Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемeducation.simcat.ru
1 Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе
2 Состояние здоровья детей Ульяновской области (по результатам диспансеризации 2002 г.) Осмотрено детей от 0 до 17 лет. Из них имеют отклонения : - в состоянии здоровья - 59 % - в физическом развитии - 10,9 % - в физической подготовленности - 8,5 %
3 1. Костно-мышечной системы и соединительной ткани. 2. Органов пищеварения. 3. Эндокринной системы, нарушения обмена веществ, болезни глаза и его придаточного аппарата. 4. Нервной системы. 5. Органов дыхания. 6. Психические расстройства и расстройства поведения. Наиболее распространены болезни:
4 Из постановления правительства РФ от «ОБ общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья…» Образовательные учреждения осуществляют: Сбор, первичную обработку, оценку информации, полученной в ходе мониторинга, хранение и передачу её в центры санитарно- эпидемиологического надзора. Подготовку предложений для органов местного самоуправления по вопросам укрепления здоровья.
5 Показатели здоровья: 1. Общая заболеваемость ( уровень и структура). 2. Острая заболеваемость (уровень и структура). 3. Заболеваемость в случаях, в днях на 1 ребёнка. на 1 ребёнка. 4. % часто болеющих детей. 5. % детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями. 6. % детей, отнесённых по состоянию здоровья к медицинским группам для занятий физкультурой. 7. % детей, функционально незрелых к обучению. 8. % детей с нарушениями состояния здоровья, вызванными адаптацией к школе. 9. % детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях. 10. Распределение детей по группам здоровья.
6 Показатели физического развития: 1. Длина тела. 2. Масса тела (в граммах). 3. Динамометрия: левой и правой кисти. 4. Жизненный объём лёгких (в мл.). 5. Окружность грудной клетки в паузе (покое) 6. ( в см.). 7. Весо-ростовой индекс. 8. Дефицит или избыток тела. 9. Интегральный показатель физического развития. 10. Число детей с низким, средним и высоким уровнем физического развития (в %). Измерения проводятся до 1 ноября. Измерения проводятся до 1 ноября.
7 Показатели физической подготовленности: 1. Физическая подготовленность: - бег на 30 м - бег на 30 м - бег на 1000 м - бег на 1000 м - подтягивание на перекладине (М.) - подтягивание на перекладине (М.) или подъём туловища в сед за 30 или подъём туловища в сед за 30 секунд (Д.) секунд (Д.) - прыжок в длину с места. - прыжок в длину с места. 2. Интегральный показатель физической подготовленности. 3. Число детей с низким, средним и высоким уровнем двигательной подготовленности (в %) (в %)
8 Школьные факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей Учебно- организационные Управленческие Психолого- педагогические. Гигиенические
9 Гигиенические условия, факторы: 1. Шум. 2. Освещённость.. 3. Воздушная среда. 4. Размер помещений, кубатура. 5. Дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы). 6. Используемые стройматериалы, краска. 7. Мебель: размеры, размещение. 8. Видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры. 9. Пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания. 10. Качество питьевой воды. 11. Экологическое состояние прилегающей к школе территории. 12. Состояние сантехнического оборудования. 13. Наличие системы санитарно-просветительской работы.
10 Учебно-организационные факторы: Объём учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям учащихся Расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году Организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.) Объём физической нагрузки – по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время) Особенности устава школы и норм школьной жизни Медицинское и психологическое обеспечение школы.
11 7. 7. Участие родителей учащихся в жизни школы Стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали» Психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали» Интегрированность школы в окружающий социум Наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся Позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
12 Перегрузка содержания учебных программ. Искусственное усложнение учения Преимущественное использование личностно-отчуждённых технологий обучения, стрессовой тактики авторитарной педагогики Нарушения правил техники безопасности и охраны труда Массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья и формирования ЗОЖ Недостаточность этического и эстетического воспитания – главная причина приобретения вредных привычек.
13 Психолого-педагогические факторы: Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок Стиль педагогического общения учителя с учащимися Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам Особенности работы с «трудными» подростками в классе Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников Степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе) Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью Обременённость учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
14 Управленческие: Наличие/отсутствие необходимой нормативно- правовой документации по здоровьесбережению и обеспечению безопасности обучающихся во время их нахождения в ОУ Несоответствие организационной структуры управления здоровьесберегающей деятельности, отсутствие валеологической службы Наличие/отсутствие программы деятельности по оздоровлению и реабилитации детей Система диагностики и мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности Проведение самооценки эффективности деятельности ОУ по обеспечению здоровья и ЗОЖ.
15 Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья, превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую».
16 Основные направления реализации «Программы деятельности по оздоровлению детей в ОУ» Создание благоприятных санитарно-гигиенических условий. Система санитарно-просветительской работы. Организация горячего питания Учебно-организационное обеспечение деятельности ОУ: рациональная организация образовательного процесса; создание комфортной образовательной среды; формирование у учащихся ответственности за своё здоровье; работа по предупреждению детского травматизма Кадровое обеспечение ( медицинский работник, психолог, учителя физкультуры, ОБЖ). Повышение квалификации работников образования по вопросам охраны здоровья, формирования ЗОЖ; работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Формирование положительного микроклимата на уроке, в классе, в школе.
17 5. 5. Оптимизация образовательного процесса: создание системы адаптации при переходе из ДОУ в начальную школу, из начальной в основную школу; предупреждение перегрузки в содержании и в используемых технологиях; использование адаптивной системы обучения, личностно- ориентированных образовательных технологий; индивидуального учебного плана. Использование здоровьесберегающих технологий. Организация физкультурно-оздоровительной работы, проведение уроков физкультуры с учётом групп здоровья 6. Повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны здоровья. 7. Осуществление оперативного управления формированием здоровья и ЗОЖ. Разработка необходимой документации по технике безопасности и охране труда, организация их исполнения. Создание валеологической службы. Комплексный мониторинг состояния здоровья.
18 Методики организации и проведения дней диагностики, регулирования и коррекции (ДДРК) по здоровьесбережению (по Третьякову П.И.) 1. Здоровье ученика в режиме дня школы. 2. Здоровье учителя. 3. Школьное питание. Какое оно? 4. Соблюдение гигиенического режима. 5. Мотивация деятельности учащихся на уроках и создание условий для её развития. 6. Рациональная организация труда учителя и ученика на уроке. 7. Определение уровня адаптивности ученика на учебном занятии. 8. Адаптация учащихся 1,5,10 классов к новым условиям обучения в гимназии. 9. Нормализация учебной нагрузки на уроке. 10. Дозирование домашнего задания. 11. Создание комфортных условий для ученика и учителя в школе. 12. Микроклимат в школе.
19 Методика проведения ДДРК по проблеме «Здоровье ученика в режиме дня школы» Цель: выявить состояние и уровень здоровья ученика в режиме школьного дня. Задачи: Определить состояние самочувствия ученика Выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье ученика Наметить управленческие решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье ученика. Объект исследования: система УВП в школе. Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие повышению уровня самочувствия и здоровья ребёнка в режиме дня школы. Рабочая гипотеза: если в школе соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводится в системе физкультурно-оздоровительная работа, проводится работа с родителями по соблюдению единства требований к режиму дня, регулярно осуществляется профилактический осмотр медицинскими работниками, проводится пропаганда ЗОЖ, организовано рациональное питание, то это является эффективным средством улучшения самочувствия и здоровья учащихся. Методы исследования: наблюдение, анкетирование, хронометрирование.
20 Программа проведения ДДРК: Инструктаж участников: учащихся класса, учителей-предметников, классных руководителей, медицинского персонала Примерное распределение функциональных обязанностей при проведении ДДРК Примерные сроки проведения ДДРК Анализ материала и выявление тенденций Принятие управленческого решения по результатам работы экспертной комиссии Проведение педсовета или педконсилиума.
21 Понятие здоровья Основные факторы, обуславливающие здоровье: 1. Образ жизни % 2. Влияние экологических факторов % 3. Биологические (наследственные) – 20% 4. Недостатки и дефекты здравоохранения -10% (По Лисицину Ю.П.) (По Лисицину Ю.П.) Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (по Уставу Всемирной организации здравоохранения).
22 Цветок здоровья ПСИХИЧЕСКОЕ – здоровье разума ФИЗИЧЕСКОЕ – здоровье тела СОЦИАЛЬНОЕ – здоровье общества ПСИХОЛОГИ- ЧЕСКОЕ – здоровье эмоций ИНТЕЛЛЕК- ТУАЛЬНОЕ – получение и обработка информации ДУХОВНОЕ – система ценностей и убеждений
23 ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Борьба с вредными привычками Соблюдение правил дорожного движения Система физкультурно- оздоровительных мероприятий Закаливание Культура общения Рациональное питание Благоприятный морально- психологический климат Соблюдение правил ТБ Двигательная активность Сочетание труда И отдыха СОБЛЮДЕНИЕ САНИТАРНО- ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕЖИМА
24 Факторы, положительно влияющие на здоровье учащихся: 1. Рациональная организация учёбы, труда и отдыха. 2. Гигиеническое воспитание. 3. Сформированность здорового образа жизни. 4. Оздоровление, лечение. 5. Использование здоровьесберегающих технологий образования. 6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 7. Взаимодействие школы с окружающей средой, с образовательными, медицинскими и культурно- просветительскими учреждениями. 8. Оперативное управление системой сохранения здоровья и формированием здорового образа жизни.
25 Здоровьесберегающие технологии: Здоровьесберегающие образовательные технологии Здоровьесберегающие медицинские технологии Здоровьесберегающие технологии административной работы в школе Здоровьесберегающие технологии семейного воспитания.
26 Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗСОТ) Задачи здоровьесберегающей педагогики: Задачи здоровьесберегающей педагогики: ЗСОТ – совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. сформировать культуру здоровья. обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья.
27 Здоровьеформирующие образовательные технологии (ЗФОТ) Школа должна реализовать профессионально и в единой системе здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Школа должна реализовать профессионально и в единой системе здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. ЗФОТ – все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение ЗОЖ.
28 Дорога к здоровью: Обучение вопросам здоровья Воспитание культуры здоровья Использование здоровье- сберегающих технологий как основного инстру- мента педаго- гической работы: творческий характер образовательного процессатворческий характер образовательного процесса использование активных форм и методов обучения использование активных форм и методов обучения формирование интереса к учению формирование интереса к учению деятельностный подход в обучении. деятельностный подход в обучении.
29 Лек- ции Чтение Аудиовизуальные методы Демонстрация Дискуссионные группы Практические действия Обучение других 5% 10% 20% 30% 50% 70% 90%
30 Здоровьесберегательное образовательное пространство школы: 1. Экологическое 1. Экологическое 2. Эмоционально-поведенческое: 2. Эмоционально-поведенческое: - уровень коммуникативной культуры - уровень коммуникативной культуры - эмоционально-психологический климат - эмоционально-психологический климат - стиль поведения учащихся и учителя на уроке - стиль поведения учащихся и учителя на уроке - формы и характер поведения учащихся на переменах - формы и характер поведения учащихся на переменах - забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения. - забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения. 3. Вербальное 3. Вербальное 4. Культурологическое здоровьесберегающее пространство. 4. Культурологическое здоровьесберегающее пространство.
31 Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса (ОП): Обеспечение гигиенических условий ОП: Обеспечение гигиенических условий ОП: 1. Действие звуковых раздражителей 2. Воздушно-тепловой режим 3. Освещение естественное и искусственное 4. Видеоэкология (рекомендации о желательной цветовой гамме в интерьере, дизайне помещений, форме мебели и предметов) 5. Использование персональных компьютеров 6. Питание учащихся 7. Качество используемой питьевой воды.
32 Здоровьесберегающая организация учебного процесса: 1. Рациональная организация учебного процесса 2. Рациональное расписание учебных занятий 3. Двигательная активность учащихся 4. Рациональная организация урока 5. Использование в ОУ технических и аудиовизуальных средств обучения 6. Рациональная организация общего режима дня школьников
33 Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Смирнову Н.К.). Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока рациональ ный Недостаточно рациональный нерациона льный 1 Плотность урока Не менее 60% и не более 75-80% 85-90% Более 90% 2 Количество учебной деятельности Средняя продол- жительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин мин Более 15 мин
34 4 Частота чередо- вания различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7-10 мин Смена через мин Смена через мин 5 Количество видов преподавания Не менее 3-х 21 6 Чередование видов преподавания Не позже чем через мин Через Не чере- дуются 7 Наличие эмоцио- нальных разрядок 2-31нет 8 Место и длитель- ность применения ТСО В соответс- твии с ги- гиеническим и нормами С частичным соблюдением гигиеничес- ких норм В произ- вольной форме 9 Чередование позы В соответст- вии с видом работы Имеются слу- чаи несоот- ветствия позы виду работы Частые несоот- ветствия позы виду работы
35 10 Наличие, место, содержание и продолжитель- ность физкультминуток На 20 и 35 мин урока по 1мин из 3-х легких упражнений с 3-4 пов- торениями каждого 1 физкульт- минутка с неправиль- ным содер- жанием или продолжите- льностью Отсутст- вуют 11 Психологический климат Преобладают положитель- ные эмоции Имеются слу- чаи отрица- тельных эмоций Преобла- дают отри- цательные эмоции 12 Момент наступ- ления утомления учащихся по снижению учеб- ной активности Не ранее 40 мин Не ранее мин До 30 мин
36 Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения ( по Смирнову Н.К.) 1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура и влажность воздуха, освещённость класса и доски, наличие/отсутствие звуковых раздражителей и т.д. 2. Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов). 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов УД (норма: 7-10 мин.). 4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный и т.д. (норма: не менее 3). 5. Чередование видов преподавания (норма: не позже, чем через мин.). 6. Использование методов, способствующих активизации и творческому самовыражению самих учащихся. 7. Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможность инициирования дискуссии, обсуждения.
37 8. Чередование позы в соответствии с видом работы. 9. Оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика и т. д. (норма: на мин урока по 1 мин из 3 лёгких упражнений с 3-4 повторениями каждого). 10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ. 11. Наличие внешней мотивации деятельности учащихся на уроке. Стимуляция внутренней мотивации (интерес к изучаемому материалу, радость от активности и т. д.).
38 12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения «учитель-ученик», между учениками. 13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок. 14. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного учеником на учебную работу (норма: от 60 до 80%). 15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности (норма: не ранее минут в 1 классе, минут в начальной школе, 40 минут в основной и средней школе, 30 минут для учащихся классов КРО). 16. Темп окончания урока: «скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания; «скомканность» - нет времени на вопросы учащихся, комментарии домашнего задания; спокойное завершение урока; спокойное завершение урока; задерживание учащихся после звонка. задерживание учащихся после звонка.
39 Литература 1. Смирнов Н.К., Аносова М.В. Здоровье- сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М. – Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, – 121 с. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Нар. Образование, Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - ООО «Изд. Скрипторий 2003», – 568 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.