Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.mgpu.ru
1 Методические основы подготовки дидактических материалов Вачкова С.Н.
2 План Введение Какие материалы можно считать дидактическими Что должен знать и учитывать учитель при создании дидактических материалов Какие дидактические материалы может создать учитель для учебно- воспитательного процесса
3 Работа с любым дидактическим материалом подразумевает опору, во-первых, на разработанные учеными дидактические принципы и методы обучения, а во-вторых, на психологические особенности восприятия информации обучающимисяпринципыметодыособенности восприятия Важное предварительное замечание
4 Дидактические принципы и методы обучения Принцип систематичности Принцип последовательности Принцип доступности Принцип активности Принцип наглядности Методом обучения, исходя из этих принципов, является способ подачи информации к органам чувств человека: словесные: устные или письменные, чувственные: наглядные, звуковые, осязательные, практические (В.П.Беспалько)
5 Методы обучения В педагогической деятельности чаще используются следующие методы: проблемно-поисковые; квазиисследовательские; творческие; развивающие и нацеленные на саморазвитие; объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; программированного обучения; игровые; диалогические; метод проекта; информационные; и др. Содержание и методы обучения должны создавать возможность учащемуся по-разному проявить себя, и, следовательно, ощутить и познать свою способность быть разным; причем, как в одной и той же ситуации, так и в разных учебных и социальных ситуациях.
6 Каналы восприятия информации Визуальный Аудиальный Кинестетический В реальной школьной практике учитель должен обладать гибким поведением: воздействовать на оптическую, акустическую и кинестетическую системы учащихся. Учитель должен быть понятен и доступен ученику с любой системой обработки информации и вовремя определить, что информация принята. Л.М.Митина
7 Под дидактическим материалом понимают: Вид учебных материалов… Задания, раздаваемые учащимся для выполнения, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера: наборы карточек, иллюстрации, репродукции картин. Вид методического пособия (учебного пособия) для учителя. Особый тип наглядного учебного пособия, преимущественно карты, таблицы, наборы карточек, раздаваемые учащимся для самостоятельной работы в классе и дома или демонстрируемые учителем перед всем классом.
8 Виды дидактических материалов Готовые дидактические материалы: книги, пособия, карточки, таблицы, иллюстрации и т.д. книгипособиякарточкитаблицы иллюстрации Дидактические материалы, созданные учителем (на бумажных или электронных носителях). Например, кроссворды, карточки с заданиями (1, 2), иллюстрации, шаблоны презентаций и публикаций для предоставления результатов своей работы учащимисякроссворды12иллюстрациипрезентацийпубликаций
9 Издание: Читаем, думаем, спорим. Дидактический материал. 5 кл. Предмет Литература Класс 5 Автор Коровина В.Я. Тип литературы Дидактические материалы Уровень образования Основная школа Примеры дидактических материалов
10 Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. А.С. Пушкин на уроках русского языка : 7 класс.- М.: АРКТИ, 1999 (Люберцы: ВИНИТИ, производственно- издательский комбинат).- 40 с.; 60х88/16.- (Методическая библиотека).- ISBN (В обл.), экз. (тир.)М.АРКТИЛюберцы ВИНИТИ, производственно- издательский комбинатМетодическая библиотека Пособие содержит дидактические материалы (тексты и задания к ним), направленные на осуществление взаимосвязи курсов русского языка и литературы. Особое внимание уделено воспитанию чувства языка, языковой интуиции, без чего невозможно глубины пушкинских произведений. Книга адресована учащимся школ, гимназий, лицеев и рассчитана на ее использование как в обычных классах, так и при углубленном изучении русского языка
11 Примеры дидактических материалов
12 Картинный дидактический материал Примеры дидактических материалов
13 Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 11 класс. Дидактические карточки-задания по географии. 6 класс: К учеб. Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "Начальный курс географии. 6 класс". Примеры дидактических материалов
14 Функции дидактических материалов Разрабатываемые дидактические материалы могут стать: помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении необходимых знаний, умений, навыков; стандартными средствами заданий для проверки усвоения объема знаний учащимися по выбранной теме; средством проведения исследований и ресурсом для создания новых творческих работ учащихся; средствами подведения итогов поисковой, творческой или исследовательской деятельности учащихся.
15 Необходимые качества дидактических материалов: Вариативность форм и способов подачи материала Вариативность форм и способов подачи материала Ориентация на обучение с опережением Ориентация на обучение с опережением Увлекательность содержания Нацеленность на развитие мыслительных способностей Нацеленность на развитие мыслительных способностей
16 Учебный материал и виды деятельности разнообразны, интересны учащимся, процесс обучения проходит увлекательно и эффективно
17 Учебный материал должен быть сложнее того, которым ученик может легко овладеть. Следует учитывать принципиальное положение Л. С. Выготского о том, что "только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой". Задания выполняются учениками самостоятельно, учитель может сориентировать их, объяснить, показать
18 Качество знаний учащегося зависит, в том числе и от того, насколько ему интересен и приятен сам процесс обучения. Задания выполняются не ради необходимости или хорошей отметки, а потому, что это интересно
19 Учителю следует обращать внимание на развитие таких мыслительных операций, которые делают учащихся более успешными в изучении учебных предметов. Развивать исследовательские способности, умение решать проблемы, анализируя разные варианты и выбирая из них оптимальный
20 С использованием каких средств можно создать дидактические материалы (бумажные и электронные) ? С помощью: текстовых редакторов электронных таблиц графических редакторов учебных программных сред обучающих программ и систем а также возможностей Интернет обучающих программ и системИнтернет Дидактические материалы предоставляют учителю большие возможности для организации учебного процесса возможности
21 Комплект разрабатываемых материалов может включать в себя проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты, плакаты, стенды, карты, таблицы и т.д., которые можно использовать на экране компьютера создание (ввод символа или текста); редактирование текста (удаление, копирование, перемещение, вырезание, вставка); форматирование символов (подчеркивание, изменение цвета, гарнитуры или размера шрифта); на бумаге в виде распечатки (текстовый редактор играет «пассивную» роль и не требует его изучения самими учащимися).
22 вычисление значений, использование различных формул, пересчет формул при изменении данных, построение диаграмм и графиков, использовать различные способы заполнения столбцов в таблице, написания и копирования формул и др.
23 работа с объектами, изображением (построением) объекта; редактирование объекта (перемещение, заливка, удаление, копирование вырезание, разрезание, вставка, поворот и др.); редактирование группы объектов (группировка, послойное перемещение и др.)
24 свободный доступ к самой разнообразной информации; возможность быстрого поиска нужной информации и иллюстраций по определенной теме; использование выставленных в Интернете существующих методических разработок по различным разделам образовательных дисциплин; возможность тестирования для определения уровня своих знаний; дистанционное обучение; участие в телекоммуникационных олимпиадах и викторинах
25 «КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ» Ведущий российский разработчик электронных изданий, создатель самой обширной и разнообразной русскоязычной коллекции энциклопедий и научно- познавательных, обучающих мультимедиа-продуктов для широкого круга пользователей, учреждений образования. «Просвещение-МЕДИА» Компания «Просвещение-МЕДИА» была образована в 2001 году в результате стратегического альянса Издательства «Просвещение», Института новых технологий образования и компании «Новый Диск» с целью разработки и внедрения высококачественных электронных обучающих и образовательных продуктов для повышения качества образования на всех уровнях. Примеры электронных изданий:
26 Какие возможности дают учителю электронные дидактические материалы? 1) Использование различных подходов к изучаемой теме; 2) личностно-ориентированный подход (индивидуализация и дифференциация процесса обучения); 3) усиление мотивации обучения за счет использования различных видов деятельности и источников информации; 4) активизация деятельности учащихся; 5) вырабатывание и развитие логического, аналитического, пространственного, наглядно- образного, теоретического, творческого мышления; 6) формирование умения ориентироваться в проблеме и искать пути ее решения; 7) изменение характера познавательной деятельности;
27 8) модульность; 9) относительная простота разработки и доступность ее освоения; 10) возможность использования различных программных средств как отдельно, так и в сочетании их друг с другом; 11) автоматизация результатов деятельности с диагностикой ошибок и оценкой результатов 12) осуществление контроля с обратной связью, по результатам деятельности; 13) автоматизация трудоемких вычислительных работ с высвобождением времени; 14) визуализация учебной информации; 15) моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов или явлений, компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, показать с оптимальной для усвоения скоростью; 16) обеспечение доступа к сети информации; 17) формирование культуры учебной деятельности; 18) информационной культуры общества.
28 Технология создания и применения дидактических материалов: определение целей обучения; отбор содержания учебного материала: анализ содержания учебной темы (или конкретного раздела) и методики ее преподавания; определение области и цели использования в системе уроков; разработка системы уроков: проектирование компьютерных заданий для отобранных уроков; выбор адекватного способа представления учебного материала; выбор программных средств; программная разработка компьютерных заданий; выработка критериев оценки результатов обучения; разработка средств контроля знаний и способов их применения; включение дидактических материалов в образовательный процесс; интерпретация полученных результатов
29 Литература: Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М., Джеоф Грехем. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик или как пользоваться своим биокомпьютером в голове в поисках счастья. – М., Карелова Е.И. Опыт разработки методических и дидактических материалов с использованием информационных технологий для учителей предметников /RELARN Тезисы доклада. - Федерация Интернет образования. Литературная энциклопедия в 11 томах Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. – М.: Просвещение. Марусева И.В., Соломин В.П., Волкова И.В. Разработка дидактических материалов учителем с применением ЭВМ на примере школьного курса биологии Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., и др.
30 Автор: Вачкова С.Н., Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.