Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.koipkro.kostroma.ru
1 Осипова Л.Г. КОИПКРО1 Исследование учащихся
2 Осипова Л.Г. КОИПКРО2 Основные понятия u Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. u Учебное исследование – образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Основные характеристики учебного исследования: 1 ) выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование; 3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников - (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; 5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
3 Осипова Л.Г. КОИПКРО3 Основные понятия u Исследовательское поведение – одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, сущностную характеристику деятельности человека (А.Н. Подьяков)[ u Исследовательские способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности (А.И. Савенков). u Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но ему потребностно искать и находить ранее им неизведанное. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности (А.С. Обухов). u Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами. u При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении.
4 Осипова Л.Г. КОИПКРО4 Основные понятия u Педагогический проект руководителя исследовательской работы – проект, направленный на организацию образовательного процесса с учащимися на основе применения учебного исследования. Главной целью этого проекта является достижение образовательного результата – развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы, занимать исследовательскую позицию. С этой целью руководитель анализирует склонности и способности учащихся, возрастные особенности психического развития, предлагая те или иные темы работ, адаптирует методики, создает условия для проявления познавательной инициативы учащихся. u Авторская позиция учащегося в учебных исследованиях. Это достигаются наилучшим образом тогда, когда учащимся создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, - иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.
5 Осипова Л.Г. КОИПКРО5 Схема исследования ГИПОТЕЗА Выбор объекта, предмета ЦЕЛЬ Выбор методики исследования Ход исследования Анализ результатов ВЫВОД Оформление работы и ее презентация Субъективно новое знание Проблема Тема исследования
6 Осипова Л.Г. КОИПКРО6 Проектирование - Исследование u Проектирование – Проблема – Решение практической задачи – Проекты u Исследование – Проблема – Бескорыстный поиск истины (практическое решение задачи – побочный эффект) – Исследовательские работы
7 Осипова Л.Г. КОИПКРО7 Схема исследования ученика Тема исследования
8 Осипова Л.Г. КОИПКРО8 Как увидеть проблему? u Посмотри на мир другими глазами u Вопросы от имени наблюдателя u Метод от противного (Что будет если…) «Камень и вода». «Листья деревьев». «Гнездо птицы».
9 Осипова Л.Г. КОИПКРО9 Вопрос – форма выражения проблемы Учимся задавать вопросы u Задание 1 Почему люди задают вопросы? Напишите 2-3 суждения, которыми Вы готовы поделиться с группой. u Задание 2. Работая в группе, в течение трех минут ответьте на следующий вопрос методом мозгового штурма: Какие 5-10 научных открытий или технических изобретений за последние сто лет оказали, по вашему мнению, наибольшее влияние (положительное или отрицательное) на людей и историю?
10 Осипова Л.Г. КОИПКРО10 Вопрос – форма выражения проблемы Учимся задавать вопросы u Задание 3 Выберите ОДНО открытие или изобретение из вашего списка и в течение трех минут, работая в той же самой группе, ответьте на вопрос «Каковы положительные следствия данного открытия? Напишите Ответы и будьте готовы поделиться тремя самыми главными идеями со всей группой. u Задание 4 В течение грех минут, работал в той же группе, ответьте на вопрос «Каковы отрицательные следствия того же самого открытия или изобретения?» Напишите ответы и будьте готовы поделиться тремя самыми главными идеями со всей группой.
11 Осипова Л.Г. КОИПКРО11 Вопрос – форма выражения проблемы Учимся задавать вопросы u Задание 5 Работая в той же группе, поразмышляйте : «Существуют ли какие-либо научные открытия или технические инновации, которые представляются возможными в настоящее время, но которые не следует реализовывать? Почему?» Напишите ответы и будьте готовы поделиться ими со всей группой.
12 Осипова Л.Г. КОИПКРО12 Вопрос – форма выражения проблемы Учимся задавать вопросы u Что вы заметили относительно вопросов? u Как менялось ваше обсуждение от вопроса к вопросу? u Как вы думаете, изменились бы ваши ответы на последний вопрос, если бы вы не продумали ответы на первые три вопроса?
13 Осипова Л.Г. КОИПКРО13 Вопрос – форма выражения проблемы Учимся задавать вопросы u Задание Сформулируйте по 2-3 вопроса всех типов к картине: 1. Простые вопросы 2. Вопросы- интерпретации 3. Оценочные вопросы 4. Творческие вопросы 5. Практические вопросы П.А. Федотов «Сватовство майора»
14 Осипова Л.Г. КОИПКРО14 Ориентировка на будущее (куда дальше?) Оценочный вопрос (что правильно, а что нет?) Воображаемый вопрос (что было, если бы?) Вопрос –форма выражения проблемы. Учимся задавать вопросы Субъективный вопрос (что я чувствую, что я знаю?) Описательный (кто, как, что, где, когда?) Казуальный вопрос (почему, кто, как, что делает?)
15 Осипова Л.Г. КОИПКРО15 Вопросы установления сходства и различия Вопросы, предполагающие действие выбора –взвешивание и сопоставление друг с другом различных вариантов Воображаемый вопрос (что было, если бы?) Вопрос –форма выражения проблемы. Учимся задавать вопросы Вопросы установления причинно-следственных связей Восполняющие вопросы (где, когда, что, почему, какие) Уточняющие вопросы (верно ли, надо ли, создавать ли, должен ли
16 Осипова Л.Г. КОИПКРО16 Вопрос – форма выражения проблемы Учимся задавать вопросы u Закрытые вопросы (простые вопросы) – Ориентированы на проверку фактического знания; – Содержат ограниченный спектр возможных правильных ответов u Открытые вопросы: – Строятся на основе фактического знания; – Требуют поиска, исследования, размышления; – Имеют много разных ответов, стимулируют обсуждение, дискуссию, поиск; – Требуют более глубокого обдумывания темы; – Побуждают учащихся конструировать свое знание в процессе ответа на вопрос; – Начинаются с ключевых слов: почему, каким образом, как, зачем.
17 Осипова Л.Г. КОИПКРО17 Вопрос –Гипотеза. Учимся выдвигать гипотезы u Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – предвидение – событий. – Требование к гипотезе – согласованность с фактическим материалом. Гипотеза, должна быть обоснованной, указывать путь исследовательского поиска. u Гипотеза как вариант решения проблемы. u Может быть; u Предположим; u Допустим; u Возможно; u Что если…
18 Осипова Л.Г. КОИПКРО18 Вопрос –Гипотеза. Учимся выдвигать гипотезы u Методы развития умений выдвигать гипотезы: – При каких условиях предмет будет полезен? Вреден? – Найти возможную причину события – Разбор примеров известных гипотез
19 Осипова Л.Г. КОИПКРО19 Откуда прилетел ветер? Для чего троллейбус и трамвай держаться «руками» за провода? Для чего нужна труба? Вопрос –Гипотеза. Учимся выдвигать гипотезы Почему кузнечик зеленый? Что страшнее - гром или молния? Почему волк, лиса, медведь, заяц оцутились в сказке?
20 Осипова Л.Г. КОИПКРО20 Гипотеза – способы проверки ГипотезаСпособ проверки гипотезы u На основе логики и анализа имеющихся знаний, полученной информации (теоретический способ) u На основе опытов, наблюдений, экспериментов (эмпирический) u На основе теоретических знаний и эмпирической проверки u Фантастический способ проверки
21 Осипова Л.Г. КОИПКРО21 Задачи исследования Упражнение Какова цель у жадности? Все себе забирать. У кривлянья? Чтоб на него обратили вниманье. У послушания? Накапливать в себе знания! У любви? Чтоб окружающим было хорошо. Сформулируйте задачи по стихотворению
22 Осипова Л.Г. КОИПКРО22 Как включить детей в исследование? u Методика «Продолжи исследование» u Коллективные игры u Интересная тема
23 Осипова Л.Г. КОИПКРО23 Выбор темы u Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его. u Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести пользу участникам исследования. u Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. u Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. u Тема должна соответствовать возрастным особенностям детей. u Тема должна учитывать желания и возможности детьей.
24 Осипова Л.Г. КОИПКРО24 Педагогические результаты Развитие творческих способностей Опыт самостоятельной деятельности Приобретение новых знаний, умений, навыков Опыт исследовательского поведения и обработки полученных результатов Получение продукта Психические новообразования творца
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.