Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемzolstep.ucoz.ru
1 « КОМПЕТЕНТНОСТИ, необходимые для реализации государственных образовательных стандартов второго поколения » Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и … чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни. М. Ноулз
2 Цель : рассмотреть вопросы компетентности в контексте профессиональной деятельности учителя, необходимые для реализации образовательных стандартов нового поколения.
3 Темы выступления : Понятие профессиональной компетенции в свете модернизации российского образования – зам. по УР Белавина Н. Ю. Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями государственных образовательных стандартов – Городничева С. М., учитель начальных классов. Компетентности учителя - предметника в рамках реализации ФГОС основного образования – Ширяева З. В., учитель истории и обществознания. ИКТ - компетенции учителя – Крючкова Т. В., учитель физики и информатики, Борисенко А. И. – учитель химии и биологии Кадровое обеспечение перехода на работу по новому стандарту начального и основного образования – Васильева Л. А., директор школы.
4 Креативность Организованность Модернизация Планирование Единство Толерантность Единомышленники Новизна Творчество Научность Осведомлённость Сотрудничество Терпимость
5 Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному педагогу, чтобы развивать в учащихся умения, навыки, которые он сможет применить в различных жизненных ситуациях ? Кто я как личность ? Какими универсальными действиями обладаю, чтобы быть успешным в моём непрерывном становлении ? Какие базовые знания позволяют мне вступать в эффективную коммуникацию с окружающими людьми ?
6 Понятие компетентность многогранно Компетентность – это знания, умения, навыки, а так же способы и приемы их реализации в деятельности, в общении, развитии ( саморазвитии ) личности. Профессиональная компетентность – это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, сущность профессиональной деятельности. Компетентность – это совокупность профессиональных компетенций.
7 Компетенция. Компетенция ( лат.) competentia - означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом. Компетенция - то, на что претендуют или то, что необходимо достичь. Термин компетентность определяет, что из желаемого достиг конкретный человек, т. е. носит личностный характер. Компетентность – это мера освоения компетенции.
8 Цель компетентностного подхода – обеспечение качества образования. Компетентностный подход – подход, который акцентирует внимание на результат образования, в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в разных ситуациях.
9 Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
10 Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
11 Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления
13 Ценностно - смысловые компетенции способности ориентироваться в мире, понимать мир живой и неживой природы, общества и человека ; способности принимать человека, как высшую ценность ; способности осознавать своё место в жизни, роль и предназначение ; способности ставить цели, « выстрадывая » смыслы своих действий, ценностные установки при принятии жизненно важных решений ; способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности ; способность к активному участию в выстраивании программы своей жизнедеятельности.
14 Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры. Опыт освоения учеником картины мира. Владение эффективными способами организации свободного времени.
15 Учебно - познавательные компетенции Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, организации, рефлексии, самооценки учебно - познавательной деятельности ; Владение способами поиска знаний из разных источников, в том числе из реальной практики ; Владение приёмами действия в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем ; Умение отличать факты от домыслов, критически оценивать разные интерпретации фактов ; Владение методами познания, в том числе методами измерения, вероятностными, статистическими методами.
16 Информационные компетенции обеспечивают умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её при помощи реальных объектов ( телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир ), современных информационных технологий ( аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет ).
17 Коммуникативные компетенции Знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и отдалёнными людьми и событиями ; навыки иноязычного общения и взаимодействия в виртуальных сообществах ; Владение навыками работы в группе, освоение различных социальных ролей в коллективе ; уважение и принятие другого ; Умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию ; Владение способами поведения в конфликте и их погашением ; Знание и соблюдение традиций, ритуалов, этикета.
18 Социально - трудовые компетенции Проявляются как владение знаниями и опытом в сферах : гражданско - общественной деятельности ( выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя ); в социально - трудовой сфере ( пользование правами потребителя, покупателя, клиента, производителя ; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений ; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей ; владеть навыками самоорганизации ); в сфере семейных отношений и обязанностей ; в вопросах экономики и права ( умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике деловых взаимоотношений, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой ); в области профессионального самоопределения.
19 Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки : Способность ценностно - смысловой ориентации в мире ( понимание ценности бытия, жизни, здоровья ; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии ); Способность к рефлексии ( осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения ); Владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения ; Способность принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства.
20 « Строительство » ключевых компетенций « закладывается » в образовательный процесс посредством технологий ( метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве и др.), путём реализации системно - деятельностного подхода при отборе содержания материала, систематического интегрирования предметного содержания при решении значимых для учащихся и востребованных жизнью практических задач.
21 1. Личностные качества 1. Личностные качества Вера в силы и возможности обучающихся Данная компетентность является выражением гуманистической позиции педагога. Она отражает основную задачу педагога – раскрывать потенциальные возможности ученика. Данная компетентность определяет позицию педагога в отношении успехов обучающихся.
22 Интерес к внутреннему миру обучающихся Интерес к внутреннему миру обучающихся предполагает не просто знания их индивидуальных и возрастных особенностей, но и выстраивание всей педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся. Данная компетентность определяет все аспекты педагогической деятельности.
23 Открытость к принятию других позиций, точек зрения ( неидеоло гизированное мышление педагога ) Открытость к принятию других позиций и точек зрения предполагает, что педагог не считает единственно правильной свою точку зрения. Он интересуется мнением других и готов их поддерживать в случаях достаточной аргументации. Педагог готов гибко реагировать на высказывания обучающегося, включая изменение собственной позиции.
24 Общая культура Определяет характер и стиль педагогической деятельности. Заключается в знаниях педагога об основных формах материальной и духовной жизни человека. Определяет во многом успешность педагогического общения, позицию педагога в глазах обучающихся.
25 Эмоциональная устойчивость Определяет характер отношений в учебном процессе, особенно в ситуациях конфликта. Способствует сохранению объективности оценки обучающихся. Определяет эффективность владения классом.
26 Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уверенность в себе В основе данной компетентности лежит вера в собственные силы, собственную эффективность. Способствует позитивным отношениям с коллегами и обучающимися. Определяет позитивную направленность на педагогическую деятельность.
27 2. Постановка целей и задач педагогической деятельности Умение перевести тему урока в педагогическую задачу Основная компетенция, обеспечивающая эффективное целеполагание в учебном процессе. Обеспечивает реализацию « субъект - субъектного » подхода, ставит ученика в позицию субъекта деятельности, лежит в основе формирования творческой личности.
28 Умение ставить Педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся Данная компетентность является конкретизацией предыдущей. Она направлена на индивидуализацию обучения и благодаря этому связана с мотивацией и общей успешностью.
29 3. Мотивация учебной деятельности Умение обеспечить успех в деятельности Компетентность, позволяющая обучаемому поверить в свои силы, утвердить себя в глазах окружающих, один из главных способов обеспечить позитивную мотивацию учения.
30 Компетентность в педагогическом оценивании Педагогическое оценивание служит реальным инструментом осознания обучающимся своих достижений и недоработок. Без знания своих результатов невозможно обеспечить субъектную позицию в образовании.
31 Умение превращать учебную задачу в личностно значимую Это одна из важнейших компетентностей, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности.
32 4. Информационная компетентность Компетентность в предмете преподавания Глубокое знание предмета преподавания, сочетающееся с общей культурой педагога. Сочетание теоретического знания с видением его практического применения, что является предпосылкой установления личностной значимости учения.
33 Компетентность в методах и формах преподавания Обеспечивает возможность эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой. Обеспечивает индивидуальный подход и развитие творческой личности.
34 Компетентность в субъективных условиях деятельности ( знание учеников и учебных коллективов ) Позволяет осуществить индивидуальный подход к организации образовательного процесса. Служит условием реализации гуманизации образования. Обеспечивает высокую мотивацию академической активности.
35 Умение вести самостоятельный поиск информации Обеспечивает постоянный профессиональный рост и творческий подход к педагогической деятельности. Современная ситуация быстрого развития предметных областей, появление новых педагогических технологий предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает желание и умение вести самостоятельный поиск.
36 5. Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты Умение разработать образовательную программу является базовым в системе профессиональных компетенций. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов является составной частью разработки образовательных программ, характер представляемого обоснования позволяет судить о стартовой готовности к началу педагогической деятельности, сделать вывод о готовности педагога учитывать индивидуальные характеристики обучающихся.
37 Умение принимать в решение различных педагогических ситуациях Педагогу приходится постоянно принимать решения : – как установить дисциплину, – как мотивировать академическую активность, – как вызвать интерес у конкретного ученика, – как обеспечить понимание и т. д. Разрешение педагогических проблем составляет суть педагогической деятельности. При решении проблем могут применяться как стандартные решения ( решающие правила ), так и творческие ( креативные ) или интуитивные.
38 6. Компетенции в организации учебной деятельности Компетентность в установлении субъект - субъектных отношений Является одной из ведущих в системе гуманистической педагогики. Предполагает способность педагога к взаимопониманию, установлению отношений сотрудничества, способность слушать и чувствовать, выяснять интересы и потребности других участников образовательного процесса, готовность вступать в помогающие отношения, позитивный настрой педагога.
39 Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности Добиться понимания учебного материала – главная задача педагога. Этого понимания можно добиться путем включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений и путем демонстрации практического применения изучаемого материала.
40 Компетентность в педагогическом оценивании Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создает условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного « Я » обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие учащегося от внешней оценки к самооценке. Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога.
41 Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося Любая учебная задача разрешается, если обучающийся владеет необходимой для решения информацией и знает способ решения. Педагог должен обладать компетентностью в том, чтобы дать или организовать поиск необходимой для ученика информации.
42 Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно - воспитатель - ного процесса Обеспечивает эффективность учебно - воспитательного процесса
43 Компетентность в способах умственной деятельности Характеризует уровень владения педагогом и обучающимися системой интеллектуальных операций
44 Проект решения принимать участие в тематических проблемных семинарах, консультациях, проводимых по данному вопросу в районе, области администрации школы посредством посещения уроков оценить уровень применения компетентностного подхода педагогами школы, выяснить имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать цикл мероприятий по их устранению. методическим объединениям учителей - предметников способствовать накоплению и тиражированию опыта по данной проблеме, выносить положительный опыт на обсуждение заседаний МО, семинары, педагогические советы. продолжить работу над проблемой обеспечения качества образования путём организации деятельности обучающихся в рамках компетентностного подхода.
45 Рефлексия « Все в твоих руках » Большой палец – для меня это было важным и интересным Указательный – я получил конкретную информацию Средний – мне не понравилось Безымянный – мне было трудно все усвоить сразу Мизинец – для меня данная информация была недостаточной
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.