Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwiki.iteach.ru
1 Теории развития личности Учебный проект
2 изучить теории развития личности. Этапы работы изучить литературу по теме проекта; структурировать изученный материал; создать презентацию проекта. Предполагаемые результаты проекта Структурированный теоретический материал представленный в виде презентации. Цель проекта
3 Теория З. Фрейда Теория А. Адлера К.Г. Юнг аналитическая теория личности Эго-психология (Эрик Эриксон, Эрих Фромм и Карен Хорни) Теория А. Маслоу Теория личности К. Роджерса (феноменологическое направление психологии) Концепция личности А. Менегетти Психоаналитические теории личности
4 Взгляд на личность Б. Скиннера Необихевиористские социально- психологические Личность в концепции социального научения Бихевиористские теории личности
5 Теория когнитивного стиля и личность (американский психолог Герман Виткин) Теория личностных конструктов Д. Келли Когнитивные теории
6 Развитие теории личности в трудах А.Ф. Лазурского Проблема личности в трудах С.Л. Рубинштейна А.Н. Леонтьев о личности Теории личности в отечественной психологии
7 Фрейд никогда не делал различий между понятиями личность и психика. Его последователи, говоря о личности, пользовались понятием "психического аппарата". Столь же часто не делалось особых различий между личностью и характером. Личность структурно состоит из трех основных систем, или инстанций: ид (Оно), эго ("Я") и суперэго ("Сверх-Я"). Теория Фрейда
8 "Эго - это часть Оно, изменившаяся в результате прямого воздействия внешнего мира, проникающего внутрь через систему "восприятие -сознание". Точно так же и "Сверх-Я" нельзя считать вполне самостоятельной инстанцией: большая его часть бессознательна и "погружена в Оно". Ид (Оно) - одна из трех инстанций, выделяемых Фрейдом в его поздней теории личности. Это примитивный, животный, инстинктивный элемент, вместилище бушующей либидозной энергии; все генетически предопределенное, то, что предшествует "Я" на пути развития психики.
9 Поведение человека активизируется внутренними побудителями; активность убывает по мере того, как соответствующие действия снижают возбуждение. Это означает, что цель инстинкта регрессивна, т.к. предполагается возвращение человека к состоянию, предшествующему проявлению инстинкта. Инстинкт считается также консервативным, т.к. его цель - сохранить равновесие организма посредством снятия возбуждения. Модель личностной динамики - модель "редукции напряжения"
10 Фрейд объединил все инстинкты в две большие группы: "инстинкты жизни" и "инстинкты смерти". Инстинкты жизни (голод, жажда, секс) служат целям выживания индивида и человеческого рода. Форма энергии, связанная с инстинктами жизни, называется либидо. Наибольшее в состоянии справиться с тревогой, оно вынуждено обратиться к нереалистическим методам - защитным механизмам.
11 Эриксон занимался анализом эго. Эриксон видел развитие личности только в социальном контексте. Эго развивается в контексте социальной адаптации, параллельно идет развитие ид и инстинктов. Эриксон открыл психогенетический принцип созревания, который включает в себя следующие моменты: личность развивается ступенчато, постепенно, общество устроено так, что развитие социальных способностей человека воспринимается одобрительно и поддерживается. Психосоциальная теория Эриксона
12 орально-сенсорная мышечно-сенсорная локомоторно-генитальная латентная подростковая ранняя зрелость средняя зрелость поздняя зрелость Стадии развития следу ющие:
13 Потребности человека: Потребность в установлении связей Потребность в преодолении Потребность в корнях Потребность в идентичности Потребность в системе взглядов и преданности Гуманистическая теория личности Фромма
14 Рецептивный Эксплуатирующий Рыночный Продуктивный Типы характеров (Фромм)
15 Хорни отвергла все положения Фрейда по поводу вторичности женского по отношению к мужскому, изучала специфику психологии детства. Выделила 10 невротических потребностей, которые лежат в основании всех известных неврозов. Также Хорни выделила три типа людей: ориентирующихся на людей (уступчивый тип), от людей (избегающий тип), против людей (враждебный тип). Карен Хорни: социокультурная психоаналитическая теория
16 Человек является целостным существом, в котором заложен потенциал развития с максимальным положительным зарядом. Зло порождается только деструкциями и фрустрациями, которым подвержен человек. Взгляд на человека супероптимистичен и светел. Маслоу сконцентрировался на описании здорового человека и здоровой психики с точки зрения психологии. Основные потребности человека: физиологические, потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности самоактуализации или личностного совершенствования. Гуманистическая теория Маслоу
17 К. Роджерс поддерживает идею о том, что человека можно понять только в контексте его субъективного восприятия мира. Система отсчета - внутренняя реальность человека. Человек сам может определять свою судьбу. К.Роджерс, также как и А.Маслоу, верил в изначальное добро человеческой природы. Люди имеют практически не ограниченный потенциал для самосовершенствования. Руководящий мотив в жизни: самоактуализация. Феноменологическое направление
18 В основе концепции - понятие семантического поля (От греч. «сема» (знак) и «ан» (энергия и движение бытия). Это движение имеет цель, направление, причину и заряд энергии, поэтому оно является формальной силой и направленным смыслом. Речь идет о целенаправленных импульсах, которые субъект выделяет в окружающую среду и по которым узнается о его природе. Через семантическое поле проявляет себя сама человеческая природа. Онтопсихология А.Менегетти
19 Главная цель психологии - это правильное понимание причин поведения. Существует два способа познания человека: пассивный, созерцательный - ассоциируется с экзистенциализмом, феноменологией и структурализмом; другой способ заключается в познании того, что человек делает. Личность - это поведенческий репертуар, соответствующий определенному набору обстоятельств. Взгляд на личность Б. Скиннера
20 Ситуативная специфичность, независимость от суждений о личности. Позиция Мишела "умеренно личностна". Для предсказания поведения лучше опираться не на личностные черты, а на когнитивную компетентность, стратегии обработки информации, личные цели, субъективные ожидания и другие результаты "социального научения". Противопоставление "личностных черт" и результатов "социального научения" свидетельствует об особом понимании личности ситуационистами и приписывании этого понимания "диспозиционистским" теориям. Необихевиоризм
21 Альберт Бандура (1925 г.р.) рассматривал личность в виде одного из факторов системы взаимодействия, которая определяет "психологическое функционирование". Бандура сформулировал модель реципрокного детерминизма: психологическое функционирование представляется непрерывным реципрокным взаимодействием между личностными, поведенческими и внешними детерминантами. Концепция социального научения
22 Личность - это система, развитие которой состоит в возрастании дифференцированности структур и в постепенном переходе от гомогенного к гетерогенному состоянию. Это проявляется: 1) функциональной специализацией отдельных элементов системы и их относительной независимостью друг от друга; 2) выделением системы из окружающего мира, т.е. переходом от поведения, управляемого извне, к поведению, управляемому изнутри; 3) усложнением интеграции элементов системы. Теория когнитивного стиля и личность (Герман Виткин)
23 А ртикулированность представления о своем теле Артикулированность когнитивной сферы Чувство сепаратной идентичности Структурированный контроль и специализированная защита Компоненты психологической дифференцированности:
24 Центральным в теории является понятие личного конструкта. Это понятие несет в себе идею о том, что люди в процессе познания конструируют события, предвосхищая их на основании своего опыта. Конструирование - это интерпретация объективных внешних обстоятельств. Всякий опыт пропускается через цветные очки личных конструктов. В теории Келли индивид, занимая центральное положение, выступает в качестве активного конструктора своего мира. Задача психологии - изучить, как люди конструируют представление о мире и о самих себе. Теория личностных конструктов Д. Келли
25 Он внес заметный вклад в учение о темпераменте и характере, явился инициатором исследования отношений человека к социальной среде. Личность - организованное единство элементов, объединяемых в две большие группы: эндопсихические и экзопсихические. Эндопсихике была отведена роль психофизиологической основы, ядра личности. Экзопсихика - это отношение личности к различным категориям окружающей действительности. Теория личности в трудах А.Ф. Лазурского
26 С.Л. Рубинштейн сформулировал личностный принцип, представил личность как комплекс базовых свойств: направленности, характера, способностей и темперамента, впервые включив сюда свойство направленности. Основой личности служило самосознание и сознание. Личностный принцип - это идея, согласно которой психические явления имеют личностную природу; личность является основанием, на котором осуществляются все психические процессы, находясь тем самым в зависимости от личности. Личность в трудах С.Л. Рубинштейна
27 Важным открытием Рубинштейна явилось указание на неправомерность возвышения понятия субъекта относительно "человека" и "личности": "Человек есть человек лишь в своем взаимоотношении к другому человеку. В качестве субъекта он (человек) есть тот, для которого все есть объект и только объект...". Психический облик личности в целом раскрывается ответом на три вопроса: чего хочет; что человек может и что человек есть. С.Л. Рубинштейн представляет личность целостно.
28 А.Н. Леонтьев предложил деятельностный подход к личности. Это теория, согласно которой деятельность порождает личность, является "основанием личности". Личность занимает "третью позицию" в триаде категорий: предметная деятельность, сознание, личность. Теория личности "исходит из примата деятельности, в которой человек утверждает свою человеческую личность". Деятельность рассматривается как "основание личности". А.Н. Леонтьев о личности
29 Личность - это психологическое новообразование, которое формируется в результате трансформации деятельности. Личность человека не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. «Деятельность" и "общественные отношения" фактически отождествляются, поскольку деятельность всегда рассматривается как общественная и даже совместная. Деятельность сближается с понятием "связи человека с миром", параметры которых являются вместе с тем и основными параметрами личности: широта связей человека с миром, степень их иерархии (иерархии деятельностей) и их структура (тип строения личности).
30 Вершиной рассуждений А.Н. Леонтьева о личности является проблема самосознания. Деятельностный подход устраняет главную трудность: определение того, какие психологические особенности человека относятся к его личности. Личность является средоточием свойств, которые адекватны деятельности, то есть ее мотивам.
31 Проект разработан Тарасовой Надеждой Сергеевной, студенткой группы ППО-11
32 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.