Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.websib.ru
1 « Муниципальный опыт формирования и развития здоровья школьников г. Новосибирска » Школа – это здравница, где обучают жизни и охранению здоровья… Я.А.Коменский Склянова Нина Александровна Директор Городского центра образования и здоровья «Магистр», доктор медицинских наук, профессор, отличник здравоохранения
2 Городской Центр образования и здоровья «Магистр» многопрофильный научно-методический центр для детей и взрослых, осуществляющий междисциплинарное межпрофессиональное взаимодействие по вопросам образования и здоровья в условиях современного мегаполиса.
3 С 1992 года в городе Новосибирске началось формирование муниципальной здоровьесберегающей системы образования (МЗСО), что явилось стратегическим этапом в развитии системы муниципального образования Сегодня в систему образования г. Новосибирска входят 558 учреждений, их них 218 общеобразовательных учреждений, 239 дошкольных учреждений, 56 учреждений дополнительного образования, 15 специальных коррекционных школ, 11 детских домов.
4 Основные принципы МЗСО Непрерывное образование (от ДОУ до ВУЗов) по вопросам здоровья Опережающая прогностическая деятельность Межведомственное сотрудничество (Управление здравоохранения, Управление социальной защиты, СО РАМН, НГПУ, НИПК и ПРО и др.) Синтез науки, образования, производства
5 Основные принципы МЗСО Профилактическая направленность Ценностная направленность (духовно- нравственное здоровье) Реализация принципа безопасности образовательного пространства для детей и подростков города
6 Здоровье воспитанников дошкольных учреждений Новосибирска С 1998 г. в дошкольном образовании города формируется ортопедическая служба Организована работа Медико-педагогической комиссии по набору (выводу) детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата в дошкольные учреждения, работу которой координируют специалисты лаборатории дошкольного и предшкольного образования ГЦОЗ «Магистр». В ДОУ открыты специализированные группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, где проводится реабилитация детей. Для организации профилактической и реабилитационной работы в городе создана система курсовой подготовки инструкторов ЛФК (преподавателей физической культуры, воспитателей ортопедических групп ДОУ). Созданы методические объединения специалистов, работающих с детьми с нарушениями опорно- двигательного аппарата (инструкторы ЛФК, массажисты, воспитатели ортопедических групп). За 12 лет работы более двух с половиной тысяч детей-дошкольников получили квалифицированную помощь врачей, психологов и педагогов.
7 Развитие ортопедической службы в городе
8 Количество детей, посещающих ортопедические группы
9 Болезни костно-мышечной системы Болезни костно-мышечной системы на 1000 соответствующего населения (по данным Управления здравоохранения мэрии Новосибирска)
10 На январь 2007 г. групп в ДОУ г. Новосибирска работает 701 группа компенсирующего вида, из них:
11 Здоровье учащихся образовательных учреждений Новосибирска На сентябрь 2007 года в системе образования 218 образовательных учреждений; программы «Здоровье» реализуются в 168 образовательных учреждениях города; в 126 образовательных учреждениях развиты дополнительные формы физкультурно-оздоровительной работы (не секции). всего обучающихся в образовательных учреждениях города чел.; из них дополнительные формы физкультурно- оздоровительной работы (не секции) посещают чел.
12 В Новосибирске 23 ноября 2007 г. состоялось межведомственное совещание по школьной медицине, где были определены проблемы и обозначены пути решения.
13 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ Условия, соответствующие СанПиНам Оптимальная учебная нагрузка Рациональный двигательный режим Технология обучения, содействующая здоровью Рациональный режим обучения Сбалансированное питание Психологическая и социальная поддержка Охрана психического здоровья Своевременные медицинские услуги
14 Наличие здоровьесберегающей программы, % (2005)
15 Обучение принципам и правилам здорового образа жизни, % (2005)
16 Здоровье сберегающий потенциал школ, % (2005) Физкультурно- оздоровительный потенциал школ, % (2005)
17 За последние 5 лет более чем на 20% снизилась общая заболеваемость детей и подростков города
18 Профилактика злоупотребления ПАВ детьми и молодежью С целью создания в образовательном пространстве города Новосибирска условий, препятствующих распространению наркотиков, с целью формирования в образовательных учреждениях среды, способствующей становлению антинаркотически устойчивой личности в 1998 году в ГЦОЗ «Магистр» открыта лаборатория наркопрофилактики несовершеннолетних. С 1999 года руководителем лаборатории назначен Мочалов Александр Иванович, врач психиатр – нарколог высшей квалификационной категории В марте 2003 года коллегия управления образования утвердила лабораторию профилактики социогенных заболеваний ГЦОЗ «Магистр» как методический центр управления образования по программам профилактики злоупотребления ПАВ несовершеннолетними в образовательной среде.
19 Организационно-функциональная структура муниципальной системы профилактики злоупотребления ПАВ детьми и молодежью, г. Новосибирск Лаборатория наркопрофилактики несовершеннолетних ГЦОЗ «Магистр» Управление ФСКН РФ по НСО Департамент образования, культуры, спорта и молодежной политики мэрии Главное управление образования Управление внутренних дел (ОППД) Комиссия по делам несовершеннолетних Комитет по делам молодежи Отдел общественной безопасности мэрии Департамент по социальной политике мэрии Управление здравоохранения Областной и городской наркологические диспансеры НГМА НИПКиПРО НГПУ НИИ СО РАМН Детские дома и школы-интернаты Общеобразова- тельные школы Общественные и религиозные организации: НОО Российского Детского Фонда; Информационно-консультативный центр при соборе во имя св. А. Невского и др. Районные отделы образования Мэрия г. Новосибирска
20 С 1998 года специалисты управление образования и ГЦОЗ «Магистр» активно включились в разработку городских комплексных программ, направленных на профилактику потребления ПАВ в молодежной среде, в том числе: «Новосибирск – будущее без наркотиков ( г)», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению психоактивными веществами на 2007 – 2010 годы» и другие..
21 Согласно принятых программ с 1999 года на базе ГЦОЗ «Магистр» и НИПК и ПРО при широком участии педагогического и медицинского университетов, управления УВД, УФСКН по НСО, областного и городского наркологических диспансеров проводились курсы повышения квалификации для педагогов, социальных и медицинских работников, сотрудников охранных служб. За годы обучено свыше 12 тысяч специалистов, работающих с детьми и молодежью.
22 С 1999 года специалистами лаборатории совместно с органами УФСНК, УВД, сотрудниками наркологической службы и комитетом по делам молодежи проводился родительский всеобуч в рамках которого свою родительскую компетентность в вопросах наркопрофилактики повысили свыше 6 тысяч человек. С 2007 в организации родительского всеобуча стали принимать активное участие территориальные органы самоуправления (ТОСы).
23 В 1999 году впервые в Новосибирске на базе ГПНТБ управлением образования мэрии совместно с управлением здравоохранения, управлением внутренних дел, комитетом по делам молодежи, медицинским и педагогическим университетами, НИПКиПРО, была проведена межведомственная научно – практическая конференция «Организация и проведение наркопрофилактики в системе школьного образования» получать объективную информацию о наркоситуации в городе; изучать и обобщать накопленный опыт структур по взаимодействию в вопросах наркопрофилактики и повышению ее эффективности; вырабатывать новые современные, более эффективные методы профилактической работы среди всех участников образовательного процесса С 2002 года научно – практические конференции, согласно решений комплексных программ, стали проходить ежегодно. Это позволяет:
24 С 2003 года согласно постановления мэрии в штаты ГЦОЗ «Магистр» введены в штаты 3 должности психиатров – наркологов для работы в детских домах и школах – интернатах. Благодаря активизации деятельности педагогических коллективов детских домов с врачами – наркологами удалось значительно улучшить ситуацию, связанную с потреблением психоактивных веществ и девиантным поведением. На конец 2006 года нет ни одного воспитанника детского дома, состоящего на учете у наркологов с диагнозом наркомания.
25 С 2000 по 2006 годы в результате взаимодействия всех заинтересованных структур достигнуты следующие результаты: Количество детей, состоящих на учете с диагнозом наркомания
26 Количество детей, совершивших правонарушения
27 В апреле 1997 года в целях обеспечения права ребенка на образование, адекватное его развитию и здоровью, в целях выявления специальных образовательных потребностей и определения условий, необходимых ребенку для развития, получения образования, адаптации и интеграции в социум, в Новосибирске на базе ГЦОЗ «Магистр» создана Городская психолого-медико-педагогическая консультация
28 Деятельность городской ПМПК направлена на создание муниципальной целостной системы психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся (воспитанников), обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с отклонениями в развитии или состояниями декомпенсации, имеющими трудности в обучении, в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно- психического здоровья.
29 Количество детей, обследованных специалистами городской ПМПК Наблюдается тенденция к росту количества детей, ежегодно обращающихся в городскую ПМПК. Это, с одной стороны говорит, об увеличении количества детей и подростков, нуждающихся в специальных образовательных условиях, с другой, об информированности населения о данной структуре (ПМПК).
30 Количество детей и подростков, обратившихся в ПМПК За консультацией в ПМПК обращаются не только дети и подростки с особенностями в развитии, но и дети с условно нормативным развитием, часто имеющие трудности школьной и социальной дезадаптации, эмоциональные проблемы
31 Количество детей, обследованных ПМПК Из числа проконсультированных ПМПК детей большая часть – это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию (воспитанники приютов). На данном графике показано, что количество воспитанников детских домов, интернатов и приютов, обращающихся ежегодно в городскую ПМПК, остаётся стабильно высоким.
32 Данные о детях, родителях и специалистах, проконсультированных специалистами ПМПК Консультирование является основной формой взаимодействия специалистов ПМПК с детьми и лицами, представляющими их интересы. Основной задачей консультирования родителей/законных представителей является помощь в осознании проблемы ребёнка, своей роли в его развитии, принятие и использование информации в интересах ребёнка. Важно, чтобы помощь детям со стороны родителей была адекватной и имела коррекционно- развивающую направленность.
33 Диаграмма по количеству логопунктов в МООУ ( 2007 год) В соответствии с распоряжением мэра от г «О создании логопедических пунктов в муниципальных образовательных школах Новосибирска» с целью оказания необходимой логопедической помощи школьникам, имеющим речевые нарушения, в ОУ города открыто 120 логопедических пункта.
34 Выводы: ПМПК, как постоянно-действующее структурное подразделение центра, работает в систематическом режиме, – в течение года по определенному графику и постоянным составом с привлечением на сессию ПМПК временных специалистов Городская ПМПК осуществляет координацию в отношении районных МПК и ПМПк образовательных учреждений. На всех уровнях системы ПМПК выработаны единые требования к формам документации, статистической отчётности и к процедуре обследования ребёнка Отслеживается фактическое обучение и динамика развития детей, прошедших обследование на ПМПК. Формируется банк данных по всем составляющим деятельности Городской ПМПК. Продолжается развитие муниципальной системы психолого- педагогического сопровождения: - разрабатываются вариативные модели сопровождения, - совершенствуются механизмы взаимодействия специалистов разных учреждений и ведомств, - в образовательном пространстве города формируется система специального (коррекционного) и компенсирующего обучения детей со специальными образовательными потребностями.
35 В целях организации условий охраны здоровья всех участников образовательного процесса, повышения эффективности деятельности практических психологов образовательных учреждений в Новосибирске создана и развивается как части муниципальной системы образования городская Служба практической психологии образования
36 Направления Выстраивание структуры службы практической психологии в системе образования по вертикали и горизонтали Осуществление методического сопровождения служб психолого-педагогического медико-социального сопровождения ОУ системы образования города Повышение профессиональной компетентности педагогов-психологов и психологической компетентности педагогов ОУ города Профилактика и коррекция синдрома эмоционального сгорания специалистов работающих в муниципальной системы образования.
37 Тематика практической деятельности Здоровье в учебной среде Реализация профилактических программ Психологическое сопровождение образовательного процесса Предупреждение аддиктивного поведения Моделирование поведения Здоровье в культурных традициях Основы психологии здоровья
38 Специалистами лаборатории совместно с методистами-психологами районных отделов ГЦРО разработаны: критерии эффективности работы специалистов службы перечень обязательной документации единый годовой план мероприятий специалистов службы практической психологии образования города Новосибирска В рамках этого плана проведены информационно-проектные семинары «Роль методической службы в условиях инновационного развития образования», «Нормативно-правовая база в работе методиста-психолога, направления деятельности», обучающие семинары «Профессиональное портфолио специалиста МСППП службы» «Повышение профессиональной компетентности педагогов по оказанию психолого-социальной помощи и поддержки ВИЧ-инфицированным детям и членам их семей». «Повышение профессиональной компетентности педагогов по оказанию психолого-социальной помощи и поддержки ВИЧ-инфицированным детям и членам их семей». «Конфликт и общение» «Конструктивное поведение в стрессовой ситуации» «Стратегии взаимодействия педагога с «трудными» детьми» «Стратегии взаимодействия педагога с «трудными» детьми» Программа повышения профессиональной компетентности педагогов по первичной профилактике суицидального поведения детей и подростков в условиях детского дома, школы-интерната» Программа повышения профессиональной компетентности педагогов по первичной профилактике суицидального поведения детей и подростков в условиях детского дома, школы-интерната»
39 В целях психологической реабилитации работников муниципальной системы образования и профилактики синдрома эмоционального сгорания разработана программа и проведена работа с двумя группами педагогов города. Каждая группа занималась по программе реабилитации в течение двух месяцев и показала хорошие результаты.
40 Результаты деятельности «Повышение профессиональной компетентности педагогов по оказанию психолого-социальной помощи и поддержки ВИЧ-инфицированным детям и членам их семей». Разработано и подготовлено к изданию методическое пособие «О создании центра наилучшей практики оказания психологической и социальной помощи ВИЧ-позитивным детям и детям сиротам». Прошли обучение 154 педагога из 10 районов Новосибирска (детские сады, общеобразовательные школы, специальные (коррекционные) школы, школа-интернат, детские дома).
41 В октябре 2006 года с целью оздоровления и реабилитации участников образовательного процесса, профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов после реорганизации и реконструкции в открыто Оздоровительно – реабилитационное отделение ГЦОЗ «Магистр»
42 Отделение предлагает следующие виды услуг: Медицинский массаж Лечебная физическая культура Светолечение Стоматологическая помощь Лазеротерапия Физиотерапия Водолечение (гидромассаж, душ Шарко) Сауна, ингаляции Спелеотерапия Фитотерапия Кислородный коктейль Кабинет психологической разгрузки Солярий и др.
43 За год оздоровление и реабилитацию прошли 811 человек, из них 271 учащихся образовательных учреждений города (часто болеющие дети, заболевания опорно- двигательного аппарата, лор-заболевания, др) и 540 человек работников образовательных учреждений (заболевания опорно-двигательного аппарата, лор-заболевания, сердечно- сосудистой системы, ЖКТ и др.).
44 Коррекционно-развивающая оздоровительная программа для детей лет с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью Медицинская реабилитация Психологическая реабилитация Педагогическая реабилитация Социальная реабилитация
45 Программа оздоровительных занятий с учащимися специальной (коррекционной) школы-интернат I и II вида 37 Медицинская реабилитация Психологическая реабилитация Педагогическая реабилитация
46 Взаимодействие с целью вовлечения жителей в деятельность по решению проблем сохранения и укрепления здоровья, создания благоприятной социальной среды на территории ТОСов, обобщения и тиражирования опыта (ТОС «Фрунзенский» и др.) в рамках проекта «Открытая школа» ТОС «Паласса» (Кировский район ) ТОС «Депутатский» (Железнодорожный район) «ГЦОЗ Магистр» Дети – 230 чел. Родители -260 чел. Учителя -50 чел. Пенсионеры -40 чел.
47 Сотрудниками лаборатории ГЦОЗ «Магистр» уделяется большое внимание подготовке и изданию методических пособий для работников образования, здравоохранения, социальных служб. На конец 2007 г. 115 изданий, в том числе монография, методические пособия, рекомендации и статьи.
48 Библиотека и медиотека Библиотечный фонд составляет около 2 тысяч изданий, а в медиатеке 510 аудио-, видеокассет и DVD-дисков. В течение года в библиотеке повышают свою профессиональную компетентность читателей, работников муниципального образования. Достоинством библиотеки и медиотеки является современный уровень (издания последних трех лет) и доступность фондов для повышения профессиональной компетенции всего педагогического сообщества города.
49 Министерство образования РФ Центр образования и здоровья Министерства образования и науки РФ Общероссийская общественная организация «Российское общество школьной и университетской медицины и здоровья» ГЦОЗ «Магистр» НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного Центра здоровья детей Российской академии медицинских наук Государственная Дума РФ Лига здоровья наций
50 Координационные Советы При губернаторе Новосибирской области: Координационный Совет по семейной политике и демографии НСО. Координационный Совет по работе с женскими общественными организациями. Координационный Совет Службы психолого- педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования НСО. Координационный Совет по проблемам здоровья в образовании. Городской Координационный Совет по профилактике наркомании среди жителей Новосибирска. Городской Координационный Совет по демографии.
51 Сегодня в городе: работает Городская психолого-медико-педагогическая консультация; созданы медико-педагогические комиссии для детей с заболеваниями глаз, органов слуха, опорно- двигательного аппарата; работает ортопедическая служба в дошкольных учреждениях; создана логопедическая служба в дошкольных учреждениях и школах; действует муниципальная система профилактики социально зависимых заболеваний; развивается муниципальная Служба практической психологии образования; формируется городская Служба консультирования.
52 Сегодня в городе: формируется система социальной и психологической реабилитации детей и подростков «группы риска»; ежегодно пополняется библиотека и медиатека для работников муниципального образования; разрабатываются и реализуются программы повышения квалификации руководителей и специалистов учреждений Новосибирска для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проводятся городские видео-конференции по вопросам здоровья детей и подростков;
53 Городской центр образования и здоровья «Магистр» Образовательная лицензия Серия А от 21 января 2003 г. Администрация НСО Медицинская лицензия от 9 ноября 2006 г. ГЦОЗ «Магистр» ул. Шамшурина, 6 тел , Оздоровительно-реабилитационное отделение ГЦОЗ «Магистр» ул. Палласа, 28 тел ,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.