Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.kgmu.kcn.ru
1 Основные категории клинического преподавания Климат обучения Контроль за занятием Передача целей Создание условий для запоминания и закрепления знаний Оценка Обратная связь Стимулирование самостоятельного обучения
3 Основные категории клинического преподавания Климат обучения: Настрой и атмосфера условий клинического преподавания, способствующие обучению, предоставляющие возможность слушателям выявить пробелы в своих знаниях, а также их преодолеть Настрой и атмосфера условий клинического преподавания, способствующие обучению, предоставляющие возможность слушателям выявить пробелы в своих знаниях, а также их преодолеть Контроль за занятием: Стиль преподавания, способ регулирования преподавателем темпа и направленности обучения Стиль преподавания, способ регулирования преподавателем темпа и направленности обучения
4 Основные категории клинического преподавания Передача целей: Обозначение и ясная формулировка для слушателей ожидания учителя и/или учеников Обозначение и ясная формулировка для слушателей ожидания учителя и/или учеников Создание условий для запоминания и закрепления знаний: Способы, с помощью которых преподаватель может изложить изучаемый предмет и позволить слушателю осмысленно работать с предметом изучения, помогая, таким образом, слушателю усвоить и закрепить изучаемый материал Способы, с помощью которых преподаватель может изложить изучаемый предмет и позволить слушателю осмысленно работать с предметом изучения, помогая, таким образом, слушателю усвоить и закрепить изучаемый материал
5 Основные категории клинического преподавания Обратная связь: Сообщение преподавателем информации слушателям для достижения ими лучших успехов Сообщение преподавателем информации слушателям для достижения ими лучших успехов Стимулирование самостоятельного обучения: Форма получения знаний, когда по собственной инициативе обучающийся определяет свои потребности и добивается их удовлетворения (самостоятельно или с помощью преподавателя Форма получения знаний, когда по собственной инициативе обучающийся определяет свои потребности и добивается их удовлетворения (самостоятельно или с помощью преподавателя
6 Климат обучения А. Определение: Настрой и атмосфера условий клинического преподавания, способствующие обучению, предоставляющие возможность слушателям выявить пробелы в своих знаниях, а также их преодолеть Б. Образовательная цель В. Временные параметры (начальные, продолжительные)
7 Климат обучения 1. Стимуляция Поведение преподавателя выражать интерес как к теме занятия, так и ученикам использовать язык телодвижений использовать живой, разноокрашенный голос создавать рабочую остановку 2. Вовлечение Поведение преподавателя смотреть на учеников слушать учеников поощрять учеников к активному участию избегать монополизации дискуссии 3. Уважение и благоприятная обстановка Поведение преподавателя называть учеников по именам принимать во внимание личные проблемы/ситуации учеников проявлять уважение к отличающимся мнениям избегать насмешек, запугиваний, прерываний говорящего 4. Признание пределов возможностей Поведение преподавателя признавать пределы способностей учеников приглашать учеников поделиться своими проблемами признавать собственные ошибки и пределы избегать догматизм в преподавании Г. Основные составляющие и особенности поведения преподавателя
8 Контроль за занятием А. Определение: Стиль преподавания, способ регулирования преподавателем темпа и направленности обучения Б. Образовательная цель В. Временные параметры (начальные, продолжительные)
9 Контроль за занятием 1. Стиль руководства а. Типы: 1) директивный: преподаватель сам решает что делать, как и когда 2) демократичный: преподаватель совместно с учениками решает, что должно быть сделано 3) недирективный: преподаватель не влияет на ход занятия б. Варианты, влияющие на выбор стиля уровень знаний учеников, количество/тип материала, фаза, в которой находится группа, личность преподавателя, наблюдение за ходом занятия уровень знаний учеников, количество/тип материала, фаза, в которой находится группа, личность преподавателя, наблюдение за ходом занятия Поведение преподавателя Поведение преподавателя выбирать руководящий стиль в соответствии с обучающей целью выбирать руководящий стиль в соответствии с обучающей целью 2. Темп занятия Поведение преподавателя: обращать внимание на временные рамки ускорять или тормозить занятие разбирать все запланированные темы принимать помощь учеников в контроле за темпом занятия 3. Направленность занятия Поведение преподавателя: определять содержание занятия исключать внешние отвлекающие влияния избегать отступлений, держаться темы занятий позволять ученикам помогать поддерживать направленность занятия Г. Основные составляющие и особенности поведения преподавателя
10 Передача целей А. Определение: Обозначение и ясная формулировка для слушателей ожидания учителя и/или учеников Б. Образовательная цель В. Типы: конечные промежуточные (для знаний, умений и установок) Г. Временные параметры: может проводиться до, во время либо после занятия
11 Передача целей 1. Установка целей Поведение преподавателя: определить цели в виде конкретных способов поведения учеников определить цели в виде конкретных способов поведения учеников пересматривать цели пересматривать цели 2. Выражение целей Поведение преподавателя: устанавливать цели четко и понятно устанавливать цели четко и понятно устанавливать цели как способ поведения учеников устанавливать цели как способ поведения учеников показывать, как относятся цели к ученикам показывать, как относятся цели к ученикам периодически повторять цели периодически повторять цели 3. Обсуждение целей Поведение преподавателя: проверять согласие ученика с выбранными целями спрашивать собственные цели учеников ставить цели в порядке значимости Д. Основные составляющие и особенности поведения учеников
12 Создание условий для запоминания А. Определение: Способы, с помощью которых преподаватель может изложить изучаемый предмет и позволить слушателю осмысленно работать с предметом изучения, помогая, таким образом, слушателю усвоить и закрепить изучаемый материал Понимание – способность правильно анализировать, оставлять и применять данные и понятий Закрепление – процесс использования выученных данных и понятий Объяснение – процесс, используемый преподавателем для преподнесения материала для понимания и закрепления Б. Образовательная цель
13 Создание условий для запоминания 1. Понятия, на которые обращает внимание преподаватель, способствующие пониманию и закреплению (до и во время преподавания) а. Готовность учеников 1) мотивация 1) мотивация 2) уровень знаний и способностей 2) уровень знаний и способностей б. Выбор материала 1) по содержанию (знания, умения, установки) 1) по содержанию (знания, умения, установки) 2) методика преподавания определяется содержанием (обучение у постели больного, лекционный материал, овладение компьютерной системой данных и т.д.) 2) методика преподавания определяется содержанием (обучение у постели больного, лекционный материал, овладение компьютерной системой данных и т.д.) 2. Манера поведения преподавателя в данной категории повышает как понимание, так и закрепление В. Общие понятия
14 Создание условий для запоминания 1. Организация материала Поведение преподавателя: использовать план занятий и подводить итог занятий использовать план занятий и подводить итог занятий использовать продвинутые органайзеры использовать продвинутые органайзеры отмечать переходы от одной части темы к другой отмечать переходы от одной части темы к другой использовать нумерацию использовать нумерацию 2. Ясность изложения Поведение преподавателя: использовать примеры использовать примеры давать определение всем новым терминам давать определение всем новым терминам объяснять взаимосвязь разных частей материала объяснять взаимосвязь разных частей материала избегать неопределенных терминов (напр. «иногда», «обычно») избегать неопределенных терминов (напр. «иногда», «обычно») отвечать ясно на вопросы учеников отвечать ясно на вопросы учеников Г. Основные составляющие и особенности поведения преподавателя
15 Создание условий для запоминания 3. Выделения (акценты) Поведение преподавателя: использовать разную окраску голоса и скорость речи использовать разную окраску голоса и скорость речи использовать язык поведения и жестикуляции использовать язык поведения и жестикуляции использовать наглядные пособия (напр. доска, слайды, оверхед, демонстрация умений) использовать наглядные пособия (напр. доска, слайды, оверхед, демонстрация умений) выделять важные моменты выделять важные моменты использовать повторения использовать повторения 4. Стимуляция активного запоминания Поведение преподавателя: рекомендовать ведение записей рекомендовать ведение записей давать возможность использовать полученные умения давать возможность использовать полученные умения просить учеников преобразовать материал просить учеников преобразовать материал просить учеников показать приложение материала на собственный опыт просить учеников показать приложение материала на собственный опыт определять/обсуждать печатный материал определять/обсуждать печатный материал советовать консультации специалистов советовать консультации специалистов давать или рекомендовать литературные источники давать или рекомендовать литературные источники Г. Основные составляющие и особенности поведения преподавателя
16 Оценка А. Определение: Оценка преподавателем знаний, навыков и установок обучающихся в соответствии с целями обучения Б. Образовательная цель В. Типы оценок (итоговая, формальная)
17 Оценка 1. Наблюдение за учениками Поведение преподавателя: наблюдать за исполнительностью учеников учеников 2. Опрос а. Типы вопросов а. Типы вопросов 1) открытые (Что? Как? Почему?) 1) открытые (Что? Как? Почему?) 2) закрытые (Может? Имеет?) 2) закрытые (Может? Имеет?) б. Время ожидания б. Время ожидания в. Уровень вопросов в. Уровень вопросов 1) Вопросы воспроизведения 1) Вопросы воспроизведения Поведение преподавателя: ставить вопросы, требующие от ученика представить общие медицинские данные или информацию о пациенте, показать умения, установки ставить вопросы, требующие от ученика представить общие медицинские данные или информацию о пациенте, показать умения, установки Г. Основные составляющие и особенности поведения преподавателя
18 Оценка 2) Вопросы анализа и синтеза 2) Вопросы анализа и синтеза Поведение преподавателя: ставить вопросы, требующие от ученика показать понимание материала (напр. выделить взаимосвязь между разными частями темы; объединить различные концепции в связанное целое; просить применить рассуждения методом исключения) ставить вопросы, требующие от ученика показать понимание материала (напр. выделить взаимосвязь между разными частями темы; объединить различные концепции в связанное целое; просить применить рассуждения методом исключения) 3) Направленные вопросы (на применение) 3) Направленные вопросы (на применение) Поведение преподавателя: задавать вопросы воспроизведения или анализа/синтеза с требованием применения знаний, умений и установок по отношению к конкретному пациенту задавать вопросы воспроизведения или анализа/синтеза с требованием применения знаний, умений и установок по отношению к конкретному пациенту 3. Поощрение самооценки Поведение преподавателя: просить учеников проводить самооценку (как вы думаете, вы можете утверждать, что …?) просить учеников проводить самооценку (как вы думаете, вы можете утверждать, что …?) Г. Основные составляющие и особенности поведения преподавателя
19 Обратная связь А. Определение: Сообщение преподавателем информации слушателям для достижения ими лучших успехов Б. Образовательная цель В. Параметры эффективной обратной связи 1. Специфичность 2. Частота 3. Временные параметры 4. Позитивная (ободряющая, стимулирующая), негативная (корректирующая) 5. Реакция ученика 6. План действия
20 Обратная связь 1. Минимальная обратная связь Поведение преподавателя говорить ученику, что его/ее действие правильное или неправильное говорить ученику, что его/ее действие правильное или неправильное соглашаться или не соглашаться с мнением ученика соглашаться или не соглашаться с мнением ученика использовать незвуковые методы (напр. кивание головой) использовать незвуковые методы (напр. кивание головой) 2. Поведенческая обратная связь Поведение преподавателя объяснять ученику, почему его/ее действия правильное или неправильное объяснять ученику, почему его/ее действия правильное или неправильное давать объяснение согласию или несогласию с мнением ученика давать объяснение согласию или несогласию с мнением ученика давать совет по самоусовершенствованию давать совет по самоусовершенствованию 3. Интерактивная обратная связь Мероприятия, облегчающие проведение данной категории: принимать во внимание личные проблемы/ситуации ученика соглашаться с учеником в отношении поставленных целей обеспечить обратную связь (минимальную, поведенческую) в процессе обучения Поведение преподавателя: проводить обратную связь на самооценку ученика определять реакцию ученика на обратную связь разрабатывать план действия совместно с учеником Г. Уровни обратной связи им особенности поведения преподавателя
21 Стимулирование самостоятельного обучения А. Определение: Форма получения знаний, когда по собственной инициативе обучающийся определяет свои потребности и добивается их удовлетворения (самостоятельно или с помощью преподавателя) Б. Образовательная цель В. Характеристика категории 1. Уменьшение зависимости от руководства преподавателем 2. Ученик является активным участником процесса обучения 3. Обучение согласуется с потребностями ученика и не ограничивается знанием только конкретной темы 4. Собственный опыт ученика определяет внутреннюю мотивацию
22 Стимулирование самостоятельного обучения 1. Мотивация для самообучения а. Типы мотивации:1) цель а. Типы мотивации:1) цель 2) необходимость 2) необходимость 3) эрудиция б. Препятствия (напр. «перегорел» в учебе, загруженность ежедневной б. Препятствия (напр. «перегорел» в учебе, загруженность ежедневной работой, сокурсники, преподаватели) работой, сокурсники, преподаватели) Поведение преподавателя: просить учеников определить цели, потребности и интересы (оценка) просить учеников определить цели, потребности и интересы (оценка) спрашивать, как они хотят достичь собственных потребностей (обратная связь) спрашивать, как они хотят достичь собственных потребностей (обратная связь) открыто поощрять стремление к дальнейшему обучению (обратная связь) открыто поощрять стремление к дальнейшему обучению (обратная связь) использовать полемику/сомнения использовать полемику/сомнения проводить «брейн-шторм», записывать темы для последующего рассмотрения проводить «брейн-шторм», записывать темы для последующего рассмотрения давать возможность ученикам следовать выбранным целям давать возможность ученикам следовать выбранным целям моделировать мотивационное поведение при самообразовании моделировать мотивационное поведение при самообразовании Г. Основные составляющие и особенности поведения преподавателя
23 Стимулирование самостоятельного обучения 2. Ресурсы: а) дополнительное чтение б) консультации с сокурсниками, экспертами, другими слушателями или пациентами в) компьютер Г. Основные составляющие и особенности поведения преподавателя
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.