Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемAy Luna
1 Современные подходы к определению здоровья (презентация доклада) выполненного в рамках самостоятельной работы по дисциплине «Психология здоровья» Выполнила: студентка 5 курса ФПМиМ гр.6203 Сат Д.В. Руководитель: кандидат биологических наук, доцент Хоч Н. С г.
2 1. Понятия «здоровье» и болезнь». 2. Здоровье как предмет междисциплинарного исследования, и его современные подходы Комплексный подход Нормоцентрический подход Феноменологический подход 2.4. Холистический подход Эволюционистский подход Социально – ориентированный и кросс – культурный подходы Дискурсивный подход Аксиологический подход Акмеологический подход. 3. Психологические традиции исследования проблем здоровья и болезни. Содержание:
3 Здоровье и болезнь относятся к числу тех диалектических, взаимодополняющих понятий, которые в принципе не могут быть однозначно определены, и их постоянное осмысление, переоценка приводит к становлению нового знания, к формированию более целостного взгляда на феномен человека. Здоровье явление самостоятельное и многоаспектное, что требует глубокого, непредвзятого исследования. Эмпирически обоснованные представления о природе болезни и патологии нужно дополнить столь же основательным знанием о том, что означает быть здоровым, этого требует принцип комплиментарности, применение которого в психологии позволяет избежать чрезмерно узкого и одностороннего подхода к психической реальности. 1. Понятия «здоровье» и «болезнь».
4 Подходы к определению здоровья Комплексный Нормоцентрический Феноменологический Акмеологический Дискурсивный Социально ориентированный Холистический Кросс-культурный Эволюционистский 2. Здоровье как предмет междисциплинарного исследования и его современные подходы
5 В рамках комплексного подхода здоровье рассматривается как многомерный феномен, сложный и неоднородный по своему составу, сочетающий в себе гетерогенные, качественно различные компоненты. Такое понимание, в частности, отражено в формулировке Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это не только отсутствие каких- либо болезней и дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье определяется как благополучие в самом широком смысле. Это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. Этот сложный продукт – результат влияния генетической предрасположенности, среды и особенностей индивидуального развития» 2.1. Комплексный подход:
6 Нормоцентрический подход наиболее ярко представлен в традиционной медицине и психиатрии, где здоровье рассматривается как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида. Это некий оптимальный уровень функционирования организма и психики Нормоцентрический подход
7 Феноменологический подход на первое место выдвигает субъективные переживания человека. Здесь здоровье рассматривается через призму проявления индивидуального, неповторимого способа «бытия- в-мире». К недостаткам данного подхода относят прежде всего то, что полученные в рамках таких исследований данные практически не допускают строго научной формализации и верификации Феноменологический подход
8 Холистический подход основан на представлении о здоровье как системном качестве, как обретаемой в процессе становления личностной целостности, как определенного уровня интегрированности личности (С. Гроф, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др.). В таком контексте интегрированность является одной из основных характеристик здоровой психики Холистический подход
9 Эволюционистский подход отличается тем, что любые явления душевной жизни, любые внутриличностные преобразования оцениваются в широком контексте обще видовой эволюции (В.И. Вернадский, В.П. Казначеев, Е.А. Спирин, К. Лоренц и др.). Согласно такому подходу любое проявление человеческой природы признается здоровым или больным в зависимости от его целесообразности для обще видовой адаптации Эволюционистский подход:
10 Социально ориентированный и кросс-культурный подходы акцентируют внимание на влиянии цивилизации или наиболее общих форм социального бытия на здоровье и полноценное развитие отдельного индивида, рассматривают здоровье в контексте различающихся культурно- исторических условий, в рамках определенных национальных групп (Г. Маркузе, Ж.-Ж. Руссо, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни и др.) Социально – ориентированный и кросс – культурный подходы
11 Любое представление о здоровье может быть исследовано как продукт определенного дискурса, имеющего собственную внутреннюю логику конструирования или концептуализации социальной реальности (В.М. Розин, М. Фуко). Здоровье рассматривается как социальное явление, представляющее собой проекцию и объективацию сложной системы дискурсов. Основной задачей исследователя в связи с этим является дискурсивный анализ структуры устойчивых представлений и схем, регулирующих социальную практику оздоровления и определяющих современное понимание здоровья и болезни. Предполагается, что под действием медицинского дискурса современный человек привыкает решать все проблемы, связанные со здоровьем, исключительно «техническим путем» – употреблением медикаментов, обращением к специалисту-медику; он все неотвратимее затягивается в «воронку медицинского потребления». В поле духовно-экологического дискурса приоритетное значение приобретают предельные возможности самореализации личности, ее духовные и нравственные детерминанты Дискурсивный подход
12 В свете аксиологического подхода здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии. Доминирование тех или иных ценностей, как и их переоценка, рассматриваются в качестве факторов, определяющего здоровье индивида (А. Кемпински, А. Маслоу и др.) Аксиологический подход
13 В акмеологическом подходе здоровье выступает в качестве основного и необходимого условия актуализации высших («вершинных») возможностей человеческой природы. В рамках такого видения предполагается наличие «микроакме здоровья» как личностного конструкта, имеющего первостепенное значение для реализации всех видов высших (предельных) возможностей человека, выступающего как критерий его жизнестойкости и в значительной мере определяющего вклад отдельной личности в общечеловеческую культуру Акмеологический подход
14 Выделяются несколько психологических традиций исследования проблем здоровья и болезни: первая сложилась в рамках когнитивной психологии, вторая – в гуманистической, третья – в русле теории социальных представлений. Когнитивистски ориентированный подход предлагает рассматривать познавательные процессы в качестве основных механизмов, которые направляют поведение человека, связанное с болезнью и здоровьем. Основное внимание исследователей направлено на изучение того, как отдельно взятый индивид перерабатывает информацию, как он ее отбирает с помощью аттитюдов и убеждений, допуская при этом ошибки. Индивид здесь рационален. В качестве примеров этой традиции авторы указывают на теорию причинного действия (Айзен, Фишбейн) и теорию запланированного поведения (Айзен), модель убеждений о здоровье (Розеншток), транс теоретическую модель изменения поведения (Прохазка, Ди Клемент, Норкросс). 3. Психологические традиции исследования проблем здоровья и болезни
15 Совершенно иная традиция исследования проблем здоровья и болезни сложилась в гуманистической психологии. Здесь разрабатывается «целостный подход к здоровью, в котором физическое и психическое здоровье представляются взаимосвязанными и, более того, оказываются связанными с высшими ценностями, целями, потребностями. Таким образом, в рамках этого направления основное внимание предлагается уделять изучению уникальной и неповторимой личности, а не отдельным ее компонентам, например, таким, как познавательные процессы. Построение модели здоровья в гуманистической психологии базируется на представлении о базовом стремлении человека к росту, самоактуализации, поскольку потребность в здоровье является компонентом высшего уровня потребностей – потребности в самоактуализации (Маслоу). Достижение здорового образа жизни в данном случае связывают с поиском своего аутентичного Я, самопознанием, которое понимается как осознание себя в контексте отношений с миром, другими людьми, обществом в целом.
16 В основе третьей традиции лежит теория социальных представлений. С точки зрения этой традиции здоровье и болезнь являются социальными, эмотивными, символическими сущностями, которые невозможно изучать, полагая, что индивид, осуществляющий поведение, связанное со здоровьем или болезнью, рационален. Адекватным способом изучения проблем здоровья и болезни в русле данной традиции становится рассмотрение обыденных представлений о здоровье и болезни, анализ того, как люди придают смысл здоровью и болезни, как эти «смыслы» затем изменяются, как обыденные представления о здоровье и болезни регулируют соответствующее поведение индивидов.
17 1. Васильева О. С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Издательский центр Академия, с. 2. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В., Залевский В.Г. Теоретические подходы и попытки построения интегральных моделей здоровья в контексте антропологической психологии // Сибирский психологический журнал. 2013, 50. С Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни // Сибирский психологический журнал Залевский Г.В. Психогигиена в контексте психологии здоровья: краткая история, задачи и проблемы // Г.В. Залевский. Избранные труды. Томск : Томский государственный университет, Т. 3. С. 203–211. Список литературы:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.