Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.drofa.ru
1 Учебно-методический комплекс по географии как средство формирования ключевых компетенций учащихся Ким Эльвира Васильевна, Зав.методической лабораторией географии МИОО 2011
2 В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход который обеспечивает: активную учебно- познавательную деятельность обучающихся; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
3 Предметно-методическая линия учебников географии Руководящая методическая идея: реализация деятельностного личностно- ориентированного подхода для формирования ключевых компетенций учащихся. Учебники федерального перечня
4 Цели географического образования в школе «Современная общеобразовательная школа должна способствовать формированию системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е.ключевых компетенций» Гос. Стандарт Главная задача географии: «Изучение искусства жить». Древнеримский географ Страбон.
5 - создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться»; - обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения; - обеспечивают: успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Универсальные учебные действия
6 Сравнение учебников с элементами лингвистического анализа (из исследовательской работы Лапотько Насти, шк. «Интеллектуал») Сравнение учебников 8 класса М.Э. Раковской и А.И. Алексеева) Наличие структуры учебного текста (для ориентации и вычленения информации); Установление коммуникации с учеником ( характерные особенности – авторские приемы)
7 «Пространства России», «Природа и человек» - названия общие, охват большого по объему материала. «Климат», «Природно-хозяйственные зоны», «Почвы – национальное достояние страны», «Сколько нас россиян?»- названия целые предложения, разнообразные по построению, содержательные, указана тема «Безмолвная Арктика»- использование средств художественной выразительности. В названиях отражена суть текста. География России под ред. Алексеева А.И. Составные части учебника.
8 География России под ред. Алексеева А.И. Особенности структуры параграфа. Вступления перед текстом – создание целостного текста; Параграф разделен на небольшие разделы, которым предпослан вопрос – более полное отражение содержания текста; Дополнительные внетекстовые компоненты – расширение содержания; Выводы, новые слова урока – ключевые слова, сухой остаток текста; Вопросы и задания трех уровней – не только проверка усвоения знаний, творческое осмысление материала.
9 Особенности текста учебника Обращения к читателю (« Для каждого из нас…»– установление контакта, активной коммуникации с читателем; Использование метафор (« Тихоокеанский фасад…»), Использование слов, усиливающих эмоциональную окраску, олицетворения («… ведает география); Вопросы в тексте, на которые здесь же дается ответ («Зачем образованному человеку знать географию? Для того, чтобы…); Высказывания известных людей – придание выразительности повествованию)
10 Реализация методической идеи Осуществляется через: - содержание - постановку проблемных вопросов перед параграфом или темой; -разбивкой каждого параграфа на смысловые блоки; -постановку к каждому блоку познавательного вопроса с целью мотивации, активизации познавательной активности.
11 Реализация методической идеи В конце каждого параграфа – выводы, содержание и цель которых меняется в зависимости от возрастных особенностей учащихся: главная задача выводов в учебнике для 6-7 классов – обобщение, В учебниках для 8-9 классов – вывод информации на новый более высокий уровень с усилением воспитательного и гражданского аспектов.
12 Реализация методической идеи
13 В конце каждого параграфа - выделение блока «Новые слова урока», представляющего собой «опорный каркас» содержания параграфа; Вопросы и задания к каждому параграфу и для обобщения знаний по теме проверяют не только усвоение содержания, но в первую очередь – уровень усвоения: проверка усвоения содержания, поиск логических взаимосвязей, творческое осмысление материала и личное восприятие. Этому способствует и выделение вопросов разного уровня.
14 Реализация методической идеи
16 Три аспекта работы с текстом Гуманитарный аспект – понимание текста – понимание мира, познание мира. Дидактический аспект – умение работать с информацией в условиях избытка ее в современном обществе и с развитием компьютерных технологий. Развивающий аспект – развитие мыслительных операций на основе осмысленного восприятия и манипуляций с текстом и внетекстовыми компонентами Научить учащихся работать с текстом, т.е. извлекать информацию, подлежащую усвоению – одна из ключевых компетентностей, которой должен владеть ученик!!!
17 Работа с текстом как форма организации учебной деятельности учащихся Учебный текст в процессе обучения является одним из основных источников информации. Для активизации процесса учебного познания необходима активизация работы с текстом учебника, поиск эффективных способов усвоения знаний.
18 Реализация методической идеи Обращение к литературным источникам, высказываниям и оценочным суждениям выдающихся общественных деятелей, писателей, философов, историков.
19 Источники страноведческой информации- работа со словарем «Аляска, штат на Западе США, отделенный от основной части США территорией Канады. Площадь 1523 тыс.кв.км. Население 607 тыс.человек.Административный центр – Джуно.» Географический энциклопедический словарь 1. Что можно узнать о штате Аляска из энциклопедического словаря? Достаточна ли эта информация для его полной характеристики? 2. Содержатся ли в словаре сведения о точном географическом положении штата?
20 Из записок лейтенанта Лаврентия Загоскина, 1842 – 1844 г. «Выдр стреляют из лука, ловят мордами (плетеными из хвороста ловушками), а иногда и просто руками…» « Кухня туземцев не разнообразна… любят варить оленину в его желудке… Толкуши, любимое кушанье, сбивают из различных жиров, оленьего сала с приправой снегу, свежей рыбы, кореньев, ягод…» «Между собой у них не случается ни драк, ни бранных ссор. Бранных слов не существует в их словаре…Взаимная помощь считается делом обыкновенным». 1.Расскажите о каких особенностях быта коренных жителей Аляски, связанных с природой этого края, вы узнали? 2.Что больше всего вас заинтересовало? Почему? Составьте словесное описание аборигена, жившего 150 лет назад.
21 Литературные описания – В. Песков «Растопив майским солнцем запасы зимних снегов, Аляска по бесчисленным протокам гонит в Юкон моря воды. Подъем ее в крутых берегах достигает двадцати метров, а по равнинам вода уходит на десятки километров от русла. Август Аляски питает Юкон тающим снегом гор. Левый низменный берег сверкал зеркальцами воды – озерки, болота, протоки, забытое Юконом старое русло…» Используя текст и физическую карту ответьте - почему В. Песков назвал Юкон большой рекой? - Когда на Юконе наступает половодье? -Почему река полноводна в августе? -Какое происхождение имеют озерки и болота на берегах Юкона?
22 Выборочное чтение текста при изучении нового материала На основе чтения текста учебника составьте карту рекреационных ресурсов Северного Кавказа; составьте схему АПК Северного Кавказа. нахождение доказательств, примеров, иллюстрирующих отдельные характеристики (пользуясь текстом, докажите, что Северный Кавказ –самый многонациональный район России); проиллюстрируйте примерами из текста тезис: «Для населения Центральной России издавна были характерны разнообразие занятий и способность к освоению новых видов деятельности)».
23 Выборочное чтение текста при закреплении материала структурирование текста параграфа «Металлургия» с целью представления материала в виде электронной презентации по темам: структура отрасли; высокая концентрация производств; технологические связи с другими отраслями;
24 Работа с опорными словами Опорные слова – это слова, которые несут основную смысловую нагрузку текста. (Выписывать лучше в том же числе и падеже, что и в тексте.) Тема: Океания, 7 класс: Острова вулканического, кораллового, выступающие вечное лето, леса видовой состав беден вырублены, завезли, коренное, переселенцы…
25 Тезисы Развитие старейшей отрасли России лесной индустрии, важной статьи валютных поступлений, определяется огромными запасами древесины и широчайшим использованием ее во всех областях народного хозяйства. Большая часть лесов сосредоточена в лесоизбыточных районах Сибири и Дальнего Востока, которые пока используются меньше из-за удаленности и отсутствия транспортных путей, а основным лесозаготовительным районом является Европейский Север, где интенсивная рубка приводит к истощению лесных ресурсов. В состав лесного комплекса входят: лесозаготовка, которая базируется в лесоизбыточных районах, предприятия же деревообрабатывающей промышленности, располагающиеся как в районах лесозаготовки, так и близ потребителя и целлюлозно-бумажной промышленности, размещение которых зависит от материалоемкости, водоемкости и энергоемкости производства.
26 Перевод текста из одного вида в другой (коммуникативные навыки) Перевод учебного текста в художественный. Перевод художественного текста в учебный или научно-популярный. Создание текста для слушателей разных категорий (дедушки, 5-летнего брата и т.д.). Создание текста для трансляции по радио, ТВ, для публикации в печатном издании.
27 Реализация методической идеи Особая методическая роль внетекстового компонента учебника как источника географической информации
28 Источники географической информации Географические карты, космические снимки, топонимика слайды, рисунки Интернет – современный источник информации, где есть все – карты, тексты, снимки, записки очевидцев, фотографии
29 Текстовая интерпретация картографической или графической информации Создание текстовой интерпретации ( толкование, истолкование, трактовка ) - т.е. перевод содержания карты или схемы с картографического или графического языка в текстовый
30 Умения, развивающиеся и формирующиеся в процессе работы с различными видами текста: составлять простой и сложный план, плановый и тезисный конспект. Пересказывать; составлять графический конспект в виде схемы, таблицы: «свертывать информацию», выделять элементы структуры текста, обосновывать логику изучения с опорой на его содержание; формулировать вопросы, отражающие главные существенные признаки понятий и явлений, содержащихся в тексте; устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, объяснять их; находить в тексте информацию для решения проблемных вопросов и заданий; составлять тестовые задания, вопросы для решения кроссвордов и чайнвордов, используя различные виды текста; создавать учебный рисунок, иллюстрирующий суть процессов и явлений, содержащихся в тексте; расширять и усложнять уже имеющиеся знания, привлекая информацию из различных текстовых источников.
31 Заключение: Методический аппарат учебной линии Направляет деятельность уч-ся давая возможность работать с содержанием учебника, различными дополнительными источниками информации; Создает мотивацию для изучения учебного материала, активизирует познавательную активность; Учит выделению главных знаний и ключевых понятий, овладению разными способами деятельности; Способствует развитию творческого потенциала и навыков для разных видов практической деятельности на основе применения знаний; Развивает личность ученика и его социокультурную компетенцию;
32 Из отзывов учащихся об учебном издании («География России 8-9) «…четкое деление на темы, подтемы, суть которых отражена в названии каждого параграфа», «…параграфы учебника написаны легко усвояемым «человеческим» языком», «… обилие информации для общего развития», «…ни в одном учебнике не видел таких полезных и информативных приложений», «…много интересных вопросов и заданий, на которые интересно отвечать, интересно выполнять», «… не всегда стандартные вопросы, позволяющие глубоко изучить предложенный материал и развивающие общий кругозор», «…учебник сделан так, чтобы ученик получил как можно больше знаний и не тратил кучу времени на домашнюю работу». (9 класс, школа 1205, 2001 г.)
33 Новое оформление линии и новые компоненты
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.