Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.iile.ru
1 К сказкам, поэзии все относятся, как к чему-то несущественному, обслуживающему отдых человека. Но почему-то в конце концов от всей жизни остаются одни только сказки, включая в это так называемую историю? М.М.Пришвин Выполнила ученица 10 «А» класса Смелова Анна
2 Верно ли, что растительный мир сопровождает человека на всем пути его развития, и это имеет отображение в его истории и творчестве? Правда ли, что человек всегда был неразрывно связан с растительным миром и всегда черпал в нем вдохновение для творчества ?
4 Актуальность исследования: Актуальность темы обусловлена все возрастающим интересом к народным традициям, обрядам и народной медицине.
5 Испокон веков люди творили и изображали свою жизнь. Первые изображения - это наскальные рисунки. Древние люди изображали все, что видели вокруг себя: зверей, растения, птиц, рыб, солнце. Второй большой этап развития - это появление народного фольклора, что стало основным методом передачи информации.
6 Фольклор – это художественная педагогика. Это та самая система эстетического воспитания человека с помощью литературы и искусства (слова, музыки, танца). Фольклор незаменим, потому что ни одна другая система воспитания не берет за основу тот самый «критический период развития ребенка», в который происходит решающая закладка звуковой информации. Фольклор закладывает не только основы эстетического, но и нравственного воспитания.
8 Около березки устраивали трапезы, где совершалось ритуальное кормление деревца. Также березка использовалась в гаданиях.
9 Первенство березки среди остальных деревьев определяется тем, что именно на ней раньше всего появляется весенняя листва. Все обряды с березой в это время направлены на то, чтобы дать земле силу и способность производить урожай, т.е. обряды несут магическое начало.
10 И поэтому песни также содержат в себе магическое начало – это своего рода заклинание на хороший урожай: Аи густо-густо на березе листьев Ой ли, ой люли, на березе листьев Гуще нету того во ржи, пашеницы Господа – боярья, мужики-крестьяне Не могу стояти, колоса держати – Буен колос клонит!
11 Береза - род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые. Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Общее число видов около ста или немного больше.
12 Культ растительного божества сопровождал крестьянское общество всегда. Самые красивые и широкие свадьбы играли по осени, когда собирали урожай, от которого зависела жизнь. Потому столь важны обряды, связанные с окружающим растительным миром, с почитанием урожая: Ходит колос по яри, По белой пшенице, Где царица шла, Там рожь густа, Из колосу осьмина, Из зерна коврига, Из полузерна пирог, Родися, родися, рожь с овсом, Живете богаты сын с отцом.
13 Пшеница род травянистых растений семейства Злаки и ведущая зерновая культура во многих странах. Мука из зёрен пшеницы идёт на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий. Пшеница также используется как кормовая культура. Колоски пшеницы используют флористы и оформители, а также из колосков и стеблей плетут различные игрушки и украшения.
14 Помимо труда в жизни человека, особенно молодых людей, была любовь. Отсюда и пошли гадания, любовные заговоры. Но и тут было не обойтись без деревьев, листьев, цветов. Вот песня из этого цикла: Как на этой, на долинке, На широкой луговинке, На мягкой траве На лазурьевой. Тамы девушки гуляли, Со травы цветочки рвали, Веночки плели Из разных цветов. На венках девки гадали, Венки в речку они бросали, Чей венок плывет- Милый ух вздохнет.
15 Дикий пион – мистическое растение, тот самый легендарный «лазоревый цветок», что издревле служил оберегом для сказочных домов и героев, где появлялся. Это самый крупный и величественный лесной цветок, давший начало многим сортам и гибридам. Даже сейчас дикие пионы выращиваются цветоводами наравне с культурными - ведь цветут они как минимум на месяц раньше своих "садовых - махровых" собратьев.
16 Свадьба обязательно начиналась со сватовства, которое затевалось с песен: Садил мужик черемуху, Садил, поливал: «Расти, расти, черемушка, Не тонка, не высока, Цвети, цвети, черемушка, Как белая заря.
17 Черемуха - вид невысоких деревьев (изредка кустарников) из рода Слива семейства Розовые. Растёт в лесах и кустарниковых зарослях по всей России до Белого моря, в Западной Европе, в Азии. Культивируется как декоративное растение.
18 Подготовка к свадьбе издавна начиналась с девичника, на котором подружки невесты оплакивали «красоту» (так называли повязку определенного цвета) – символ девичества, а потом невесту вели в баню смывать грехи, припевая песни: Мы ломали шелков веничек, Что со трех берез кудрявых, Чтоб отмыть-то красну красоту, Что девичью вольну волюшко.
19 Шелков веничек - это веник, подвязываемый шелковой ниткой для снятия с человека наговора или порчи. Шелк - мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда.
20 Особая часть свадебного обряда – это выкупы, после которого молодых осыпали зерном и приговаривали: Катился бел виноград да по загорью, Красно солнышко да по залесью, Дружка со князем да по застолью. Сзади за ним посыпальная сестра, Сыпет житом и хмелем. Житом посыпет – чтобы жить хорошо, Хмелем посыпет – чтобы жить хорошо.
21 Свадьбу играли несколько дней, и в завершающий день свадьбы, называвшийся «отводинами», молодых величали песнями: Во лугах трава растет, Во лугах шелковая, Ай, лели, лели, Во лугах шелковая. Муравая, зеленая, муравая, зеленая. Ай, лели, лели, муравая, зеленая.
22 Горец птичий - однолетнее травянистое растение высотой 1080 см, называемое в народе «трава-мурава», лекарственное растение. На хорошо удобренной почве буйно разрастается, подавляя другие растения. Трава используется для начинок пирога и в качестве красителя.
23 1.Всю жизнь человека сопровождает растительный мир, наблюдая за которым, человек учится жить в гармонии с окружающим. Поэтизируя красоту трав и цветов, деревьев и позднее злаковых растений, он старается не только передать свое отношение к миру и земле, на которой живет, и труду, которым занимается, но и пытается привить это чувство своим детям, таким образом завещая им шкалу нравственных ценностей, уже им принятую и усвоенную.
24 2.Фольклор как народная педагогика не обошелся бы без упоминаний о растительном мире, потому что это то, что пронизывает жизнь человека и сопровождает его. А поэтизирование и присваивание символических свойств травам и деревьям свидетельствуют о фантазии и образном мышлении наших предков, стремящихся познать мир и осмыслить в нем себя.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.