Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.odessasem.com
1 Как понималось спасение в Ветхом Завете? Контуры ветхозаветной сотериологии Вячеслав Герасимчук
2 Завет Искупление ГрехЖертва Закон
3 1. yàsha – "спасать", "избавлять", "защищать", "помогать", "хранить" (исп. 353 раза в В.З.). 2. yeshuah – "спасение" (78 раз). Лежит в основе 14 собственных ветхозаветных имен, среди которых такие известные и не очень известные имена, как Осия, Иисус, Исаия, Авишуй (1 Пар. 6:4,5), Елисуа (2 Цар. 5:15), Гошаия (Неем. 12:32) и др.
4 3. В основе терминов "спасать", "спасение", "спаситель" лежит идея расширения или распространения. Спасти - значит "дать место кому-то", "убрать преграду", "расширить предел для кого-то". "Господи! Тесно мне; Спаси [arebeni - "будь поручителем", вступись за"] меня" (Ис. 38:14).
5 Вывод: Роль спасителя видится в том, чтобы избавить человека из стесненного положения, дать ему простор для жизни. В ветхозаветном Израиле понятия спасения и освобождения были практически синонимичны.
6 Предварительные замечания Очень часто на страницах Ветхого Завета термин "спасение" употребляется без религиозных импликаций (ср. Исх. 2:17). 1. В основном слово "спасение" в Ветхом Завете встречается в контексте отношений Яхве со Своим народом.
7 3. Если обратиться к самой ранней истории Израиля, то можно ответить, что Господь спасал свой народ от разных бед и несчастий в виде рабства, врагов, болезней, засухи, голода и т.д. 4. В Ветхом Завете акцентируется в основном негативный аспект спасения, т.е. спасение видится больше как освобождение от бед и опасностей, нежели обладание или восприятие каких-то благословений.
8 «В целом, ветхозаветные священнописатели усматривают в спасении реальность скорее физическую, нежели духовную, и скорее корпоративную, нежели индивидуальную» Арнольд Уильям
9 1. Самым ярким примером спасения как избавления от враждебно настроенных народов является исход Израиля из Египта. 2. Освобождение Израиля от египетского ига - основной мотив всей ветхозаветной истории. Исход можно считать наивысшим проявлением благодатной милости Божьей по отношению к Израилю, образцом всех спасительных актов Божьих.
10 3. Память об акте спасения par excellence «берегись, чтобы не забыл ты Господа, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Втор. 6:12) "забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте" (Пс. 105:21).
11 4. Примеры спасения от врагов -- "Господи Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один" (4 Цар. 19:19). Ответ от Господа не заставляет себя ждать: "Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего" (4 Цар. 19:34). -- Яхве как Воин-Избавитель Израиля – «и был ужас великий от Господа… И спас Господь в тот день Израиля» (1 Цар. 14:15,23)
12 5. Только Бог может спасать, кроме Яхве нет никого, кто бы мог избавить народ от притеснителя. Этот эксклюзивизм является уникальной чертой библейской веры. "Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня" (Ис. 43:11). "Я - Господь Бог твой от земли Египетской, - и ты не должен знать другого бога, кроме Меня, и нет спасителя, кроме Меня" (Ос. 13:4). 6. Защитный характер спасения открывается в таких ветхозаветных понятиях, как "щит спасения" (Пс. 17:35), "шлем спасения" (Ис. 59:17; ср. Еф. 6:17), "ризы спасения" (Ис. 61:10).
13 7. Предвещание о спасении – аргумент в пользу превосходства Яхве как Спасителя "Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы - свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог" (Ис. 43:12).
14 1. Спасение как освобождение человека от греха и изменение характера человека. Такое понимание спасения преобладает в более поздних книгах (Псалтирь и пророческие книги). "Освобожу [или "спасу", hoshaeti] их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом" (Иез. 37:23)
15 2. Необходимость осознания греховной тесноты, стесненности грехом -- на индивидуальном уровне: "Избавь (hatsileni) меня от кровей, Боже, Боже спасения моего" (Пс. 50:14) -- на коллективном/национальном уровне: «Помоги нам, Боже, Спаситель наш, ради славы имени Твоего; избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего» (Пс. 78:9).
16 3. Три ключевых глагола: 1) Помоги (azerenu, «приди к нам на помощь») – беспомощность человека, необходимость в помощи Яхве 2) Избавь (hatsilenu, «выхвати», «вырви нас») – Яхве призывается совершить спасительное действие 3) Прости (kapher, «покрой», «загладь») грехи – мольба об удалении причины беспокойства Яхве – греха (khattath).
17 4. В ветхозаветной концепции спасения определенно присутствует указание на неравенство сторон - объекта и субъекта спасения, т.е. дарующего спасение и принимающего. Идея состоит в том, что спасение не выражает мысли о самопомощи в процессе осуществления спасения, которое представляется делом Божьим.
18 1. Божественное прощение даровалось грешнику, обращающемуся в покаянии и с верой в Бога. Прощение выражалось не просто в игнорировании человеческого греха со стороны Бога или отказе Бога замечать грех согрешившего. "Господь снял [с тебя] грех твой" (2 Царств 12:13) "и возвращает человеку праведность (tsedakah) его" (Иов 33:26).
19 2. Завет (berith) – площадка, на которой Бог совершает спасение в Ветхом Завете. 3. Пребывание в строго очерченных границах завета (в рамках, по выражению Хешеля, «сосуществования с Богом») было обязательным для реализации и восприятия спасения и благословений Яхве. Любовь к Богу и верность завету, выраженная в исполнении закона, были определяющими в процессе спасения.
20 4. Свидетельством о готовности восприятия спасения может служить осознание собственной греховности и неспособности к самоспасению (ср. «Ты прогневался, потому что мы издавна грешили; и как же мы будем спасены? Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» (Ис. 64:5b-6)).
21 1. Ветхий Завет отчетливо указывает на исключительность роли Бога Израилева в физическом и духовном спасении как всей нации, так и каждого члена общества завета в отдельности. 2. Проблему спасения в мировом масштабе Господь решает посредством Своего страдающего Слуги, Мессии Израиля. К Нему обращается Бог: "Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли" (Ис. 49:6). 3. Таким образом, Ветхий Завет прокладывает путь к спасению мира, кульминацией которого является искупительная жертва Христа.
22 «Не существует простого равенства между жертвоприношением и прощением. Отношения с Богом, как и отношения между людьми, это не балансовая ведомость, в которой жертвоприношение сразу же повышает степень доверия. Можно… сказать в отношении жертвоприношения, сам акт которого по сути говорит о желании подчиниться решению Бога, что Бог в Своей милости дарует прощение виновному» Элмер Мартинс, Замысел Бога (Санкт- Петербург: Библия для всех, 1995), 56.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.