Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемznmc.org.ua
1 Підготувала: практичний психолог ЗОШ 80 Адамчук Т.А. 2012р.
2 Задержка психического развития ( ЗПР ) Замедление темпа развития психики ребёнка, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма.
3 биологические - различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт и др.); - недоношенность ребенка; - родовые травмы; - различные соматические заболевания; - нетяжелые мозговые травмы. социально- психологические - ранний отрыв ребенка от матери и воспитание в полной изоляции в условиях социальной депривации; - дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми и т.д.; - искажение условий воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека), авторитарный тип воспитания.
4 конституционального генеза психогенного генеза соматогенного генеза церебрально-органического генеза Классификация задержки психического развития Лебединской К.С. разработана на основе учета этиологии и патогенеза основных форм ЗПР. Основные типы задержки психического развития
5 ЗПР конституционального генеза К данному типу ЗПР относят наследственно обусловленный психический, психофизический инфантилизм – гармонический либо дисгармонический. В обоих случаях у детей преобладают черты эмоционально-личностной незрелости, «детскость» поведения, живость мимики и поведенческих реакций. Расстройства поведения при дисгармоническом инфантилизме проявляются в аффективных вспышках, склонности к демонстративному поведению, истерическим реакциям. ЗПР соматогенного генеза Данный тип задержки психического развития обусловлен хроническими соматическими заболеваниями внутренних органов ребенка - сердца, почек, печени, легких, эндокринной системы и др. Часто они связаны с хроническими заболеваниями матери. Перенесенные инфекционные заболевания ребенком в первый год жизни. Психическое развитие этих детей тормозится в первую очередь стойкой астенией, которая резко снижает общий психический и физический тонус. На фоне астении развивается неуверенность, робость, безинициативность, капризность, боязливость.
6 ЗПР психогенного генеза Данный вид ЗПР связывается с неблагоприятными условиями воспитания, ограничивающими либо искажающими стимуляцию психического развития ребенка на ранних этапах его развития. Отклонения в психофизическом развитии детей при данном варианте определяются психотравмирующим воздействием среды. ЗПР психогенного генеза может быть связан с социальным сиротством, культурной депривацией, безнадзорностью. Очень часто данный тип ЗПР возникает у детей, воспитываемых психически больными родителями, прежде всего матерью. Нарушения познавательной деятельности у таких детей обусловлены бедным запасом их представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, лабильностью нервной системы, несформированностью произвольной регуляции деятельности, специфическими особенностями поведения и психики. ЗПР церебрально- органического генез а Данный тип ЗПР встречается наиболее часто и вызывает у детей ярко выраженные нарушения в их эмоционально-волевой и познавательной деятельности в целом. Выделяются два основных клинико-психологических варианта ЗПР данного генеза:1)преобладают черты незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма. Высшие психические функции при этом недостаточно сформированы, истощаемы и дефицитарны в звене контроля произвольной деятельности.2)доминируют симптомы поврежденности: нарушения корковых функций и тяжелые нейродинамические расстройства. Регуляция психической деятельности ребенка нарушена не только в сфере контроля, но и в области программирования познавательной деятельности. Это приводит к низкому уровню овладения всеми видами произвольной деятельности. У ребенка задерживается формирование предметно-манипулятивной, игровой, продуктивной и учебной деятельности.
8 Диагностика уровня развития познавательных процессов учащихся для обеспечения условий их дальнейшей коррекции.(Методика Равена, Кубики Коса, «Оперативная память», «Точки», «Корректурная проба», «Словесные субтесты» (Амтхауэр). Отслеживание динамики развития познавательных процессов учащихся подготовительного - 9-го классов интенсивной педагогической коррекции. Исследование эмоционально-волевой сферы и общего развития личности учащихся.( Тест Айзенка, Диагностика акцентуаций характера у подростка (С.И. Подмазин), Тест Томаса, «Двор», Самооценка. Проективная методика Рене Жиля). Исследование социально-психологической готовности учащихся подготовительного класса к обучению к школе, 4 класса для перехода на 2 ступень обучения. Изучения уровня социально-психологической адаптации детей подготовительного класса, 5 класса с целью выявления учащихся группы «риска». (Проективная методика «Мой класс», «Дерево» Л.Н. Карпова, Тест школьной тревожности Филипса, Методика «Незаконченное предложение» Пономаренко, Мотивация). Изучение социально-психологического климата класса, определение статуса учащихся, их межличностных отношений с целью создания оптимальных условий для развития ученического коллектива. Изучение профессиональной ориентации и намерений учащихся 9 класса.
10 П.І.Б. Пам'ятьУвагаМислення Сприйня ття Динаміка Рівень Зорова Слухо ва стійкіс ть Обсяг Невербальне аналіз- синтез Вербаль. узагаль., класиф. Виявлення закономірн остей Гісцова Луїза 8070сер. в. сер.сер. п – позитивне у – стабільна м – позитивне сер. Дудка Анастасія 5040низ. н. сер.низьк. поруш. п- відс. у – відс. м – стаб. низьк. Коваленко Іван 60 низьк.н. сер.сер.н. сер. п- стаб. у – позит. м – позит. н. сер. Матлаков Максим 7060н. сер. сер.н. сер. п – позит. у – стаб. м – позит. н. сер. Остапенко Вікторія 8070сер. п – позит. у – позит. м – позит. сер. Сакирський Кирило 5060низьк.н. сер. низьк.поруш. п – позит. у – стаб. м – позит. н. сер. Уддін Атахар 8070сер. в. сер.сер. п – стаб. у – стаб. м – позит. сер. Храмов Денис 5040низьк.н. сер.сер.н. сер.низьк.поруш. п - відсутня у – стаб. м – позит. низьк. Чубаров Артем 6030н. сер. низьк.н. сер. низьк.поруш. п – позит. у – стаб. м – позит. низьк. Шевелев Олександр 70 сер. н. сер. п – позит. у – позит. м – позит. сер.
11 ІНДИВІДУАЛЬНА КАРТКА РОЗВИТКУ ПІЗНАВАЛЬНОЇ СФЕРИ ДИТИНИ ПІБ Перевалова Юлія д.н Види досліджень та методика, що використовується 2-В В В В В В В Увага стійкість (коректурна проба) Н. серед. Серед. Н. серед. Серед. обсяг Серед. В. серед. Пам'ятьзорова 70%90%60% 70% слухова 50%45%60%70%90% логічна 50%70% 80%90% Мислення вербальне (вилучення слова) Серед. здатність виявляти закономірності Н. серед.Серед. конструктивне (методика Равена) Н. серед. 24 б.=94 Серед. 37 б.=107 Серед. 41 б. =98 Серед. 47 б. =109 Серед. 49 б. =110 Серед. 51 б. = 112 УВАГАПАМ'ЯТЬМИСЛЕННЯ
12 КЛАССПРОГРАММАЦЕЛИ И ЗАДАЧИ Подготов - 4 Развивающие игры -- Развитие у детей ЗПР познавательной сферы: восприятия, мышления, памяти, воображения, внимания на основе индивидуальной диагностики всех процессов. --Формирование общеучебных умений и навыков. --Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. -- Повышения уровня самоорганизации и самоконтроля в учебной деятельности. --Развитие коммуникативных навыков. -- Развитие творческих способностей детей с ЗПР. 5Курс развития познавательной, эмоционально – волевой сферы ЦЕЛЬ: способствовать психологической адаптации пятиклассников с ЗПР к условиям средней школы. --Формирование мотивации самовоспитания и самораскрытия, чувства ответственности. -- Развитие способности адекватного всестороннего познания самого себя и других людей. -- Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений с новыми учителями и ровесниками. -- Изучения особенности приспособления к новым социально – педагогическим условиям обучения. -- Коррекция и развитие познавательной сферы. -- Повышение уровня самоорганизации в учебной деятельности.
13 КЛА СС ПРОГРАММАЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 6Куря « Я, ты – мы» ЦЕЛЬ: создание условий для самопознания и самовоспитания подростком у себя качеств ответственности, социальной компетентности, адаптированности к жизни, профилактика асоциального поведения. -- Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций. -- Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности. -- Обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов. -- Ознакомление с ориентирами по смене нежелательных и установки желательных привычек. -- Формирование позитивной моральной позиции Курс « Всё в твоих руках» ЦЕЛЬ: обучение учащихся социально приемлемым способам удовлетворения потребности взаимодействия с окружающими. Самопознание и принятие своего «Я». -- Формирование позитивного образа «Я» на основе самовосприятия. -- Самоисследование и рефлексия подростками собственных проблемных зон. -- Обучение конкретным социальным навыкам, снятие стереотипов и барьеров в общении. -- Формирование адекватной самооценки. -- Овладение приёмами саморегуляции неприятных эмоциональных состояний. 9Курс « Я и общество: психологическая коррекция личности» ЦЕЛЬ: способствовать успешному взаимодействию учащихся в разных социальных ситуациях, достижению ними поставленных целей и построению конструктивных отношений в обществе. -- Социальная самоидентификация. -- Знакомство с разными социальными институтами и социальными ролями. -- Обучение конкретным социальным навыкам.
14 Ознакомление учителей с динамикой развития познавательных процессов учащихся и разработка единой стратегии действий с учетом особенностей развития детей. Координация соответствия стиля обучения учителей согласно индивидуально-психологических особенностей учащихся. Психолого-педагогический консилиум по вопросу социально психологической и познавательной готовности учащихся подготовительного класса к обучению в школе, 4- го класса к переходу на 2 ступень обучения. Проведение семинаров-практикумов по вопросу внедрения в учебный процесс развивающего блока попредметно.
15 Феноменологія труднощівМожливі психологічні причини У письмових роботах пропускає літери низький рівень розвитку фонематичного слуху; слабка концентрація уваги; несформованість прийомів самоконтролю Нерозвиненість орфографічної зіркості низький рівень розвитку довільності; несформованість прийомів навчальної діяльності (уміння діяти за правилами); низький рівень розвитку та розподілу уваги; низький рівень розвитку короткочасної пам'яті; слабкий розвиток фонематичного слуху Неуважністьнизький рівень розвитку довільності; низький рівень розвитку уваги; низький рівень концентрації та стійкості уваги; домінантна мотивація навчання ігрова Труднощі у виконанні математичних завдань низький рівень загального розвитку; слабке розуміння граматичних конструкцій; несформованість уміння орієнтуватися на систему ознак; низький рівень розвитку образного мислення Труднощі у переказуванні тексту несформованість уміння планувати свої дії; слабкий розвиток логічного запам'ятовування; низький рівень мовного розвитку; низький рівень розвитку логічних операцій (аналізу, узагальнення, систематизації); занижене самооцінювання
16 Педради Про результативність навчально – корекційної роботи класів ІПК та завдання її подальшого удосконалення. (2006 р.) Система роботи педколективу з подолання проблем учнів, що мають початковий рівень знань на І ст. навчання (2007р.) Проблема навчання дітей з особливими потребами та шляхи її розв'язання в умовах загальноосвітньої школи (2009 р.) Про підсумки реалізації цільової програми Особлива дитина (2010 р.)
17 Семінар 1. (Січень) Відповідальна – Паршакова І.Г., Кузьменко О.П. Технологія відстеження учнів з низькими навчальними можливостями. Семінар 2. (Лютий) Відповідальні - Попова Н.М., Паршакова І.Г., Кузьменко О.П. Розробка карток діагностики педагогічних та психологічних відставань та відпрацювання шляхів їх подолання.
18 Круглий стіл учителів та вихователів ГПД по обміну досвідом роботи з учнями з низькими навчальними можливостями. Листопад Круглий стіл з питань співпраці учителя – вихователя - логопеда – психолога – батьків з метою попередження неуспішності молодших школярів. Лютий
19 Семінар 1. (Листопад) Розробка Технологічної карти напрямків роботи з учнями з початковим рівнем навчальних досягнень на І ступені навчання. Семінар 1. (Березень) Внутрішній моніторинг навчальних досягнень кожного учня та організація корекційної роботи як шлях забезпечення результативності у роботі з молодшими школярами ( з досвіду роботи учителів Натхи В.А.. Агапової Т.М., Зінченко Ж.І.)
20 Семінар 1. ( Січень) Відповідальна – Паршакова І.Г., Кузьменко О.П. Технологія відстеження учнів з низькими навчальними можливостями. Семінар 2. (Лютий) Відповідальні - Попова Н.М., Паршакова І.Г., КузьменкоО.П. Розробка карток діагностики педагогічних та психологічних відставань та відпрацювання шляхів їх подолання.
21 Заняття 1 Психолого - педагогічні особливості дітей з синдромом дефіциту уваги та гіперактивності. листопад Заняття 2 Форми і методи роботи з учнями з синдромом дефіциту уваги та гіперактивності. лютий
22 Групповые, индивидуальные консультации родителей по ознакомлению с уровнем и динамикой развития познавательной сферы детей, особенностями формирования их личности. Обсуждение роли родителей в общем процессе коррекции, развития детей. Изучение эмоционально-психологической атмосферы в семьях учащихся классов ИПК (собеседование, анкетирование). Проведение цикла лекций на темы: 1. «Психолого-педагогическая характеристика детей, требующих особого внимания» 2. «Влияние эмоциональной атмосферы в семье на психологическое развитие личности ребенка» 3. «Трудности и особенности перехода учащихся на 2 ступень обучения. Требования к социально-психологической зрелости учащихся» 4. «Подросток. Особенности психологических и физиологических изменений и их влияние на общее развитие личности» 5. «Важность профессионального самоопределения с учетом индивидуальных способностей, интересов и склонностей» Ознакомление родителей с результатами психологических исследований профнаправленности учащихся. Изучение точки зрения родителей относительно выбора профессии их детей.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.