Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемlabmro.my1.ru
1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ УСПЕШНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Мачехина О.Н. кандидат педагогических наук, доцент
2 Если ты классно умеешь надувать мыльные пузыри, но это никому не нужно, едва ли тебя будут считать успешным человеком… Навеяно жизнью…
3 индивидуального прогресса ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА Создание условий для индивидуального прогресса ученика в основных сферах личностного развития эмоциональной, познавательной, саморегуляции – ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА современной образовательной системы Российской Федерации. (ряд нормативно-правовых документов в сфере государственной образовательной политики)
4 УСПЕХ УСПЕШНОСТЬ достижение хороших результатов удача в достижении какой-либо цели; признание в обществе; достижение хороших результатов в работе или учёбе закономерность, деятельность, направленная на покорение. не случайность, а закономерность, многократно подтвержденный позитивный жизненный опыт, который формируется благодаря положительному образу мышления и оптимистичному способу жизни, сильным желаниям человека достичь определенных вершин и неуемная деятельность, направленная на их покорение. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС динамика ПРОГРЕСС – комплексная положительная динамика личных ресурсов в мышлении, понимании и способах действий
5 Организуемая деятельность участием и результатом. Организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок. Ситуация успеха это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. (Пидкасистый П.И. Педагогика, М.,1998)
6 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ Базовыми в понимании данной проблемы являются: - общепсихологическая теория деятельности (Б.Т. Ананьев, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, А.Н.Леонтьев, Л. Рубинштейн); - психолого-педагогическая теория деятельности (В.И. Загвязинский, Н.В.Кузьмина, А.К. Маркова, В.А.Сластенин, В.Д. Шадриков); - теория развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В.Петровский); - теория личностного подхода в учебно-воспитательном процессе: Е.В. Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская. Проблему успеха и успешности глубоко осознавали классики педагогики Ф.Гербарт, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.; Её изучению посвятили свои работы С.И. Архангельский, А.П. Архипов, B.C. Мерлин, П.И. Пидкасистый, В.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина и многие другие; Заслуживают внимания многочисленные и разносторонние работы по таким направлениям, как: учебно-творческая деятельность (В.И.Андреев, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, П.И.Пидкасистый, В.Г.Разумовский, Ю.В. Сенько и др); творческие возможности мышления (A.M. Матюшкин, Н.В. Кузьмина и др.); проблемная ситуация (Ю.К.Бабанский, И.О. Кудрявцев, М.И. Махмутов; и др.); вопросы формирования обобщенных умений (О.А. Абдуллина, В.Е.Анисимов, А.В.Усова и др.
7 Успешность зависит от системно построенной деятельностью взрослых Успешность зависит от взаимосвязанной совокупности факторов, имеющих психологическую, социальную, педагогическую и управленческую природу. Успешность это целостная характеристика деятельности, общения и внутреннего состояния ребенка. Достижение ребенком успешности связано как с его собственной внутренней активностью (которую в нем нужно пробудить и научить поддерживать), так и с системно построенной деятельностью взрослых субъектов образовательного процесса. (Битянова М.Р., Глазунова О.И.)
8 МЕСТО СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Система оценивания успешности образовательного процесса 1. Система оценивания - механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, а также понимание этой связи самим учащимся. механизмомобразовательного процесса 2. Cистема оценивания и самооценивания является естественным механизмом саморегуляции образовательного процесса, что и определяет его исключительную важность. развитии образовательной системы 3. Место системы оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным интегрирующим фактором школьного образовательного пространства.
9 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ Теоретические основы проблемы педагогического оценивания в средней общеобразовательной школе получили освещение в трудах Б.Г.Ананьева, Ш.А. Амонашвили, Ю.К.Бабанского, Л.С.Выготского, И.П.Подласого, С.Л.Рубинштейна, В.П.Симонова, Л.М.Фридмана и др. Б.Г.Ананьева, Ш.А. Амонашвили, Ю.К.Бабанского, Л.С.Выготского, И.П.Подласого, С.Л.Рубинштейна, В.П.Симонова, Л.М.Фридмана и др.
10 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ оценивания учебных достижений Необходимо изменение системы оценивания учебных достижений обучающихся. сформированности различных компетенций индивидуального образовательного маршрута Система оценивания должна быть сориентирована на оценку сформированности различных компетенций у обучающихся и последующее составление индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося. формирующим оцениванием. Система оценивания, основная задача которой, оценивание учебных достижений каждого обучающегося с целью выстраивания маршрута обучения и корректировки индивидуальных результатов может быть названа формирующим оцениванием.
11 ОЦЕНКА процесс « Оценка» - это процесс оценивания, выражающийся в развёрнутом оценочном суждении, выражается в вербальной форме. «Оценка» - это процесс соотнесения реальных результатов с планируемыми целями. «Оценка» может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательного учреждения, его специфики и направленности. Главная задача оценки - установить глубину и объем индивидуальных знаний. предшествовать отметке. Оценка В НОРМЕ! - должна предшествовать отметке. ОТМЕТКА отражение «Отметка» - это цифровое отражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах. выводится из оценки Отметка В НОРМЕ! - выводится из оценки Учитель, ставя отметку, обычно ориентируется на ряд позиций, в результате чего каждый балл становится интегрированным показателем: уровня учащегося относительно определенного эталона, уровня учащегося относительно класса в целом, уровня учащегося относительно себя самого в предшествующий период. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ
12 ОБЪЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ способность способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; умение умение преобразовывать практическую задачу в познавательную (самостоятельно, с помощью учителя или одноклассников); умение умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом; умение умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение; способность способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении; готовность готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям; умение умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
13 ДИАГНОСТИ- РУЮЩАЯ оценка степени готовностиоценка степени готовности к освоению учебной программы + отслеживание качества знаний учащихся и измерение их уровня на различных этапах обучения. СТИМУЛИРУЮЩАЯ формирования притязанийвоздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений. КОНТРОЛИ-РУЮЩАЯ качестве учебного процесса и качестве работы учителяинформация о качестве учебного процесса и качестве работы учителя с использованием различных форм контроля знаний: текущего, промежуточного, итогового, фронтального, индивидуального. Основные функции системы оценивания
14 СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОЛЖНА ПОЗВОЛЯТЬ: давать характеристику возможностям сравнивать и давать характеристику возможностям, способностям и достижениям каждого обучающегося в соответствии со стандартами, либо собственными целями; бытьинструментом быть диагностирующим инструментом в поддержке учебного процесса; способствовать самосовершенствованию личности. способствовать самооцениванию, развитию самопознания и самосовершенствованию личности.
15 ТЕСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ специально подготовленными образцами учебных заданий Учащиеся овладевают обобщенными способами учебных действий в процессе решения учебных задач со специально подготовленными образцами учебных заданий с различным сочетанием известной и неизвестной части в содержании каждого задания. Высокая степень объективности внешнего контроля оценки результатов учебной деятельности позволяет постепенно переводить его в самоконтроль и самооценку.
16 ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА все его достижения всего периода учебной деятельности. Ученик составляет портфолио по одному или нескольким предметам школьной программы, где отражаются все его достижения, а также фиксируются цели различных видов деятельности и собственная оценка результативности процесса продвижения к ним. Портфолио может состоять из работ, собранных учащимися на протяжении всего периода учебной деятельности.
17 УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ формируются, развиваются и закрепляются важнейшие общеучебные умения и навыки, В ходе реализации проекта формируются, развиваются и закрепляются важнейшие общеучебные умения и навыки, приобретаемые, в том числе, и в результате совместной работы в триаде «ученик-учитель-родитель».
18 РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ информации об учебных достижениях работы школьников. Комплекс оценивающих механизмов, представленный шкалой «стоимости» различных видов учебной деятельности и представляемых результатов. Обеспечивает обработку информации об учебных достижениях как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной работы школьников.
19 МОНИТОРИНГ оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися учебного материала. Обеспечивает учителя оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися учебного материала. Мониторинг в системе «учитель-ученик» - это непрерывные контролирующие действия, позволяющие наблюдать (и корректировать по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию. Является эффективным средством выявления зон успешности учебной деятельности. Позволяет учителю проектировать и проводить педагогическое исследование.
20 Источники по оцениванию Список использованных источников Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология. Теория обучения. Схемы, тесты. – М., Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки и качества образования.// Школьные технологии С Букатов В.М.. Школьная оценка.: М., Герасимова Н.. Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников Громова Т.. Не оценивать, а мотивировать// Управление школой ноября (22). - С Гузеев В.В. Оценка, рейтинг, тест//Школьные технологии, Ингенкамп К.Педагогическая диагностика/Пер. с нем. М.,1991. Камаева Е.В. Оценочная деятельность на уроке // Школьные технологии С Костылев Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: Ксензова Г.Ю.. Оценочная деятельность учителя.: М., Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов пед. Вузов. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. – М., 2001; Кн.2. Психология образования. – М., 2001.
21 Источники по оцениванию О показателях качества образования.// Высшее образование в России С. 92 – 96. Оценка в современной школе.// Стандарты и мониторинг в образовании С. 14 – 20. Педагогика: в 3-х кн., кн. 2: Теория и технология обучения: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика»/И.П. Подласый. – 2- е изд., испр. И доп. – М.: Гуманитар. Изд.центр ВЛАДОС, с.:ил. - (Педагогика и воспитание). Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. Учебное пособие. М., Стрюков Т.А. "Стандартизация уровня подготовки и оценивания знаний учащихся" // Педагогика Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ. // Петербургская школа: Теория и практика формирования многовариантных образовательных систем. – СПб, – С Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии С. 94 – 99. Хлебников В.А. Теория и методы оценки эффективности систем обучения коллективного использования.- Дисс. … доктора ф-м наук. – М., – 160 с. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. – М.: Логос, – 432 с.
22 ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ отбор содержания для контроля специальный отбор содержания образования для контроля; структурирование учебного материала; дифференцированных шкал оценивания использование более дифференцированных, по сравнению с пятибалльной, шкал оценивания; использование нестандартных форм и средств оценивания; родителей ознакомление с критериями оценивания и учеников и их родителей; совместная совместная с учащимися выработка критериев оценки; каждогодостижения оценивание каждого, даже самого незначительного достижения ученика; условий для самоконтроля и самооценки создание условий для самоконтроля и самооценки учащихся; полномочий делегирование ученикам полномочий в сфере контроля и оценки; привлечение учащихся к взаимоконтролю и взаимооценке; возможности выбора контроля предоставление учащимся возможности выбора уровня и характера заданий для контроля.
23 Учащиеся в более эффективных школах (по результатам исследований PISA и TIMSS) В ыявлено, что учащиеся имеют более высокие результаты, если: Они хорошо мотивированы, Не тревожны, Верят в собственные силы и способности, Владеют эффективными стратегиями обучения (включая постановку цели, выбор стратегий, самоконтроль и самооценку процесса обучения).
24 Спасибо за внимание! Мачехина Ольга Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры ООТ МИОО Мачехина Ольга Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры ООТ МИОО Контакты: ; 8(495) ;
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.