Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемedu.of.ru
1 Обобщение опыта учителя русского языка МОУ Нижнежуравская оош Домницкой Л.И.
2 Наименование опыта: Формирование у обучающихся положительной мотивации к русскому языку как учебному предмету
3 Цель : создание условий для развития у обучающихся положительной мотивации к русскому языку как учебному предмету Задачи: Диагностика мотивации обучающихся и влияние на нее ( в случае необходимости) в целях формирования социально-успешного жизненного стиля обучающихся. Обеспечение каждому ребенку базового уровня образования. Создание условий для развития у обучающихся способности и умений самостоятельной познавательной деятельности, потребности в творческой деятельности, в достижении практически значимых результатов (личностных и социальных). Подведение школьников к пониманию того, что : - ни один предмет школьного образования не имеет более важного значения, - успешное овладение общеобразовательными предметами непосредственным образом зависит от степени владения языком образования, - познание языка создает условия для интеллектуального, эмоционального, нравственного и духовного развития, подготавливает к активному, деятельному участию в общественной жизни страны.
4 « Отношение учащихся к учебной деятельности зависит от мотивации, которая имеет определенную структуру. Деятельность необходимо становится полимотивированной, т.е. одновременно отвечающей двум или нескольким мотивам. Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) – порой остро эмоциональных, аффективных, - лишены смыслообразующей функции, это мотивы – стимулы» А.Н.Леонтьев
5 Мотив (от французского mutiw) – побудительная сила, причина, от латинского – приводить в движение, толкать Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.
6 Взгляд на проблему мотивации учебной деятельности школьника
7 « …потребность есть основа, движущая сила, побуждение и цель человеческого поведения; мотивы, стремления, желания, интересы, цели, установки, ценностные ориентации субъекта производны от его потребностей, порождаются ими…» П.В.Симонов
8 Психологи выделяют такую структуру мотивов, побуждающих школьников к деятельности: Психологи выделяют такую структуру мотивов, побуждающих школьников к деятельности: ВнутренниемотивыВнешниемотивы ПоложительныеОтрицательныеПоложительныеОтрицательные Интересен изучаемый предметМестьСтремление получить высокие отметкиИзбегание неудачи: стремление избежать низкой оценки Интересны знания по предметуВластьОдобрение учителяСтремление избегать наказаний учителя Интересен метод преподаванияОдобрение учащихся, одобрение родителей Стремление избегать критики. Интересен преподаватель, а предмет не интересен, но осознается, что знания, умения нужны будут в будущем. Симпатия учителю Стремление добиться особых успеховСтремление превзойти других, соперничество Осознание своего познавательного прогресса. Доверие учителя Хорошее настроение Уверенность в своих силах
9 Иными словами, мотивами, побуждающими личность к учебной деятельности, могут быть: познавательные интересы, потребности в познании; стойкие склонности и потребности в самовыражении; убежденность в необходимости образования, социальные установки; личная заинтересованность в получении знаний и умений, потребность в самоутверждении; желание избежать отрицательных для личности ситуаций (потребность в защите) и др.
10 «Для эффективного воспитания человека необходимо знать базовые потребности – потребность в любви и в чувстве собственного достоинства» У. Глассер
11 «Настоящее искусство воспитания состоит в том, чтобы так влиять на мотивы ежедневного поведения, чтобы воспитанник хотел идти путем, который показывает ему опытный и мудрый воспитатель, и одновременно, чтобы он усиленно работал над своим умственным развитием, над собственным характером, над усовершенствованием мотивов собственного поведения» В.Оконь
12 Противоречия учебно-воспитательного процесса ПротиворечияЗадачиПути разрешения противоречий Между необходимостью повышения уровня образования обучающихся и низким уровнем познавательной мотивации у большого количества современных школьников. Повышение познавательной активности школьников через создание условий для творческой самореализации, самообразования, самовоспитания, через воспитание интереса к предмету. Создание проблемно-поисковых ситуаций, опора на личный опыт, разнообразные творческие работы речеведческого характера, построение процесса обучения на основе информационных технологий, интегрированные уроки, нестандартные уроки. Между жесткой организационной и временной структурой классно-урочной системы обучения ( с едиными целями, содержанием, фронтальными формами) и необходимостью обеспечить индивидуальное развитие самоактуализирующейся личности каждого ученика с его индивидуальным способом и темпом усвоения знаний и уровнем развития. Индивидуализация педагогических воздействий, моделирование пути каждого ученика в освоении учебного материала урока. Личностно ориентированная парадигма обучения.
13 Способы повышения мотивации школьников НазваниеЧто этот способ дает (результат), особенностиЧто надо учесть для применения Культура общения (вербальные и невербальные способы общения) - Удержание внимания учащихся. - Пробуждение разного вида эмоций - Освоение учениками диалектики общения. - - Создании комфортности обучения. Требует умения чувствовать и понимать ученика (эмпатии) Анализ жизненной ситуации, использование личного опыта ученика. - усвоение знаний, умений, навыков по предмету через личный опыт; - создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса учащихся; - включение в обучение эмоциональной схемы; - видение собственных знаний в «знакомом объекте»; - использование опыта жизнедеятельности. - вовлечение всех в учебную деятельность, то есть осуществление принципа активности в процессе обучения; - побуждение, стимулирование к учебной деятельности; - пробуждение положительных эмоций м интереса к предмету; - возникновение реакции на новизну учебного материала При усвоении материала школьники опираются на индивидуальный опыт личности, когда знаний не хватает, поэтому анализ жизненных ситуаций часто бывает ненаучным, искаженным.
14 Необычная форма обучения ( нестандартная форма обучения, метод, прием) - вовлечение всех в учебную деятельность, то есть осуществление принципа активности в процессе обучения; - побуждение, стимулирование к учебной деятельности; - пробуждение положительных эмоций, интереса к предмету; - возникновение реакции на новизну учебного материала Требует четко поставленной цели, учета потребности возраста в новизне, самооценке, рефлексии. Создание проблемной ситуации - - творческое владение знаниями, навыками, умениями; - - развитие мыслительных способностей; - усвоение способов самостоятельной деятельности Часто для решения проблемы требуется групповая работа, бывают трудности в управлении процессом (направлении деятельности школьников в нужное русло решения задачи) Привлечение учеников к оценочной деятельности - формирование учебных действий самооценки, к рефлексии своей учебной деятельности; - снижает стресс и напряжение при оценивании ответов. Требует выработки такого понятия, как «критерии оценивания» (договоренности за что какую оценку ставим), критерии оценивания могут быть разными при самооценке, взаимооценке и при оценивании работы в группе. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности, чтобы не только констатировались недостатки, но и выявлялись их причины.
15 Факторы успешности А) создания условий для осмысления предстоящего изучения учебного материала как личностно значимого для учащихся; Б)создания условий для сотрудничества, обеспечивающего поддержку каждому и его личную ответственность за результаты работы; В) рефлексии личностных достижений, как условия принятия собственного решения о самосовершенствовании.
16 Создание условий для осмысления предстоящего изучения учебного материала как личностно значимого для учащихся обеспечивается через: иллюстрирование красоты и звучности русского слова (комплексный анализ текстов различных стилей и типов речи, речеведческие ситуации, рассказы на лингвистическую тему, рефераты, доклады, выступления на общественно значимые темы, словесное рисование ), рассмотрение значения и функций русского языка в современном мире, развитие интереса к русскому языку как учебному предмету ( создание образно-эмоциональных ситуаций на уроке, постановка проблемных вопросов, формулирование цели и задач деятельности на учебном занятии, методы активного обучения, различные приемы и методы обучения, разнообразие типов уроков).
17 Создание условий для сотрудничества, обеспечивающего поддержку каждому и его личную ответственность за результаты работы обеспечивается через: Реализацию индивидуально- дифференцированного подхода В своей работе я использую задания следующих типов: - задания с наличием образца выполнения (вначале полный, подробный образец, потом образец с сокращенной системой операций, затем выполнение без образца, обучающийся сам воспроизводит образец, с которым он уже работал и выполняет задание); - задание, в котором учащийся выполняет только отдельные его части; - задания со вспомогательными вопросами, помогающими ему вспомнить то, что является необходимой основой для выполнения задания; - задания с сопутствующими указаниями, инструкциями; - задания с теоретическими справками; - задания с алгоритмическими предписаниями; - задания с применением схем, таблиц, классификаций; - проблемно-познавательные задания и т.д. -
18 При организации занятий руководствуюсь следующими принципами: - предоставление каждому ученику права выбора уровня обученности; - формирование (развитие) рефлексии через осознание и оценку результатов и хода самой деятельности; - формирование и развитие общеучебных и специальных умений и навыков; - взаимообучение школьников; - работа в группах; - качественная (наряду с количественной) оценка достижений ученика.
19 Рефлексия личностных достижений, как условия принятия собственного решения о самосовершенствовании реализуется через: Рефлексия - осмысление способов действий в той или иной ситуации, достижения результатов; вызывает наиболее эмоциональные душевные переживания. Школьники и учитель оценивают совместную деятельность и способы: была ли она открытой и наглядной во всех своих проявлениях, этичны ли были способы деятельности, взаимоотношения, осмысливается умение ребят соотносить индивидуальные цели, коррелировать их с общими целями команды, проявлять состязательность, самостоятельность, мобилизовать свой потенциал; дается оценка тому, была ли деятельность воспроизводимой, можно ли использовать имитационную наработку опыта в реальных проблемных обстоятельствах, научились ли ребята прогнозировать результаты своих действий.
20 В качестве эффективной рефлексии хорошо использовать такой прием как «погружение в себя», когда учащиеся мысленно отвечают на следующие вопросы: Что сегодня мне больше всего понравилось на уроке? Доволен ли я своей работой? Что у меня не получилось? Что мне сегодня на уроке не понравилось?
21 Своеобразным эпиграфом профессионально грамотной оценочной деятельности современного педагога может быть афористический этюд Сэлли Филдман: Дети, привыкшие к критике, Учатся осуждать. Дети, враждою воспитанные, Знают, как нападать. Дети, в насмешках выросшие, Впитывают робость. Много и часто стыдимые – С виною своей неразлучны. Те, кто воспитан терпимостью, Постигают науку терпенья. Воспитанные ободряющим словом – Умеют верить в себя. Дети, взращенные похвалою, Умеют видеть хорошее. А воспитание справедливостью Учит детей доверию. Дети, воспитанные одобрением, Живут с собою в ладу. Одаренные дружбой, Душевным теплом – находят в мире любовь.
22 На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы: - деятельность должна быть личностно значима, привлекательна для школьников, наполнена целостно-смысловым основанием, значимым результатом, эмоциональными методами и средствами их достижения; - должны создаваться условия, активизирующие реализацию потенциала всех участников занятия в ходе их совместной деятельности и при обсуждении результата; - каждый участник образовательного процесса должен иметь возможность проявить и развить свои индивидуальные качества, обладающие сущностной ценностью (самовыражения, самоутверждения); - совместная деятельность учащихся должна быть занимательной и эмоциональной, оказывать позитивное воздействие, усиливать интерес, познавательную активность; - незавершенная совместная деятельность вызывает переживания каждого участника, связанные с неопределенностью того, успешна ли эта деятельность, и используется как внутренний мотив дальнейшей активности.
23 Результативность опыта Показателями результативности работы по формированию положительной мотивации у обучающихся к русскому языку как предмету можно считать: - активность обучающихся на уроках русского языка; - грамотно построенные речевые высказывания; - заинтересованность в том или ином виде речетворчества; - свободное владение и оперирование лингвистическими понятиями; - повышение уровня обученности школьников.; - умение анализировать текст как языковую единицу; - творческий подход при создании собственных текстов; - уважительное отношение к слову.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.