Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемОля Печерская
1 Педагог - психолог МБДОУ г. Иркутска детского сада 25 Печерская О. В.
2 Психоэмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста отличается нестабильностью, дети ещё не умеют адекватно выражать свои чувства, срываются на агрессию, закрываются в негативных переживаниях. Это отражается не только на психическом, но и на физическом здоровье детей. Для того чтобы научить детей самоконтролю, самопринятию, в каждой группе детского сада можно организовать уголок ( центр ) психологической разгрузки.
3 Кроме того, современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в : неумении контролировать свой гнев, выражая его открытой агрессией ; неуважении своих товарищей ; неспособности руководить своими эмоциями, настроением, чувствами. В связи с этим перед педагогом встаёт задача создания условий для формирования эмоционального благополучия ребят. Решить эту проблему помогает модель предметно - развивающей среды центр психологической разгрузки.
4 Перед содержательным наполнением центра психологической разгрузки стоят следующие цели : создание атмосферы психологического комфорта и обстановки положительной эмоциональности для активной, творческой личности ( дети могут не только побыть наедине с собой, но и почитать, порисовать и т. д.); обеспечение условий для развития произвольной саморегуляции двигательной активности малышей, а также их психофизического, эмоционального состояния ( с помощью игр, тренажёров ); организация работы по развитию коммуникативной компетентности ребят, то есть умения договариваться, находить компромисс, учиться отстаивать своё мнение ( через игровую, познавательную деятельность ).
5 Задачи организации уголка психологической разгрузки являются универсальными для всех групп детского сада, однако некоторые нюансы, связанные с возрастом воспитанников всё же есть : 1. Обучение саморегуляции, общению, решению конфликтов. Эта задача особенно актуальна для детей младшего дошкольного возраста, которые пережили или только вступили в кризис трёх лет, когда характерное « Я сам, моё » сталкивается с таким же посылом у сверстников, отчего возникают неизбежные конфликты относительно того, кто будет играть с той или иной игрушкой, кто будет « водой » в игре и т. д.; 2. Повышение самооценки детей. Повышенное внимание к этой задаче центра уделяется в средней и старшей группах, когда малыши оказываются очень зависимы от оценки авторитетных взрослых, то есть родителей и воспитателя ; 3. Обучение социально приемлемым способам поведения : как ответить на просьбу, как отказать, если она неприемлема и пр. Если в младшем дошкольном возрасте ( особенно в 1,5–3 года ) у малышей оценочная шкала приемлемости состоит только из « хочу » и « не хочу », то с возрастом она расширяется до « надо, потому что так делают все », « так сказал взрослый ». Ребёнка необходимо научить ориентироваться в этой системе ; 4. Воспитание навыка сотрудничества, чувства эмоционального единения с коллективом. Особую значимость этот аспект приобретает в старшей и подготовительной группах, так как дети готовятся к переходу на новый жизненный этап обучение в школе, где на принципе сотрудничества построена образовательная система.
6 Масштабность задач, стоящих перед организацией уголка психологической разрядки, определяет требования, которые должен учитывать педагог при содержательном наполнении этого блока предметно - развивающей среды : Разнообразие материалов : игры и игрушки для детей разного темперамента ( вряд ли флегматика заинтересует игра « Твистер »), книги разных жанров, наглядные пособия по актуальным для каждого возраста вопросам ( как нельзя обращаться с товарищами по игре для первой, второй младших групп, правила поведения в школе для подготовительной группы и т. д.); Доступность : все материалы должны быть понятны ребятам конкретной возрастной группы, так, например, ребята 6–7 лет могут выплеснуть свою злость, мутузя боксёрскую грушу, а вот малышам 1,5–4 лет даже дотянуться до неё может быть проблематично. Поэтому им удобнее использовать « баночки - кричалочки » ( ребёнок кричит в баночку, потом закрывает её, чтобы плохие слова и настроение не разлетелись по группе ); Безопасность : материалы центра не должны угрожать здоровью и безопасности детей, а также способствовать накоплению негативных эмоций ( игрушки без острых углов, даже отрицательные эмоции на средствах наглядности должны быть скорее смешными, нежели злыми и пр.); Актуальность : содержание уголка подбирается под те проблемы, с которыми сталкиваются малыши в группе. Так, если в первой младшей дети кусаются, то часть материалов должна способствовать искоренению такого способа выражения эмоций ( например, « подушка - кусочка » мягкая игрушка, которую ребёнок кусает, когда зол ).
7 Стандартными для групп любого возраста являются мешочки настроения : в плохой можно высказать плохое, а из хорошего взять хорошее. Очень важно научить девочек сотрудничать, мириться с мальчиками и наоборот, так как с возрастом малыши начинают стесняться друг друга, и от этого избегать совместных заданий, увеличивая число взаимных обид.
8 Уголок психологической разгрузки может быть составлен из двух зон : места для уединения : палатка или шатёр, раскинутый над стулом, где малыши могут посекретничать, помечтать, посмотреть картинки, фотографии ; стола ( полки, открытого шкафчика ) с материалами.
9 Назначение Средства РЕЛАКСАЦИЯ И РЕФЛЕКСИЯ Мягкий стул или небольшое кресло для чтения, просмотра фотографий. « Стул для размышлений » ( для того чтобы малыш смог вспомнить забытые им правила поведения, если обидел кого - то ) - важный элемент центра для любого возраста. « Волшебный стул » ( для поднятия настроения к грустному ребёнку, сидящему на стуле, подходят товарищи, поглаживают его по плечу, говорят ласковые слова ). Дошкольники младшего и среднего возраста таким образом ещё и развивают активный словарный запас. Фотоальбомы, мягкие игрушки, « Мамины ладошки » ( сшитые мамой варежки ), ракушки, морские камешки, чтобы перебирать эти предметы в руках. В младших группах такая работа это ещё и отличный вариант развития мелкой моторики.
10 НАЗНАЧЕНИЕСРЕДСТВА ОБУЧЕНИЕ СПОСОБАМ ПРИЕМЛИМОГО ВЫРАЖЕНИЯ АГРЕССИИ Боксёрская груша, « подушка - кусочка », « баночки - кричалочки », мишени для сублимации негативной энергии. Эти материалы подходят больше для старших групп, в младших лучше использовать « агрессивный коврик ». « Копилка плохого настроения » ( плохие слова, поступки « складываем » в копилку / банку / коробку ). « Агрессивный коврик » ( колючий коврик, чтобы, положив на него руку, малыш почувствовал, как может быть неприятно от чьей - то злости ). ОБУЧЕНИЕ САМООБЛАДАНИЮ, ПРИЁМАМ РЕГУЛЯЦИИ НАСТРОЕНИЯ Аудиозаписи со звуками природы ( шум моря, шорохи леса и т. д.) для отдыха. Цветные клубочки для сматывания ниток и успокоения. Волшебные предметы ( шляпа, башмачки, накидка ), чтобы почувствовать себя магом и поднять настроение. Игры с песком ( лучше, если это будет небольшая готовая песочница с формочками ), водой, пуговицами ( для заполнения сюжета рисунка по контуру ), крупой ( для сортировки ). « Мешочки с настроением » ( в « плохой » выдуваем плохое, из « хорошего » берём хорошее ). « Коробка добрых дел » ( чтобы отвлечься от негативных эмоций, вспоминаем, что было сделано сегодня хорошего и « кладём » этот поступок в коробку ). Работа с этими материалами будет понятна старшим дошкольникам, которые уже вполне осознанно могут дать оценку чужим и своим поступкам.
11 НАЗНАЧЕНИЕСРЕДСТВА ЭМОЦИОНАЛЬНО - РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ БЕСКОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ « Коробка - морилка » ( поссорившиеся жмут руки, продев их в коробку с вырезанными отверстиями ), « Подушечка примирения » с пришитыми к ней на резинке перчатками ( дети садятся на подушку вдвоём и продевают по одной руке в перчатку ), « Остров примирения » ( принцип тот же, что и подушечки, но только в качестве острова используется покрывало ). Игры « Азбука настроений », « Что такое хорошо, что такое плохо ?». « Доска настроений » ( например, в виде светофора с кармашками - эмотиконами, выражающими разные настроения веселье, грусть, нейтральное, ребёнок берёт свою фотографию, прикреплённую на палочку, и ставит в подходящий кармашек ).
12 НАЗНАЧЕНИЕСРЕДСТВА СНИЖЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ Подиум, куда приглашаются дети, отличившиеся в том или ином виде деятельности. Например, самый быстрый бегун в соревнованиях на прогулке. Стенд « Герой дня », куда определяются 1–2 фотографии детей, отличившихся чем - то положительным сегодня ( в учёбе, на прогулке и пр.). В младших и средней группе менять « героев » стоит дважды в день, чтобы у детей создавалась правильная мотивация для стараний. « Почётный стул » альтернатива подиуму ( при нехватке пространства ), для которого используется « волшебный стул » достаточно набросить покрывало.
13 НАЗНАЧЕНИЕСРЕДСТВА ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ СОТРУДНИЧЕСТВА В КОЛЛЕКТИВЕ Игры « Твистер », « Гусеница », « Весёлый коврик ». ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ, ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ СВОЁ НАСТРОЕНИЕ « Выставка рисунков » ( дети выражают на бумаге свои чувства и крепят зарисовки магнитом на небольшую магнитную доску ).
14 Организация материалов в центре психологической разгрузки происходит по стандартной модели : стенд с рисунками о правилах поведения, в старших группах с иллюстрированными вредными советами Г. Остера, а также свободным пространством для экспозиции рисунков ( если для этой цели не предполагается магнитная доска ); стол, комод или открытые полки для размещения материалов ; коробки для хранения мелких предметов ( пуговиц, камешков и пр.); Книги о дружбе, добре, с правилами поведения : стихотворения С. Михалкова, сказки В. Сутеева, либо те, что интересны детям в конкретном возрасте, например, волшебные сказки про Муми - троллей Т. Янссон для подготовительной группы.
15 В принципе, любые средства для организации уголка психологической разгрузки можно купить. Однако такой подход лишит элемент предметно - развивающей среды индивидуальности. Для эстетического воспитания дошколят очень важно видеть вокруг себя предметы, созданные руками человека, особенно, мам, пап, бабушек. Поэтому в оформление центра можно ( и нужно ) добавить элементы, выполненные самим взрослыми, а в старшей и подготовительной группе и самими детьми. Для создания стенда можно использовать лист фанеры, вырезанный под нужный размер и форму пространства. Если материалы крепить на него кнопками или двусторонним скотчем, что содержание можно часто обновлять. Хранить крупу, баночки, камешки и прочее удобно в ящичках небольшого комода. Каждую тару или коробку для материалов можно красиво оформить ( наклейками, рисунками, фетровыми аппликациями ), не забыв подписать. Картинки в настольных играх для долговечности стоит заламинировать. Мягкие материалы ( подушки, игрушки, коврики ) могут быть оформлены педагогом или родителями. Даже негативные эмоции на картинках должны быть смешными, а не злыми.
16 Поскольку суть понятия « психологическая разгрузка » сложна для детского понимания, уголок обычно называют так, чтобы малышам стало ясно его назначение : « Моё настроение »; « Маленькая страна хороших людей »; « Страна эмоций »; « Остров счастья »; « Страна дружбы »; « Уголок уединения ».
17 Целями и задачами организации центра психологической разгрузки игровая деятельность определяется ведущим способом активности в этой предметно - развивающей зоне. Для создания ситуации успеха реализации основного принципа в работе с детьми используются индивидуальные, парные и групповые формы работы. А также элементы театрализации, когда малыши играют роли и положительных, и отрицательных персонажей, стараются дать оценку и тем, и другим.
18 Уголок психологической разгрузки это важная часть предметно-развивающей среды группы, где дети не только получают навыки саморегуляции, общения в коллективе, но также имеют возможность поиграть в необычные, интересные игры, почитать, расслабиться. Или просто подумать, побыть наедине с собой и передохнуть от шумных игр. А педагог, используя ресурсы центра в методической практике, успешно вырабатывает индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребёнка.
19 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.