Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.wiki.vladimir.i-edu.ru
1 Исследовательский проект Чеховский принцип психологического анализа в поэмах А.Ахматовой «Реквием» и «Поэма без героя» ученицы 11 класса Морозовой Ксении
2 Ц Е Л И: -соотнести творческие установки и художественные принципы А.Чехова и А.Ахматовой; - выявить влияние прозы А.Чехова на лирику А. Ахматовой; - доказать, что А.Чехов и А.Ахматова используют художественную деталь как средство психологического анализа.
3 З А Д А Ч И: -обобщить и прокомментировать имеющиеся в литературоведении мнения по теме; -найти чеховские принципы психологического анализа в поэмах А.Ахматовой; -найти черты сходства и различия в использовании художественной детали в качестве средства психологического анализа в творчестве А. Чехова и А.Ахматовой; -уловить смысловую нагрузку художественной детали в рассказах А.Чехова и А.Ахматовой.
4 ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ Художественная деталь как и в рассказах А.Чехова, так и в поэмах А.Ахматовой является основным средством психологического анализа.
5 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ МЕТОДИКИ 1.Теоретические: -отбор библиографии; -сопоставление литературоведческих оценок по истории вопроса; -изучение биографий А.Чехова и А.Ахматовой. 2. Эмпирические: -различные виды анализа текста. 3. Статистические: - обработка результатов исследования.
6 АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Разработка данной темы позволит выявить черты сходства прозы А.Чехова и поэзии А.Ахматовой, проникнуть в художественный мир творческой личности.
7 Крупная творческая индивидуальность формируется под воздействием самых разнообразных художественных источников. Важно отыскать главный объект, наиболее значительный с идейно- эстетической точки зрения.
8 «Без опоры на замечательные завоевания классиков русского реализма, возможно, не было бы и психологических открытий в ахматовской лирике. Особенно важно здесь чеховское искусство обнаружения скрытого психологического содержания в предметно точно и эмоционально обрисованной действительности, искусство, оплодотворившее целый ряд мировой литературы 20 века». Е. Тагер.
9 «Не Толстой с его сложным взаимодействием психологического и эстетического начал, с многослойностью внутренней жизни личности, не Достоевский с его психологической противоречивостью и способностью героя, а именно Чехов – писатель – психолог, сосредоточивший своё художественное внимание на преломлении фактов и событий в душевной жизни личности». Н. Артюховская.
10 В освоении художественного материала, в выработке принципов психологического анализа Ахматова шла по пути, который проложил в литературе Чехов. «Стремясь проникнуть в тайны человеческих чувств, поэтесса обращается не к описанию самого чувства, а к частному его проявлению, к факту, к событию. Как и Чехов, Ахматова не обращает внимания на психологизацию». Н. Артюховская.
11 «Чехов и Ахматова, переосмысливая обыденный факт, частную деталь повседневной жизни, доводят их до эстетических категорий». Н.Артюховская. Там под кровлей Фонтанного Дома, Где вечерняя бродит истома С фонарём и связкой ключей, - Я аукаюсь с дальним эхом, Неуместным смущая смехом Непробудную сонь вещей, Где, свидетель всего на свете, На закате и на рассвете Смотрит в комнату старый клён И, предвидя нашу разлуку, Мне иссохшую чёрную руку, Как за помощью тянет он. («Поэма без героя») «Он отстранил её руками и отошёл, и ей показалось, что лицо его выражало отвращение и досаду. В это время баба осторожно несла ему в обеих руках тарелку со щами, и Ольга Ивановна видела, как она обмочила во щах свои большие пальцы. И грязная баба с перетянутым животом, и щи, которые стал жадно есть Рябовский, и изба, и вся эта жизнь, которую она вначале так любила за простоту и художественный беспорядок, показались ей ужасными. Она вдруг почувствовала себя оскорблённой…» («Попрыгунья»)
12 Связь «внутреннего» и «внешнего» ни у Чехова, ни у Ахматовой не утверждает гармонического единства человека и мира. Эти два начала даже противопоставлены друг другу. Внешний мир оказывается тесным, неспособным вместить в себя внутренний мир человека.
13 Являясь самым значительным элементом художественного образа, художественная деталь Ахматовой, как и у Чехова, несёт в себе максимальную смысловую нагрузку. Вслед за Чеховым Ахматова использует деталь для вычленения объекта изображения тех частностей, через которые просматривается общее. Характерно и то, что деталь наполнена глубоким символическим смыслом. Тихо льётся тихий Дон, Жёлтый месяц входит в дом. Входит в шапке набекрень Видит жёлтый месяц тень. Эта женщина больна, Эта женщина одна, - Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне. («Реквием») «Он не верил ей и, когда она долго не возвращалась, не спал, томился и в то же время презирал и жену, и её постель, и зеркало, и её банбоньерки, и эти ландыши, и гиацинты, которые кто-то каждый день присылал ей и которые распространяли по всему дому приятный запах цветочной лавки». («Супруги»)
14 Чехов, прибегая к художественной детали, решал более широкую задачу. Он, используя множество разнообразных деталей, связывал их в ряды в зависимости от выполняемой функции. Эти ряды, имея собственную логику развития, взаимопереплетаются, взаиморазвиваются, образуя целую систему, в которой объединены сложные жизненные ситуации и человеческая психология. В поэмах Ахматовой, как и в ранних её стихах, сведена до минимума непосредственная смысловая значимость деталей внешнего мира, который как бы сдвинут в мир человеческой души. Через ахматовскую деталь мы ощущаем лишь волнение человека, его боль.
15 ВЫВОДЫ В лирике Ахматовой сказался чеховский принцип описания психологического состояния путём вычленения незначительных частностей, деталей, которые несут большую смысловую нагрузку. Чеховские традиции в поэмах Ахматовой чувствуются в том, что у Чехова и Ахматовой художественная деталь как главное изобразительно-выразительное средство выполняет две функции: является средством психологического анализа и в то же время не теряет своей изобразительной значимости.
16 Список цитированной и использованной литературы 1. Источники. Ахматова А.А. Собрание сочинений в 2 т. – М., 1990, т.1-2. Чехов А.П. Дом с мезонином. – М., Чехов А.П. Рассказы. –М., Научно – критическая литература. 1. Артюховская Н.И. О традициях русской психологической прозы в раннем творчестве Анны Ахматовой. // Вестник Моск. ун-та. Сер.9. Филология, 1981, Библиографический словарь «Русские писатели». – М., Виленкин В. Воспоминания с комментариями. // Вопросы литературы, 1979, Долгополов Л.К. По законам притяжения: О литературных традициях в «Поэме без героя» Анны Ахматовой. // Русская литература, 1979, Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. - Л., Ильина Н. Анна Ахматова в последние годы её жизни. // Октябрь, 1977, 2, стр Кралин М. «Победившее смерть слово» (Об истории творчества А.А. Ахматовой).// Нева, 1988, Кублановский Ю.О. «реквием» Анны Ахматовой. Волга, 1992, 11, Тагер Е.Б. Анна Ахматова. // Русская литература конца 19 - начала 20 века – М., Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова. (Опыт анализа.) // Эйхенбаум Б.М. О поэзии. - Л., 1969.
17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.