переработка отходов, высокая мода, досуг и отдых; РОССИЯ: добыча и переработка ресурсов, энергосбережение, развитие технологий.
40 Инновационная стратегия компании – это: Набор правил и норм, формирующих и определяющих систему отбора и реализации нововведений в соответствии с общей стратегией развития компании; Способ достижения и реализации целевого уровня инновационного развития организации.
41 Виды инновационных стратегий
42 Виды инновационных стратегий (по Медынскому В. Г.) Наступательная Оборонительная Лидерская, агрессивная Копирование, имитационная «Ловкий второй»Защитная (традиционная) Промежуточная Оппортунистическая Мэрджер ( слияние и поглощение) Кайдзен (постоянные непрерывные улучшения)
43 Инновационные стратегии по отношению к конкурентам: 1) Стратегия блокирования конкурентов: -Защита авторских прав, патентование, ноу-хау; -Резкое снижение цен в случае появления конкурентов на рынке. 2) Стратегия опережения (постоянные непрерывные улучшения). 3) Стратегия сотрудничества с конкурентами (распределение рынка, продажа лицензий, в т.ч. франшизы).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.