Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемweb.ruscenter.ru
1 ФАКУЛЬТЕТ «ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» ФАКУЛЬТЕТ «ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» Центр перинатальной психологии «Система формирования родительских компетенций в учреждениях образования» Родительская деятельность имеет важнейшее социальное значение и играет существенную роль в жизни личности. Однако у человека, в отличие от животных, она не включается автоматически вслед за реализацией репродуктивного поведения. Родительская сфера личности, ответственная за реализацию родительского поведения, проходит долгий путь становления : от опыта общения с собственной матерью в раннем детстве к игровой деятельности в «дочки-матери» в дошкольном возрасте, от первого опыта общения с младенцем в детстве или отрочестве до подготовки к родам собственного ребенка - и продолжает формироваться во взаимодействии с каждым из рожденных детей. ______________________________________________________________________
2 В современном меняющемся мире передача родительских компетенций традиционным путем от родителей к детям теряет свое значение в связи с: неоднократной сменой при жизни одного поколения предлагаемых социумом стратегий воспитания, что обусловлено стремительным развитием общества; кризисом института семьи и разнообразием современных форм семейного жизнеустройства уменьшением жесткости социальных связей и увеличением разнообразия траекторий жизненного пути личности свободой передвижения и доступностью разнообразных источников информации, что ставит молодого человека в ситуации выбора стратегий родительского поведения В то же время возрастает потребность в сознательном родительстве и запрос на повышение родительской компетентности в связи с: появлением института частной собственности, улучшением качества жизни и увеличением времени, свободного от зарабатывания денег на жизнь и посвященного семье, предоставления государством оплачиваемого длительного отпуска по уходу за ребенком Центр перинатальной психологии факультета «Психология образования МГППУ
3 Формирование родительских компетенций направлено на решение социально значимых задач: профилактику жестокого отношения к детям и социального сиротства; укрепление в обществе ценностей материнства и отцовства; повышение родительской компетентности, эффективности и гуманности воспитательных стратегий будущих родителей; формирование репродуктивных установок на среднедетную семью; объединение усилий семьи и образовательных учреждений для обеспечения преемственности в воспитании детей; повышение устойчивости семейных отношений в кризисный период развития семьи, обусловленный рождением ребенка. В условиях депопуляции населения преимущественно материальное стимулирование рождаемости, без внимания к формированию родительских ценностей и компетенций, чревато повышением рождаемости среди маргинальных групп населения и как следствие ростом социального сиротства. Организация целенаправленной деятельности по формированию репродуктивного и родительского поведения у детей, подростков и юношей под силу только системе образования, так как ею охвачено все детское население России. Центр перинатальной психологии факультета «Психология образования МГППУ
4 Личностный ресурс Личностная зрелость, мотивация рождения, место родительства в иерархии ценностей и потребностей, личностный смысл родительства, место родительства в Я-концепции, конструкт «Я- и -мир», личные качества Эмоциональный ресурс Глубина эмоциональных проявлений, лабильность, эмоциональная компетентность, приемлемость всего диапазона эмоциональных реакций, выразительность экспрессивно-мимических средств и адекватность их применения, уровень контроля над эмоциями, уровень тревожности Когнитивный ресурс Общие интеллектуальные способности, знания об уходе за ребенком, о развитии, воспитании и обучении ребенка, готовность учиться Операциональ- ный ресурс Сформированность навыков по уходу и воспитанию ребенка Психофизио- логический ресурс Актуальное функциональное состояние организма, способность к саморегуляции, стрессоустойчивость Центр перинатальной психологии факультета «Психология образования МГППУ
5 Макросоциум Семья (Микросоциум) Папа Мама Ребенок Центр перинатальной психологии факультета «Психология образования МГППУ
6 МГППУ "Организация работы с детьми раннего и дошкольного возраста, находящимися в трудной жизненной ситуации" УчрежденияЭтапы онтогенеза родительской сферы Формы подготовки ДОУ и психолого- педагогические центры Этап взаимодействия с собственной матерью Группы подготовки будущих родителей к рождению детей, группы родителей детей раннего возраста Игровой этапИгровая деятельность с куклами- младенцами, игра в «дочки-матери» со сверстниками ШколыЭтап няньченьяБеседы о детях и родителях, тренинги. Опыт взаимодействия с маленькими детьми. Колледжи, вузыЭтап дифференциации основ половой и родительской потребностно-мотивационных сфер личности Ознакомление с основными стратегиями родительского поведения. Подготовка к беременности и сознательному родительству. Центр перинатальной психологии факультета «Психология образования МГППУ
7 Задачи формирования родительских компетенций у детей и подростков: Формирование ценности родительства. Формирование потребности в материнстве и отцовстве. Ознакомление с функциями родителей. Ознакомление с базовыми потребностями маленьких детей и способами их удовлетворения. Формирование родительских компетенций. Ориентация на среднедетную семью. Получения первого конструктивного опыта взаимодействия с маленькими детьми Цель психологической подготовки к рождению ребенка семей, ожидающих ребенка - содействие созданию благоприятных условий для всестороннего развития ребенка через оптимизацию отношений в диаде «мать-дитя», повышение родительской компетентности, гармонизацию семейных отношений, привлечение при необходимости внешних источников поддержки. Центр перинатальной психологии факультета «Психология образования МГППУ Цель психологического сопровождения молодых родителей - содействие выработке индивидуального стиля воспитания ребенка с учетом: а) индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, б) ресурсов матери (личностных, эмоциональных, когнитивных, операциональных, психофизиологических) в) ресурсов семьи и ближайшего социального окружения, г) ресурсов общества. Подготовка ребенка к поступлению к поступлению в социальные институты.
8 интерактивные методы: кейс-метод, тренинги и игры, поведенческие методы (отработка навыков с куклами-младенцами), диалог, психомышечная и атуогенная тренировка и другие техники релаксации и саморегуляции, телесноориентированные техники, просмотр и обсуждение видеоматериалов, арттерапия, пластические разминки: спонтанное движение, танцевальные этюды, двигательные забавы, библиотерапия, ролевые игры, мини сочинения., активизация ближайшего социального окружения, эмоциональная поддержка, содействие организации сетевой поддержки. Центр перинатальной психологии факультета «Психология образования МГППУ
9 Атмосфера принятия и поддержки позволяет слушателям высказывать любые мнения и делиться своими чувствами. Красная нить - ребенок. Базовые положения возрастной психологии проходят красной нитью по всем разделам курса. Повторение по спирали. Основные идеи курса развиваются из занятия в занятие и переходят из тему в тему. Основные навыки закрепляются и совершенствуются в повторных упражнениях. Доступный язык. Общение с будущими родителями осуществляется на доступном языке. Часто используется образный язык и язык метафор. Преимущественное использование активных и интерактивных методик. Центр перинатальной психологии факультета «Психология образования МГППУ Диалог как основная форма проведения занятий позволяет: сформировать мотивацию на усвоение новых знаний и умений,
10 освоить в смоделированных ситуациях эффективные способы взаимодействия с ребенком. Чередование теории и практики в ходе каждого занятия. Принцип слоеного пирога. Информация дается по каждой теме по разным модальностям восприятия и на разные ресурсы (личностный, когнитивный, эмоциональный, операциональный, психофизиологический). Насыщение курса примерами из практики. диагностировать в приложении к конкретному случаю уровень родительской компетентности, проверить в заданных ситуациях усвоение предшествующего учебного материала, обеспечить включенность слушателей и выработку ими собственных решений Центр перинатальной психологии факультета «Психология образования МГППУ
11 Разработка программ по формированию родительских компетенций в системе доу-школа- колледж-вуз. Экспертиза программ образовательных учреждений различного типа на наличие и научную обоснованность модулей по формированию родительских компетенций. Выработка эффективных механизмов взаимодействия между различными учреждениями системы образования, а также межведомственного взаимодействия в целях формирования компетентного родителя. Создание учебно-методическое обеспечения программ подготовки специалистов в данной области. Созданы два учебных пособия, хрестоматия, три мультимедийных УМК. Ведется подготовка специалистов по направлению «Психологическая подготовка будущих родителей к воспитанию ребенка» Приглашаем к сотрудничеству
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.