Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемОля Печерская
1 Педагог - психолог 1 КК Педагог - психолог 1 КК МБДОУ г. Иркутска детского сада 25 МБДОУ г. Иркутска детского сада 25 Печерская Ольга Владимировна Печерская Ольга Владимировна
2 Одним из ценнейших свойств глины является её способность актуализировать различные аспекты телесного опыта благодаря стимуляции тактильных ощущений и кинестетических реакций, а также создание объёмных образов. « Хотя любой вид арт - терапевтической деятельности включает определённые телесно - ориентированные компоненты, можно говорить о специальной группе арт - терапевтических техник, имеющих более выраженную телесно - ориентированную направленность » ( Копытин А. И., Корт Б., 2011). Среди задач применения данных техник называют : Профилактика и лечение соматических и психосоматических заболеваний ; Раскрытие творческих способностей ; Преодоление негативного, искажённого представления о собственном теле, алекситимии ; Формирование навыков эмоциональной саморегуляции и т. д. Актуальность
3 Не смотря на то, что в большинстве случаев дети дошкольного возраста любят работать с глиной и другими пластическими материалами, у некоторых дошкольников возникают робость и страх, когда им предлагается воспользоваться глиной. Как правило, это происходит по трём причинам : некоторые дети очень боятся испачкаться, других пугает новизна материала, последние же опасаются, что не справятся с задачей « правильно » слепить объёмный объект, поскольку многие воспринимают работу с глиной как ориентированную на создание какого - либо изделия, Техники, о которых пойдёт речь дальше, позволяют справиться с опасениями, связанными с работой с глиной, и кроме того, являясь очень простыми для выполнения, позволяют актуализировать и передать некоторые особенности восприятия своего тела, характеризующие образ Я. Простые техники работы с глиной, позволяющие актуализировать телесный опыт и представления о теле.
4 Необходимые материалы : Музыкальные произведения ( музыка снимает контроль и стимулирует творческое воображение ; Влажная глина ; Пластиковые подносы, или доски для лепки. Процесс : психолог предлагает детям положить руки на глину, закрыть глаза и почувствовать её, сделав несколько более глубоких, чем обычно, вдохов и выдохов. В течение нескольких минут дети с закрытыми глазами что - то делают из глины, совершая самые простые манипуляции, давая возможность своим пальцам свободно двигаться. Когда они заканчивают лепить, им предлагается открыть глаза и посмотреть на своё произведение, рассмотрев его со всех сторон. Если у них появляется желание что - то изменить в своём произведении или же добавить к нему что - либо, то они могут сделать это, продолжая работу уже с открытыми глазами. Затем, идентифицируясь с данной фигурой, представляя её как персонаж, дети при желании могут высказаться от её лица, сказать, как фигура себя ощущает. При этом ярко проявляются те качества « Я », которые актуализируются и выражаются посредством восприятия своего тела, пластическим отражением которого становится вылепленная фигура, её форма и расположение в пространстве. Техника « Манипуляции с глиной и лепка под музыку ».
5 Необходимые материалы : Влажная глина ; Пластиковые подносы, или доски для лепки. Данное просто упражнение может быть использовано с детьми дошкольного возраста, испытывающими негативные последствия стресса. Процесс : психолог предлагает детям закрыть глаза, и под музыку сначала разделить кусок глины на части, а затем сформировать из этих частей единый образ ( одно целое ). Так же, как и в предыдущем упражнении, когда дети заканчивают лепить, психолог просит их открыть глаза и посмотреть на своё произведение, рассмотреть его со всех сторон. Если у них появляется желание что - то добавить или изменить, они могут продолжить работу уже с открытыми глазами. Благодаря использованию глины детям удаётся не только визуализировать, но и воплотить материальный образ своего ресурсного состояния, связанного с ощущением целостности, пережить его как на психическом, так и на телесном уровне. Техника « От раздробленности к целостности ».
7 Оригинальной формой телесно - ориентированной практики с использованием глины является создание произведений босыми ногами. Подобная работа вызывает особенно сильные эмоциональные реакции у детей, так как сопровождается выраженными сенсорными и кинестетическими проявлениями. Основная цель данного упражнения – снятие эмоционального напряжения, профилактика и коррекция психосоматических нарушений, развитие творческих способностей. Необходимые материалы : Таз с глиняным замесом ; Ватманы по количеству участников ; Тазы с чистой водой, бумажные полотенца. Процесс : психолог предоставляет детям возможность создать картину босыми ногами с помощью глины. Для этого им необходимо закрыть глаза и « послушать » своё тело. Затем уже с открытыми глазами дети спонтанно совершают любые движения, доверяясь своему телу, размазывают глину по поверхности бумаги, оставляют отпечатки своих ступней, рисуют пальцами ног. Техника « Создание произведений из глины босыми ногами ».
8 Важным моментом работы является мытьё ног. Как правило, это длительный процесс, во время которого дети могут дополнительно избавиться от напряжения и испытать ощущение « очищения » и покоя. После мытья ног детям предлагается описать созданные образы, назвать несколько свободных ассоциаций и дать название своей картине. Данная часть работы позволяет решать несколько задач : проникнуться доверием к своему телу как к инструменту творческого самовыражения ; высказать ранее не высказываемое ; принять и понять красоту своего тела. Техника « Создание произведений из глины босыми ногами ».
9 Для реализации данной техники необходимы : Таз с глиняным замесом ; Музыкальные композиции, отвечающие состоянию психического здоровья детей ; Ватманы по количеству участников ; Тазы с чистой водой, бумажные полотенца. Процесс : психолог предлагает детям поработать с глиной, используя своё тело, и создать глиняные рисунки с отпечатками рук и ног. Затем он включает музыку и приглашает детей окунуть руки и ноги в таз с глиной для того, чтобы они могли начать создавать отпечатки на разложенных ватманских листах. На основе созданных отпечатков и мазков дети должны постараться увидеть в них какие - то образы, после чего они могут окончательно оформить свои картины. Техника « Создание произведений на основе глиняных отпечатков с использованием рук и ног ».
10 Глина как инструмент телесно - ориентированной арт - терапии имеет особую ценность в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с неврологическими расстройствами, а также с детьми, имеющими более или менее выраженные нарушения моторики. Работа с глиной помогает таким детям получить заряд сенсомоторных стимулов, разнообразить психомоторные реакции, развить навыки психомоторных действий, мелкую моторику. Также благодаря использованию глины происходит совершенствование функций речи, внимания, мышления, воображения, укрепление мышц. Рекомендуемые материалы для работы : Глина ; Пластмассовая плошка ; Тазик с чистой водой ; Полотенце ; Гуашь ; Кисти ; Лист ватмана или кусок обоев. Упражнения с глиной для детей дошкольного возраста с ОВЗ.
11 Процесс : перед началом работы для ребёнка необходимо размочить небольшой кусочек глины размером с яблочком в пластмассовой плошке. Глина должна приобрести консистенцию жирной сметаны. Затем психолог включает негромкую ритмичную музыку и приглашает ребёнка в путешествие, говоря следующее : « Сегодня мы с тобой будем рисовать своими ладошками. Краской нашей будет волшебница глина. Потрогай её пальчиками. Какая она приятная. Понюхай, как вкусно она пахнет. А знаешь ли ты, что некоторые люди даже лечатся глиной ? Они её накладывают на больные места. Сейчас и ты, прикасаясь к глине, будешь чувствовать её силу и бодрость, которая постепенно передастся и тебе ». Ребёнок может опустить руки в таз с глиной, почувствовать её консистенцию, привести её в движение. Это создаст комфортные условия для взаимодействия с глиной и положительный настрой на работу. Затем, необходимо предложить ребёнку вынуть руки из тазика с глиной и оставить свои отпечатки на листе бумаги. Он может сделать сколь угодно отпечатков, расположив их на листе по своему усмотрению. Упражнения с глиной для детей дошкольного возраста с ОВЗ.
13 Далее можно внести элемент волшебства в процесс творчества. Например, предложить ребёнку тщательно вымыть руки и надеть на голову свой волшебный колпак. Происходящее далее будет зависеть от творческих способностей специалиста. Например, арт - терапевт может сказать следующее : « Надев волшебный колпак, ты превратишься в волшебника. Возьми в руки волшебные художественные материалы ( гуашь или масляные карандаши ) и начинай превращения. Колпак тебе обязательно поможет. Здесь на листе среди глиняных отпечатков кто - то спрятался, замаскировался. Тебе помогут краски и карандаши. Посмотри на отпечатки, покрути лист или обойди его со всех сторон. Тебе нужно увидеть, на что похожи эти глиняные каракули. Как только ты поймёшь, бери карандаши и дорисуй эту закорючку так, чтобы и другие сразу увидели это существо. Итак, в путь !» После того, как превращение осуществилось, можно попросить ребёнка сделать словесное описание созданного образа, по возможности записывая сказанное ребёнком. В завершении следует поблагодарить его за работу. Упражнения с глиной для детей дошкольного возраста с ОВЗ.
15 Рисование ногами может быть доступным и полезным упражнением для детей с ДЦП. Для работы требуется наличие таких материалов как : Кусок глины ; Таз с водой ; Полотенце для вытирания ног ; Гуашь или масляная пастель ; Волшебный колпак ; Лист ватмана или рулон обоев. Перед началом работы следует переодеть ребёнка в одежду, которую не жалко испортить : футболка и шорты. Подготовить глину для работы лучше совместно с ребёнком ( размочить её в тазу до консистенции густой сметаны ). Расстелив на полу ватман, психолог приглашает ребёнка к взаимодействию : « Сегодня мы с тобой совершим путешествие по этой дорожке и оставим на ней свои следы. Держись за меня или за стулья, стоящие возле листа. Ступай уверенно, но аккуратно. Не торопись, спокойно переставляй ноги. Смотри на меня, я буду показывать тебе движения ногами ». Упражнения с глиной для детей дошкольного возраста с ОВЗ.
16 Арт - терапевт, освободив ноги от обуви, сначала сам демонстрирует все движения ребёнку. Например, он может пройти некоторое расстояние, сделав как можно больше шагов приставным шагом, на пятках или на носочках. Можно сначала сделать несколько шагов, а затем как можно точнее попасть след в след или пройти 50 см. с закрытыми глазами. Набор движений ногами осуществляется с учётом заболевания ребёнка и после консультации врача ЛФК. Далее психолог предлагает ребёнку совершить те движения ногами, которые он хочет сделать сам. В этом упражнении важны не только движения ногами, но и красивые отпечатки - следы. Когда ребёнок достаточно находится, нужно помочь ему помыть ноги в тазу и вытереть их. Затем наступает фаза творческого рисования. Когда отпечатки высохнут ребёнок вместе со специалистом переходит к поиску и созданию образов. Здесь также можно прибегнуть к помощи « волшебного колпака ». Упражнения с глиной для детей дошкольного возраста с ОВЗ.
17 Как и при выполнении глиняных каракулей руками, ребёнок, смотря на игру следов на листе, пытается увидеть, на что или на кого они похожи. Затем он берёт в руки масляную пастель и дорисовывает увиденный образ. Можно использовать любые художественные материалы. Когда образ будет создан, можно переходить к сочинению истории, поддерживая более детальное описание образа, гладя на созданное произведение. Упражнения с глиной для детей дошкольного возраста с ОВЗ.
18 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.