Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmih1s.narod.ru
1 Организация работы образовательного учреждения по защите детей от жестокого обращения презентация разработана Головой Н.И., зам. директора по воспитательной работе МОУ СОШ 1 г. Михайловки
2 Основные задачи ОУ по защите детей от жестокого обращения: Внимательно относится к внешним проявлениям случаев жестокого обращения с детьми; Оперативно информировать правоохранительные органы о выявленных случаях жестокого обращения с детьми; Проводить профилактические мероприятия по предупреждению жестокого обращения с детьми.
3 Индикаторы физического насилия над ребенком: В качестве медицинских маркеров физического насилия над ребенком выделяются различные виды травм и повреждений (раны, синяки, ссадины, ущипы, ожоги и т.д.): в разных частях тела; разные по времени возникновения; непонятного происхождения; имеют любую форму предмета; а также нарушения в органах чувств, задержка развития, малоподвижность, которая происходит при повреждении любых органов тела. Наиболее яркими поведенческими и психологическими индикаторами физического насилия над ребенком являются следующие особенности в поведении детей: малоподвижность, пассивность, слабая эмоциональная реакция; негативная реакция на группу детей (настороженность и агрессия на любые изменения в группе); стеснительность, избегание контактов со сверстниками; поведение «маленького старичка»; предпочтение игр только с маленькими детьми, а не со сверстниками; агрессия, тревожность в отношениях с другими людьми; страх взрослых, страх физического контакта; боязнь идти домой; повышенная тревога, когда плачут другие дети; тики, сосание пальцев, раскачивание и др. В подростковом возрасте поведенческими и психологическими индикаторами физического насилия над ребенком является весь спектр девиантного поведения детей.
4 Индикаторы сексуального насилия над ребенком: Сексуальное злоупотребление часто ведет к тонким поведенческим нарушениям у пострадавшего ребенка, порой малозаметным, в отличие от относительно различимых медицинских показателей. Сексуально оскорбительные действия наносят детям глубокую травму, и реакция на нее может проявляться различными способами. Реакция детей, подвергшихся сексуальному насилию, зависит в большой мере от их возраста, уровня развития, характера злоупотребления, их отношения к обидчику и других факторов. Особенности психического состояния и поведения детей разных возрастов, подвергшихся сексуальному насилию. Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; большое количество страхов; регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста); несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; нервно-психические расстройства, возникшие без видимой причины. Дети младшего школьного возраста: низкая успеваемость, замкнутость, стремление к уединению; изменение ролевого поведения (ребенок берет на себя функции родителя); ухудшение взаимоотношений со сверстниками; несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение; стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости. Дети старшего школьного возраста, подростки: депрессия; побеги из дома или институциональных учреждений; низкая самооценка; угроза и попытки самоубийства; употребление наркотиков и алкоголя; проституция или беспорядочные половые связи; жалобы на боли в животе.
5 Особенности ребенка вследствие эмоционального насилия: Личностные и поведенческие особенности ребенка, подвергшегося эмоциональному насилию: задержка речевого развития и восприятия; задержка в эмоционально-волевом развитии: инфантильность, нерешительность, безынициативность, боязливость и т.д.; нарушение сна (сокращение, увеличение, прерывистость, однотипные кошмарные сновидения и др.); соматические и психосоматические расстройства (язва желудка, аллергии, избыточный вес, энурез, нервные тики и т.д.); агрессия в отношениях со сверстниками и сиблингами; агрессия в отношении взрослых (учителей, воспитателей и т.д.); неуважение и недоверие к взрослым; демонстрация псевдозрелости псевдонезависимости как защиты; утрата доверия к миру, неверие в искренность оказываемой ему поддержки; неумение внутренне почувствовать успех, считает себя незаслуживающим его; низкая самооценка: ребенок чувствует себя нелюбимым, ненужным и др.; внешний локус контроля; тревожность; уступчивость, угодливость; коммуникативная некомпетентность; склонность к уединению; аффектно-тревожное восприятие одиночества; личностные психопатии различной этиологии (наркотические зависимости, булимия, анорексия, нарциссические, мазохистские и прочие личностные расстройства); суицидальные попытки.
6 Признаки отсутствия заботы о ребенке: Формы пренебрежения нуждами ребенка: оставление ребенка без присмотра; непредоставление ребенку питания, одежды, жилья; непредоставление медицинской помощи ребенку; отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); отсутствие возможности получения адекватного образования и др. Основные виды пренебрежения нуждами ребенка: отказ от ребенка; недостаток заботы; отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены; нехватка медицинской помощи; недостаток соответствующего образования: дети, которые постоянно пропускают занятия в школе или вообще не посещают школу; недостаток необходимого питания; нехватка необходимого крова. Не все эти показатели в отдельности указывают на пренебрежение нуждами ребенка. Необходимо рассматривать ситуацию в целом, оценивая разные данные о ребенке и его семье.
7 Алгоритм действий сотрудников ОУ в случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком: 1) Немедленно направить служебную записку руководителю ОУ о выявленном случае жестокого обращения с ребенком; 2) Руководитель ОУ немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка; 3) Специалист органов опеки и попечительства совместно со специалистом ОУ, сотрудником ОВД (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования; 4) По итогам проведенных мероприятий руководитель ОУ немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком, зафиксировав номер исходящего сообщения, приложив акт обследования условий жизни и воспитания ребенка, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству; 5) Руководитель ОУ направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в КДНиЗП, зафиксировав номер исходящего сообщения, оставив копии сообщений и прилагаемых материалов в документах по делопроизводству.
8 Профилактика насилия над детьми: Первичная профилактика- меры, направленные на всех участников образовательного пространства Вторичная профилактика – меры, направленные на тех, кто еще не переживал инцидента насилия, но находится в ситуации повышенного риска этого Третичная профилактика – меры вмешательства в тех случаях, когда насилие над ребенком уже совершилось, и вмешательство направлено на оказание помощи и предупреждение повторения насилия в будущем
9 Основные принципы организации профилактических мероприятий: Профилактическая деятельность должны быть долгосрочной и предусматривать повторяющееся воздействие для укрепления первоначального профилактического эффекта. Профилактические мероприятия должны включать модули (разделы/направления) для всех участников образовательного пространства. Профилактические мероприятия должны быть адаптированы к специфическим проблемам защиты детей от жестокого обращения в данном сообществе (образовательном учреждении, районе). Чем выше уровень риска, тем более интенсивными должны быть профилактические усилия и тем раньше они должны начинаться. Профилактические мероприятия должны усиливать «защитные» факторы и способствовать ликвидации или уменьшению известных факторов «риска».
10 Основные подходы к организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми: Подход, основанный на предоставлении информации; Возбуждение страха; Подход, основанный на формировании нормативного социального поведения.
11 Профилактические программы направлены на : усиление личных убеждений против применения методов воспитания, связанных с насилием над личностью ребенка; гармонизацию детско-родительских отношений; обучение навыкам социальной компетенции (пониманию другого, определению границ общения и вторжения, эффективному взаимодействию с окружающими); обучение навыкам рефлексии (осознание своих чувств, понимание своих переживаний, актуализация приятных и неприятных чувств, самооценка себя и своих возможностей, сравнение своих хороших качеств); развитие произвольности (умение справиться со своими негативными эмоциями, выделение конструктивных способов поведения, подчинение нормам и правилам, самодисциплина); развитие «я»-концепции (самопринятие, самоуважение, постановка реального уровня притязаний, оценка необходимости себя); обучение навыкам преодоления эгоцентризма (установки на партнерство и совместную деятельность).
12 Формы и методы профилактической работы Формы и методы работы % усвое ния Краткая характеристика Лекция5Наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации. Недостатком является то, что лекция ставит участников в пассивную позицию слушателей. Чтение10Не позволяет достичь глубокого усвоения информации. Этот метод является более полезным для учащихся лишь в сочетании с другими способами обучения. Аудио- визуальные средства 20В сочетании с последующим обсуждение аудио-визуальные средства могут повысить степень усвоения материала обучаемыми. Использование наглядных пособий 30Используя наглядные пособия, ведущий тем самым помогает участникам запоминать и усваивать информацию всеми каналами восприятия: зрением, слухом, осязанием. Обсуждение в группах 50Дискуссии ценны тем, что позволяют участникам думать, подробно рассказывать о своих собственных выводах и выслушивать самые разнообразные мнения участников. Обучение практикой действия 70Ролевые игры или проигрывание ситуаций помогают участникам проанализировать свои чувства, мысли и действия в некритической обстановке. Выступление в роли обучающего 90Обучение с помощью сверстников признано одним из наиболее эффективных способов влияния на подростков и их отношение к окружающему миру.
13 Формы работы с семьей: Индивидуальные: Психолого-педагогические консультации; Посещение семей; Педагогические поручения (привлечение родителей к организации внеклассных, внешкольных мероприятий, учебно- воспитательной работе); Социальный патронаж. Групповые: Психолого-педагогические лектории (разовые мероприятия, посвященные конкретной теме); «Университет педагогических знаний» (тренинги детско- родительских отношений, организация обмена опытом семейного воспитания, лекционно-практические занятия и др.); Научно-практическая конференция; Родительские собрания; Родительские комитеты.
14 Социальный патронаж – индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья получает конкретную помощь и поддержку. Цели и задачи социального патронажа Основной целью социального патронажа является комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации и восстановлению социального статуса семьи. Задачи социального патронажа: Исправление свершившихся фактов, приведших к социальному неблагополучию семьи. Социальная реабилитация семьи. Профилактика социального неблагополучия, предупреждение возможных кризисов.
15 Виды патронажа: 1. Социально-экономический патронаж - помощь в решении материально-бытовых проблем семьи: помощь в получении различных социальных выплат; помощь в получении бесплатных медикаментов; привлечение спонсоров для оказания материальной и натуральной помощи; содействие в поддержании бытовых условий, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям и т.д. 2. Социально-психологический патронаж - помощь в решении психологических проблем семьи и отдельных ее членов: психодиагностика; психокоррекция; психотерапия; семейное и индивидуальное психологическое консультирование. 3. Социально-педагогический патронаж - выявление трудностей в обучении и воспитании детей и помощь в устранении их причин: психолого-педагогическая диагностика; психолого-педагогическая коррекция; внешкольные формы работы; помощь в оформлении документов для определения детей в специализированные учебные заведения. 4. Медико-социальный патронаж - помощь в получении специализированных медицинских услуг: медицинские консультации; массаж, общий и специальный; отпуск физио- и других медицинских процедур; оформление ходатайств и направлений в учреждения здравоохранения. 5. Социально-правовой патронаж – юридические консультации, оформление документов, представительство интересов семьи в суде.
16 Диагностика семьи и семейных отношений Каков характер семейных отношений, в которых воспитывается ребенок? Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью? Существуют ли проблемы среди членов семьи? Насколько эффективны (неэффективны) формы общения? Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи? Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия? Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения? Какие ценности и нормы определяют поведение членов семьи, как обеспечивается выполнение этих норм?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.