Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемpyat-pyat.ru
1 Проскурнина Наталья Юрьевна, методист ГОУ ДПО «Калужский областной институт повышения квалификации работников образования» ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
2 УРОК 1.Учебное занятие по какому-либо предмету 2.То, из чего можно сделать вывод, извлечь что-либо поучительное на будущее. 3.Поучение, наставление. УРОК – это такое учебное занятие, которое помогает обучающему и обучаемому сделать выводы, извлечь что-либо поучительное на будущее
3 СОВРЕМЕННЫЙ 1.Относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем-либо, чем-либо. 2. Относящийся к настоящему, текущему времени, к настоящей, данной эпохе. 3. Стоящий на уровне своего века, отвечающий требованиям своего века.
4 УРОК – это целостный, логически завершенный, ограниченный рамками времени отрезок образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста. Современный урок – это учебное занятие, отвечающее требованиям своего времени и помогающее учителю и ученику самостоятельно делать поучительные для себя выводы на будущее, извлекать полезное
5 Требования к уроку 1.Самостоятельная разработка поурочных планов (конспектов) своих уроков. 2.Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них. 3.Точное и одновременно творческое выполнение программно- методических требований к уроку. 4.Отсутствие однотипной структуры урока.
6 Требования к уроку 5. Учет индивидуально-психологических особенностей личности обучающегося. 6. Продумывание воспитательной функции урока, т.е. воспитания в процессе обучения. 7. Строгий отбор учебного материала, его личностный смысл для учащегося. 8. Организация деятельности обучаемых на уроке.
7 1.Предмет для разговора, беседы; 2.То, о чем говорится на уроке, его основное направление; 3.Входная дверь в урок, его содержание. ИМЯ урока – форма выражения, оболочка сущности. ТЕМА, ИМЯ УРОКА
8 1.Образовательные: (научить, усвоить, овладеть…). 2.Развивающие: (развивать, овладеть, понимать взаимосвязь…). 3.Воспитательные: (воспитывать, формировать…). 4.Социализации личности: (приспособление к меняющимся требованиям общества и обособление – сохранение индивидуальности). ЦЕЛИ УРОКА (намеченный учителем совместно с учеником путь к конкретному результату)
9 КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СООТНЕСЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА И КОМПЕТЕНЦИЙ
10 умение читать; осознанное чтение; писать грамотное письмо; считать; грамотный счет; познание; интеллектуальные (мыслительные) действия; практические действия; исследовательские действия Учебно-познавательная компетентность (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, ОБУЧАЮЩИЕ ЦЕЛИ) :
11 Социально-коммуникативная компетентность (РАЗВИВАЮЩИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ): работать в группе; осуществление групповой коммуникации; умение общаться; публичное выступление; диалог; письменная коммуникация
12 Проблемно - регулятивная компетентность (ОБУЧАЮЩИЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ): Умение ставить вопросы; выявление проблемы; постановка проблемы; разрешение проблемы; приводить в систему собственную деятельность; целеполагание и планирование деятельности; применение технологий; планирование ресурсов; оценка процесса деятельности; оценка результата (продукта) деятельности; оценка собственного продвижения (рефлексия)
13 Информационно- аналитическая компетентность (ОБУЧАЮЩИЕ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ ): Умение добывать информацию; отбор источников информации; планирование информационного поиска; извлечение информации; анализировать информацию; обработка информации; преобразование информации и ее представление
14 Культурно-личностная компетентность (ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ): культура письменной речи; оформление письменной работы; культура устной речи; устная речь; культура учебной деятельности; самоорганизация деятельности; культура продукта деятельности; продукт труда; отношение (мотивация, интерес) оценка проблемы; самооценка; осуществление самоанализа; саморазвитие; постановка целей и задач по самообразованию
15 ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ 1.ЯЗЫКОВАЯ 2.ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ 3.КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ 4.КОММУНИКАТИВНАЯ 5.ИНФОРМАЦИОННАЯ
16 Языковая компетенция Знания о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; Освоение основных норм русского литературного языка; соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм; Практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем; Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
17 Лингвистическая компетенция Знания о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; Умение пользоваться различными видами лингвистических словарей; Формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; Готовность использовать имеющийся минимум знаний о языке для самоконтроля и совершенствования речи.
18 Культуроведческая компетенция Осознание родного языка как формы выражения национальной культуры; Понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально- культурной специфики русского языка; Освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; Способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
19 Коммуникативная компетенция Владение всеми видами речевой деятельности; Умение строить продуктивное речевое взаимодействие; Адекватно воспринимать устную и письменную речь; Точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; Соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.
20 Информационная компетенция Умение находить информацию в текстах, литературных источниках, сети Интернет, справочной литературе и т.п.; Самостоятельно интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой задачи; Использовать полученную информацию в своей деятельности; Представлять полученную информацию в различных формах и на различных носителях.
21 Урок объяснения нового материала 1.Мотивационный компонент. 2.Проверка домашнего задания. 3.Психологическая подготовка к изучению новой темы. 4.Объяснение нового материала. 5.Первичное закрепление знаний. 6.Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. 7.Подведение итогов. Оценивание деятельности. 8.Задание на дом.
22 Урок закрепления знаний, умений и навыков 1.Мотивационный компонент. 2.Проверка домашнего задания. Планирование деятельности на уроке. 3.Закрепление изученного и тренировка алгоритма его применения. 4.Введение приобретенных умений в общую систему умений и навыков. 5.Подведение итогов урока. Оценивание деятельности. 6.Задание на дом.
23 Повторительно-обобщающий урок 1.Мотивационный компонент. 2.Проверка домашнего задания. Планирование деятельности на уроке. 3.Подготовка к обобщению понятий, правил. 4.Обобщение понятий и правил темы. 5.Самостоятельная работа. 6.Подведение итогов урока. Оценивание деятельности. 7.Задание на дом.
24 Комбинированный урок 1.Мотивационный компонент. 2.Проверка домашнего задания. Планирование деятельности на уроке. 3.Объяснение нового материала. 4.Закрепление изученного и тренировка алгоритма его применения. 5.Самостоятельная работа. 6.Подведение итогов урока. Оценивание деятельности. 7.Задание на дом.
25 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – компонент методической системы, отвечающий на вопрос как учить? Это дидактическая категория, дающая теоретическое представление о системе способов взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, в ходе которой осуществляется организация и регулирование деятельности учащихся.
26 1.По источнику получения знаний: - словесные (лекция, беседа, рассказ…) - практические (упражнения… ) - наглядные (иллюстрирование…) 2. По уровню активности познавательной деятельности: - объяснительно-иллюстративный (беседа, чтение, сообщение…) - репродуктивный (анализ, построение по моделям…) - проблемное изложение материала - эвристический (творческий пересказ, устное рисование…) - исследовательский
27 3. По функциям: - методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся (объяснение, рассказ, иллюстрирование…) - методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником…) - методы самостоятельной работы учащихся по усвоению нового материала (выполнение упражнений) - методы работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (конструирование, трансформация текста, изложение, высказывание) -методы проверки и оценки знаний (контрольные работы, тестирование)
28 4. Инновационные методы обучения (метод проектов, портфолио ученика, модульное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением мультимедийных средств, ТРКМ и другие).
29 ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ Соблюдение здоровьесберегающих технологий; Дизайн презентации: цвет, шрифт текста, иллюстрации, схемы и т.п.; Анимация, спецэффекты; Звуковое сопровождение.
30 Принципы составления презентации Каждый слайд содержит один информационный блок; Фразы на слайде должны быть оптимально краткими и пониматься однозначно; Дизайн слайда должен соответствовать требованиям сохранения здоровья детей; Вся презентация подчиняется принципу единообразия.
31 - Урок не должен начинаться и заканчиваться презентацией. -Урок с презентацией не должен быть одиночным и бессистемным. -Слайд не должен дублировать учебник или слово учителя. -Учитель не должен быть привязан к компьютеру. -Компьютерная презентация – это средство обучения, а не самоцель.
32 Анализ урока - Основной источник знаний о качестве образования в школе, о психолого- педагогических и методических возможностях учителя, это средство изучения и обобщения педагогического опыта, часть научно-методического исследования. В процессе анализа урока рассматриваются его компоненты с целью повышения эффективности и результативности учебного занятия.
33 Самоанализ урока - Мысленное сравнение проведенного урока с теоретической моделью с целью оценить конечный результат своей деятельности. Умение проводить самоанализ урока – профессионально значимое качество учителя.
34 Анализ урока с точки зрения компетентностного подхода Каковы задачи изучаемого раздела с точки зрения формирования ключевых и предметных компетенций учащихся? Какое место занимает урок в общей системе уроков данного содержательного раздела? Каковы цели и задачи урока? Работу по формированию каких именно компетенций предполагалось осуществить на уроке? Были ли задачи по формированию компетенций фронтальными или адресными (групповыми, персональными)?
35 Какие формы и методы были подобраны для решения задач формирования той или иной компетенции? Какие компетентностные формы/методы работы использовались на уроке в целом и каково было их соотношение с некомпетентностными формами/методами? Как обосновывается использование некомпетентностных методов? Как оценивалось проявление тех или иных компетенций у учаихся? Доводилась ли эта оценка до их сведения?
36 -Какое содержание учебного материала в рамках изучаемой темы использовалось в целях формирования той или иной компетенции? Какие особенности материала позволяли его для этого использовать? -В какой степени достигнуты задачи по формированию компетенций? По каким признакам можно об этом судить? Что не получилось и почему?
37 -Заметно ли продвижение класса в целом или отдельных учащихся в плане развития компетенций на уроке по сравнению с предыдущими этапами обучения? По каким признакам об этом можно судить? -Какими должны быть дальнейшие шаги по развитию компетенций у учащихся данного класса на уроках по данному предмету?
38 «Подводные рифы» компетентностного подхода Сосредоточенность на формировании компетенций может на каком-то этапе несколько снижать результативность по предметным знаниям и умениям учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся в учебной деятельности со стороны может восприниматься как некоторая дезорганизация учебного процесса. Формирование у учителя некоторого чувства неуверенности (защитные реакции отрицания). Отсутствие учебников, адекватных компетентностному подходу (первоначальная перегрузка учителя).
39 Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. Между качеством конкретного урока и богатством духовной жизни учителя тесная взаимосвязь. В.А. Сухомлинский.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.