Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемberezkin.info
1 ЛЕКЦИЯ 6 тема: РЕФЛЕКСИЯ
2 В лекции будет 3 части: 1) феноменально-смысловое введение; 2) обзор исторических точек зрения на рефлексию; 3) механизмы методологической рефлексии В лекции будет 3 части: 1) феноменально-смысловое введение; 2) обзор исторических точек зрения на рефлексию; 3) механизмы методологической рефлексии
3 1 часть: Феноменально- смысловое введение рефлексии 1 часть: Феноменально- смысловое введение рефлексии
4 ЧТО ТАКОЕ РЕФЛЕКСИЯ? – базовый механизм сознания (Дж.Локк) – сущность мышления (В.Гумбольдт) – опосредование вообще (Г.Гегель) - механизм перескоков между «пустыми местами» мышления (Г.П.Щедровицкий) - установление отношений по содержанию (Н.Г.Алексеев) – функция человеческой активности (С.В.Попов) ЧТО ТАКОЕ РЕФЛЕКСИЯ? – базовый механизм сознания (Дж.Локк) – сущность мышления (В.Гумбольдт) – опосредование вообще (Г.Гегель) - механизм перескоков между «пустыми местами» мышления (Г.П.Щедровицкий) - установление отношений по содержанию (Н.Г.Алексеев) – функция человеческой активности (С.В.Попов)
5 ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА РЕФЛЕКСИЯ? - для различения и удержания разного (отвечает за существование); - для поддержания актуальности мира; - для обеспечения «умственного здоровья»; - для развития; ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА РЕФЛЕКСИЯ? - для различения и удержания разного (отвечает за существование); - для поддержания актуальности мира; - для обеспечения «умственного здоровья»; - для развития;
6 ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «reflexio» - от латинского «повёрнутый назад», «отраженный»; «reflexus» - внутренняя, обращенная к морю и отражающая волны, сторона залива. (отсюда же – «рефлектор» - отражающая часть прожектора) ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «reflexio» - от латинского «повёрнутый назад», «отраженный»; «reflexus» - внутренняя, обращенная к морю и отражающая волны, сторона залива. (отсюда же – «рефлектор» - отражающая часть прожектора)
7 В XVII в. Дж. Локк ввёл другой смысл: «осознание опыта» В России XVIII в. с тем же смыслом использовался термин: «восклонение», иначе говоря: «восхождение-склонение»
8 До XIX в физике была «рефлексия света» В XIX в. Белинский ввёл в литературу «рефлексивного героя» В биологии ХХ в. – «рефлекс Павлова» До XIX в физике была «рефлексия света» В XIX в. Белинский ввёл в литературу «рефлексивного героя» В биологии ХХ в. – «рефлекс Павлова»
9 Феноменальные проявления рефлексии
10 Раньше говорили так: «задумался – и ушёл в монастырь» (рефлексия, опосредующая переход в другой мир) В восточных единоборствах: только бой начинается – боец сразу же определяет школу противника (рефлексия деятельностных средств)
11 А.Парибок: «В буддизме сознание раскладывают на несколько позиций, а потом по определённой схеме собирают в новую структуру (следующего уровня посвящения)» (конструктивная рефлексия сознания)
12 Работа архитектора при строительстве дома: его рефлексия напоминает движения сплавщиков леса при молевом сплаве (конструктивная рефлексия мышления)
13 Солженицын, живя в США, писал сразу по несколько книг одновременно, каждую – в отдельном доме. В каждом доме было по несколько столов, на которых был свой особый «беспорядок» в бумагах. И никто не имел права к ним прикасаться (организующая рефлексия)
14 Притча Трёх строителей Кёльнского собора спросили: что делаете здесь? Первый сказал: «Таскаю камни»; Второй – «Зарабатываю на хлеб семье»; Третий – «Строю собор». (рефлексия разных рамок деятельности) Притча Трёх строителей Кёльнского собора спросили: что делаете здесь? Первый сказал: «Таскаю камни»; Второй – «Зарабатываю на хлеб семье»; Третий – «Строю собор». (рефлексия разных рамок деятельности)
15 Если ребёнку говоришь: «…такой-сякой, вместо того, чтобы учить уроки, сидишь в «компе» и играешь в игрушки!» - в ответ получишь весь спектр рефлексивных реакций – от обмана до прямого хамства (рефлексивная защита сознания)
16 Шутка: Сороконожку спросили, как она ходит со своими 40 ногами? Она задумалась и перестала ходить И серьёзно: Если художник задумается, как он пишет картины, он перестанет быть художником (проблематизирующая рефлексия) Шутка: Сороконожку спросили, как она ходит со своими 40 ногами? Она задумалась и перестала ходить И серьёзно: Если художник задумается, как он пишет картины, он перестанет быть художником (проблематизирующая рефлексия)
17 Школьник при решении задачи говорит себе: «Что-то не получается; попробую-ка я решить задачу по-другому» (рефлексия способов решения задачи) На стене университета перед сессией было написано: Я даже не знаю, знаю я или не знаю… (рефлексия рефлексии)
18 Герой рассказа А.Герцена лежит на диване и думает: «Может быть, встать? А зачем? Ну, хотя бы, чтобы поесть? Но я есть не хочу. И потом ведь снова ложиться придётся. А может быть, всё же, встать?...» (рефлексивная возгонка)
19 Подвыпившего водителя останавливает инспектор ГИБДД: «Влип», - думает водитель (рефлексия ситуации)
20 рефлексия – это то, без чего : - то, что было – не было; - то, что есть – не существует; - то, что будет – не появится. (рефлексия условий существования)
21 Рефлексия по Лефевру: « Я думаю, что он думает, что я думаю» Рассуждение шахматиста: «Если он сходит, пешкой, я подставлю под неё слона. Если он возьмёт его, у меня открыватся фланг…» (взаимный рефлексивный расчёт конфликтующих структур)
22 Рефлексия по ГП: «Представьте себе мясорубку, из которой вылезает фарш, который становится частью самой мясорубки – этот эффект и есть рефлексия мышления» (рефлексия перефункционализации организованностей мыследеятельности)
23 Условия появления рефлексии: - когда нужно установить отношения между разнородными сущностями; - когда двигаться надо, но двигаться дальше не можешь; - когда задают рефлексивные вопросы (как? за счёт чего?); - когда хочешь что-то понять, чтобы сделать (через рефлексию понятое переводится в действие);
24 ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСИИ: - отражение поступившего извне неким субстратом; - то, что отражается, всегда преобразованное; - отражение направлено на уже бывшее. Следствие: рефлексии над пустотой не бывает. ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСИИ: - отражение поступившего извне неким субстратом; - то, что отражается, всегда преобразованное; - отражение направлено на уже бывшее. Следствие: рефлексии над пустотой не бывает.
25 2 часть: О бзор исторических точек зрения на рефлексию
26 Рефлексия – оборачивание назад и рассматривание того, что было. Н о, что смотрит? Куда смотрит? Как (для чего) смотрит? – в истории решалось по-разному
27 РЕФЛЕКСИЮ не надо путать с событийным воспоминанием того, что было когда-то Память в рефлексии служит рамкой, а не содержанием
28 Аристотель: Бог – это самомыслящее мышление мета-метафизическая трактовка РЕ Локк: РЕ - осознание человеком собственного эмпирического опыта РЕ эмпирического психологизма Лейбниц: РЕ - осознание человеком способов работы сознания по построению понятий РЕ логического психологизма Кант: РЕ - творческое воображение условий (способностей) познания методологическая, трансцендентальная РЕ
29 Фихте: РЕ – объективирование конструктивного построения мысли, освобождение от собственной мысли субъективно-деятельностная трактовка РЕ Гегель: РЕ – механизм самореализации абсолютного духа (мышление над мышлением) объективно-деятельностная трактовка РЕ Маркс: РЕ – механизм привязки мышления к исторически разворачиващемуся бытию РЕ исторически организованного мышления Фихте: РЕ – объективирование конструктивного построения мысли, освобождение от собственной мысли субъективно-деятельностная трактовка РЕ Гегель: РЕ – механизм самореализации абсолютного духа (мышление над мышлением) объективно-деятельностная трактовка РЕ Маркс: РЕ – механизм привязки мышления к исторически разворачиващемуся бытию РЕ исторически организованного мышления
30 Есть и другие формы рефлексии – предметные: - в психологии: РЕ – самопознание индивидом внутренних психологических актов и состояний; - социальной психологии: РЕ – процесс зеркального взаимоотражения субъектов в пространстве социальных взаимодействий - в научной теории (любой): РЕ – процесс замыкания на объект исследования Есть и другие формы рефлексии – предметные: - в психологии: РЕ – самопознание индивидом внутренних психологических актов и состояний; - социальной психологии: РЕ – процесс зеркального взаимоотражения субъектов в пространстве социальных взаимодействий - в научной теории (любой): РЕ – процесс замыкания на объект исследования
31 Современные методологические трактовки рефлексии
32 В.А. Лефевр: РЕ - взаимное осознание конфликтующих сознаний РЕ психологии взаимодействий субъектов Г.П.Щедровицкий: РЕ – дефициентности (недостаточности) средств развития деятельности РЕ логики бессубъектной кооперативной мыследеятельности С.В. Попов: РЕ – взаимодействия замкнутых миров (разных культур) РЕ организации общественных изменений В.А. Лефевр: РЕ - взаимное осознание конфликтующих сознаний РЕ психологии взаимодействий субъектов Г.П.Щедровицкий: РЕ – дефициентности (недостаточности) средств развития деятельности РЕ логики бессубъектной кооперативной мыследеятельности С.В. Попов: РЕ – взаимодействия замкнутых миров (разных культур) РЕ организации общественных изменений
33 Типы и классификационные признаки рефлексии
34 3 типа рефлексий: - рефлексия сознания по поводу деятельности (Локк, Лейбниц, Фихте) - рефлексия мышления по поводу деятельности (Аристотель, Кант, Гегель, Маркс, ГП) - рефлексия мышления по поводу взаимодействий с сознаниями (Лефевр, Попов)
35 По функциональной интенции можно различить:
36 - выделяющую РЕ (чего не хватает в ряду: 1, 2, 4, 5, 7 ?) - расслаивающую РЕ (вопрос Платона: по очереди заменяем доски на галере; остается ли галера той же или становится другой?) - конструктивную РЕ (поскользнулся – упал: в чем причина падения? В зависимости от ответа – конструирование разных средств, предотвращающих падения в будущем) - самоопределяющую РЕ (профессиональная, схематизирующая собственный способ работы) - критическую РЕ (высвобождение из культуры Аристотеля, Канта, Декарта, Гегеля, Маркса, Гуссерля, ГП, Попова) - замыкающую РЕ (рефлексивное замыкание мышления или мира)
37 По временной направленности различают: - ситуативную РЕ - ретроспективную РЕ - проспективную РЕ
38 По типу организации различают РЕ: - топическую (рамочную) - разноуровневую (рефлексивную возгонку к основаниям) - объектную (теоретическую) По типу организации различают РЕ: - топическую (рамочную) - разноуровневую (рефлексивную возгонку к основаниям) - объектную (теоретическую)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.