Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.anonmc.ru
1 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ (АНО НМЦ)
2 СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МЕР ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БДД (TOI) 1.Госрегулирование (14) 2.Улучшение дорог и управления дорожным движением (50) 3.Совершенствование ТС (32) 4.Меры по подготовке водителей (13), в том числе стандарты водителей
3 ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ Структура стандарта Содержание стандарта Сравнение со стандартами в других странах Разработка стандартов водителей для России
4 НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОФСТАНДАРТА ВОДИТЕЛЕЙ Заседания Президиума Госсовета по ОБДД и образованию С точки зрения обеспечения БДД недопустимой является разработка программ подготовки водителей без учета требований работодателей Жесткий порядок: сначала профстандарт, затем государственные образовательные требования к подготовке водителей (аналог образовательного стандарта) Необходимость - результаты обсуждения на разных уровнях (Совет Федерации, РСПП, ДОБДД МВД РФ, РАС, АСМАП).
5 ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА РАЗРАБОТКИ Квалификационные требования к водителям свыше 15 лет не адаптировались к современной среде ДД, требования м работодателей, психологическим и социальным приоритетам участников ДД Не проводится оценка пригодности граждан к управлению транспортными средствами Содержание и объем программ подготовки водителей не зависят от того, намеревается ли кандидат в водители использовать транспортное средство только для собственных нужд или осуществлять профессиональную деятельность Как констатируют федеральные ассоциации автотранспортных перевозчиков (РАС и АСМАП), у подготовки водителей имеется, как минимум, три крупных недостатка: –не учитываются требования работодателей –водители недостаточно подготовлены к профессиональной деятельности - имеет место дефицит квалифицированных водителей, которым можно было бы доверить дорогие современные транспортные средства и груз.
6 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ Компетентностный подход (база-требования работодателя и ОБДД) Системность – полнота, непротиворечивость, связность Модульность - отдельно для каждой профессиональной группы водителей, категории ТС Широкое обсуждение, апробация
7 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В РОССИИ Как и во всем мире потребность возникла только в 21-м веке ( с 2000 года) Инициатива работодателей (риэлтеры, повара, отельеры, банковские служащие, управляющие – приняты РСПП) Корпоративные стандарты, нет федеральных стандартов Профессиональный стандарт водителя никогда не существовал в РФ ни по одной из категорий транспортных средств. Действуют отдельные компоненты профстандарта, а именно квалификационные характеристики и разрядность водителей
8 АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ТАРИФИКАЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ ТС Действующие нормативные документы по выявленным компонентам профстандарта устарели, не соответствуют современным условиям работы, а значит и современным требованиям к водителям и прежде всего по обеспечению БДД. Общероссийский классификатор профессий рабочих и должностей служащих (ОКПДТР): –Не содержит требований к практическим умениям –Не содержит требований к уровням квалификации Выявлено существенно противоречие действующих нормативных правовых актов. Пример: согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих (ОК ) диапазон разрядов профессии водитель состоит с 4 по 8 разряды, но согласно также ныне действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС), этот диапазон состоит из разрядов с 3 по 7.
9 АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА 25 стран ЕС, а также США и Канады (м/н документы, совещания, встречи): до сих пор за рубежом также нет профстандартов национального уровня есть отдельные профстандарты корпоративного уровня (профстандарт водителей - ассоциации перевозчиков штата Онтарио, Канада или ассоциации логистов Великобритания). формат зарубежных стандартов- аналогичен пилотный проект не только в России, но и в мире («стандарт национального уровня нужен»).
10 СТАДИЯ СИНТЕЗА Формат профстандарта водителя - трехслойная кросс- таблица последовательно связывающая: перечень функциональных требований к водителям их группировка по уровням квалификации (примерный аналог бывшей классности водителей – Национальная квалификационная рамка) требуемые компетенции по каждому уровню (знания, умения, навыки, самостоятельность принятия решений, ответственность за груз и ТС, умение прогнозировать дорожные ситуации, толерантность к другим участникам ДД, др.).
11 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВОДИТЕЛЯ – определение и суть Документ, определяющий минимальные требования к водителю с точки зрения выполнения им своих функций эффективным и безопасным образом: 1.Какой водитель нужен работодателю 2.Какие функции, работы, действия должны выполняться водителем 3.Какими компетенциями должен владеть водитель, чтобы соответствовать требованиям работодателя, в том числе по ОБДД (знать и понимать, уметь и применять, др.) 4.Какими психофизиологическими качествами должен обладать водитель (стрессоустойчивость, скорость реакции, толерантность к др. участникам дорожного движения, устойчивость к монотонии, др.)
12 Итерационная многоуровневая методика Алгоритм последовательной проработки всех компонентов стандарта, отдельно по каждой категории ТС (итеративный алгоритм с фильтрацией и отбраковкой/дополнением): 1.Профессионально важные функции и компетенции разрабатываются экспертами 2.Удаляются/дополняются репрезентативным множеством транспортных операторов 3.Оставляются только наиболее часто повторяемые профессионально важные функции и компетенции (90% доверительный интервал) 4.Из откорректированного набора (см.п.3) экспертами формируется первый вариант профстандарта 5.Первый вариант профстандарта изменяется/дополняется репрезентативным множеством транспортных операторов 6.Оставляются только наиболее часто повторяемые компоненты профессионального стандарта (90% доверительный интервал) 7.Исходя из п. 5 и 6 экспертами формируется второй вариант 8.Широкая рассылка, обсуждение и апробация профстандарта (при необходимости повторений алгоритмических итераций 5-7). Как минимум 8-уровневая система фильтрации всех компонентов профстандарта водителя является минимально необходимой процедурой, выполняемой раздельно по каждой категории транспортного средства.
13 Консорциум разработчиков организаций - Центр развития профессиональных квалификаций - ГУ Высшая школа экономики - Институт труда и экономического анализа -Московский областной центр сертификации персонала - Научно-методический центр подготовки водителей (учредители - РАС, АСМАП, РОСТО/ДОСААФ, др.) специалистов: -ассоциации перевозчиков (федеральные и региональные) - транспортные операторы (от крупных до индивидуальных предпринимателей) - специалисты по БДД -ученые в сфере подготовки водителей и БДД - автошколы и их ассоциации
14 Процесс и участники работы Фокус-группа, мозговой штурм, 3 дневная работа Первичный вопросник для выявления и систематизации наиболее важных аспектов обеспечения БДД и требований работодателей (отобраны экспертами – специалистами по БДД, перевозчиками, профессиональными водителями, учеными) Охват респондентов является репрезентативным (соответствующие оценки выполнены) и составлен представителями всех 7 федеральных округов – 43 организации (ХМАО-Ставрополье, Якутия-Липецк) вторая рассылка, обработка откликов – 39 откликов (от Читы до СПБ и от Екатеринбурга до Краснодара) Фокус-группа, мозговой штурм, 2 дневная работа 12 и 13 августа Третья рассылка – экспертиза федеральных ассоциаций перевозчиков (РАС, АСМАП), региональных ассоциаций, ученых и специалистов по БДД ……и т.д. Отправка в Минтранс, Минобрнауки, МВД (ДОБДД), Минздравсоцразвития, МЧС, Минобороны
15 АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА Впервые проекты профстандартов водителей разработаны с учетом мнения отрасли (как работодателей, так и специалистов по подготовке водителей и ОБДД) Следовательно - профстандарты актуализированные, реалистичные и приближенные к повседневным условиям работы Впервые представлены проекты профстандартов водителей, детализированные по категориям, включая подкатегории (проект ФЗ об изменении Закона о БДД) Впервые разработаны проекты профстандартов водителей с учетом экологичного и экономичного стиля вождения, эксплуатации принципиально новых ТС, психофизиологии труда водителя.
16 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ: формирования программ подготовки водителей ТС и государственных образовательных требований объективной оценки квалификации (готовности водителя определенной категории ТС к качественному и безопасному выполнению своих функций) решения задач в области управления персоналом (разработки систем стимулирования, профподбора и профотбора водителей в зависимости от видов перевозок и др.) добровольной сертификации/аттестации водителей поддержания единых требований к качеству профессиональной деятельности мотивации к профессиональному росту
17 Предложения по принципам реализации профстандартов Профстандарты – базис системы подготовки и участвуют в решении проблемы ОБДД в комплексе с другими мерами Требуется введение профстандартов и соответствующие согласованные действия – Минобрнауки, МВД (ДОБДД) и Минздравсоцразвития Актуализация (каждые 5 лет -min) Сфера действия профстандартов - без специальных перевозок – военные, пожарные, спасатели и т.п. Стандарты – как основа для указанных «узких» специальностей водителей – военные, пожарные, спасатели и т.п.
18 Отличия стандартов водителя и квалификационных требований к профессии «водитель автомобиля» Стандарты отражают требования всех «работодателей» (транспортных операторов, специалистов по БДД, органов госрегулирования) В стандартах отражены согласованные требования работодателей (многоуровневая методика) Стандарты созданы по модульному принципу Стандарты дифференцированы по категориям ТС (включая новые подкатегории) Стандарты = систематическое представление тройственных требований к водителю – функции, квалификационный уровень, компетенции.
19 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! (499)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.