Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.imc-eduekb.ru
1 ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ ОЦЕНКИ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ, 24 ноября 2012 г., МБУ ИМЦ «ЕДУ»
2 ВОПРОСЫ «НА ЗАСЫПКУ» Почему наши отличники так часто бывают не столь успешны в жизни? Почему из двух, примерно одинаково знающих иностранный язык граждан, один договаривается с иностранцем, а второй нет? Правомерно ли нищему российскому интеллектуалу смеяться над «тупостью» преуспевающего американца? 2
3 Дефициты, формируемые российской школой: У наших школьников: Не сформированы различные типы чтения (работа с информацией, представленной в неявном виде, форме таблиц, реконструкция разных точек зрения и т.д. Они работают с «приготовленными» текстами); Отсутствует учебная самостоятельность, доминирует установка на стереотип (не могут самостоятельно установить требуемый уровень точности ответа; не используется личный опыт, тест как проблема); Нет потребности решить проблему, а не задачу (предметы – сигналы; подсчитать – применить формулу, объяснить что-то кому-то).
4 Результативность постсоветской школы З У НЗ У Н Российская школа «выдает» ученика информированного, но мало что умеющего, избегающего «неопределенностей, наполняющих реальную жизнь….
5 5 Современная результативность Выражается несколько другой «формулой» - З У Н
6 6 «Обучение» и «образование»: Обучение – инструмент, дающий человеку возможность накопить «фонд знаний», подобно тому, как бизнес позволяет ему аккумулировать капитальные фонды…. Образование – процесс свободного определения каждым учащимся своего собственного места в жизни и обучении, то есть того места, которое знание должно занять в его жизни…. В современной школе должна быть ярко выражена образовательная «доминанта» (по книге Ивана Иллича «Освобождение от школ»)
7 7 Профессиональная компетентность баскетболиста в «различных логиках» Хороший баскетболист в логике компетентностного подхода 1.Получает очки путем попадания мячом в кольцо. 2.Умеет выбрать нужный прием для достижения желаемого результата. 3.Вписывается в стандарт профессиональной игры. 4.Работает над совершенствованием профессиональных навыков. Хороший баскетболист в «знаниевой» логике 1.Знает как надо добывать очки путем бросания мячом в кольцо. 2.Понимает, когда и как надо бросить мяч. 3.Знает и понимает стандарт профессиональной игры. 4.Изучил и попробовал на себе способы совершенствования профессиональных навыков.
9 9 «В нашем мире есть только два заведения, где главным фактором является срок, а не проделанная работа, - это школа и тюрьма. В других местах важна работа, а не то, сколько на нее ушло времени» Уильям Глассер, слова учителя.
10 Что сегодня является предметом оценивания, и как этот механизм влияет на результаты работы школы? Как мотивирует учащихся и педагогов на эффективное обучение? 10
11 Традиционная школа, будучи не способна оценить образовательный эффект, который и является подлинным результатом образования, ориентируется на то, что умеет измерять, то есть – результаты формального научения. 11
12 12 КТО, КАК и ЧТО оценивает сегодня в школе? 1.Учитель методом экспертной оценки оценивает разрозненные (не систематизированные) учебные достижения школьников. 2.Отчуждаемые продукты (формально и не формально).
13 Кто краше? Или – действительно ли математика ум в порядок приводит….? 13
14 Акцентировав оценочную деятельность на знаниях и умениях, мы понуждаем человека развивать у себя именно эту свою ресурсную часть…. 14
15 Попробуем ответить на вопрос: «ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ «из учебных достижений школьника» оценивают сегодня учителя в классе? «…Оценка – это тот узел, тот перекресток, на котором встречаются все участники школьной жизни: дети, их родители, учителя, администрация…». И. Улановская, Г. Цукерман, Е. Юдина. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для организации опытно- экспериментальной работы. / А. Каспржак, Л. Иванова, К. Митрофанов и др. – М. : Просвещение,
16 Зачем мы оцениваем? Для улучшения успехов тех, кого оцениваем; Для улучшения механизмов средств и стратегий оценивания; Для сертификации уровня знаний и основных навыков учащихся по завершении ступеней образования. Для организации отбора; Для изучения успехов и прогресса; Для исправления результатов; Для формирования навыков самооценки; Для выявления недостатков или дисфункций и выработки правильной стратегии; Для изучения исходной стадии и прогнозирования дальнейших действий. Для оптимизации полученных результатов в преподавании, обучении и оценивании; Для выработки корректирующих прогрессивных программ в случае неудовлетворительных результатов. 16
17 17 Существующие виды оценивания Оценивание с целью присвоения квалификации. Экзамен на подтверждение квалификации ( « вынесен » за пределы рассмотрения). Селективное оценивание (отбор, тест способностей и/или достижений). Образовательный и профессиональный отбор. переводные экзамены и т.д. Образовательное оценивание относительно результата (формирующее оценивание). Повышение качества образования посредствам систематического диагностирования.
18 Функции оценивания Проинформировать (обратная связь со всеми участниками процесса); Стимулировать (повысить самооценку, вызвать интерес); Сравнить (с собой, с другими); Научить оценивать себя. 18
19 К. Поливанова (еще одно возвращение к прошлому году) : «Домашнее задание дается учителем не для того, чтобы стимулировать учебную активность школьника, а для того, чтобы его ПРОКОНРОЛИРОВАТЬ». 19 РФСреднее международн ое Я очень напрягаюсь, когда выполняю домашние задания 3929 Я беспокоюсь, что получу плохие оценки 7259
21 Приоритеты целей процесса оценивания
22 Не имея ресурсов для того, чтобы осуществлять образовательное, формирующее оценивание), учителя подменяют его селективным оцениванием. Это ведет к: Пересмотру (подмене) целей образования. Задача отдельной личности не решается, производится фиктивно демонстративный продукт; Узакониванию феодальных отношений в классе и школе в целом. Школьник неминуемо попадает в «пристройку снизу», что становится для значительной части выпускников не только нормой, но и потребностью; Массовому блокированию интерактивных методов обучения, ориентированных на создание условий для формирования у учеников школ ключевых компетентностей. 22
23 КТО ВИНОВАТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? 23
24 Работу по преодолению стереотипа вели педагоги и психологи Обе группы исходили из того, что эффективность школьной отметки зависит, прежде всего, от того, в какой степени ученик сможет интерпретировать оценку, закодированную в виде символа (отметки)
25 Выводы педагогов и психологов 1.Если критерии оценивания становятся «открытыми», не меняясь от урока к уроку, школьник перестает быть объектом и становится субъектом образовательного процесса. Отметка же перестает быть средством опосредованного управления и манипулирования учеником. 2.Различные школы могут использовать различные критерии оценивания. Незыблемыми должны оставаться лишь принципы: Оценка накапливается. Тройка – это оценка (поощрение) за сделанное, а не наказание; Шкала оценивания многобалльная, отличная оценка ставится не за все выполненное, а за определенную часть. Качество оценочной схемы определяется ее возможностью в плане исключения субъективизма. Например: учитель + школа + самооценка + взаимооценка.
26 Что следует делать уже сегодня? 1.Создать службу мониторинга (внешне оценивание не выручает); 2.Поменять ориентацию контроля на «знаниевую» сторону образования за счет введения внешнего текущего и итогового контроля, направленного на обеспечение личностного роста ученика. 3.Открыть для всех субъектов образовательного процесса критерии и процедуры оценивания (подчиненность и одконтрольность). Это не только снимет нервозность, но и позволит нормативно закрепить: Дифференциацию оценки относительно типа работ (что- то может, например оцениваться по системе «зачет- незачет», по самому факту участия в этой работе и т.д.). Дифференциацию оценки относительно ее субъекта (введение портфолио, состоящего из внешней (учительской) оценки, самооценки, взаимооценки и т.д.).
27 ПОРАБОТАЕМ С ОЦЕНКОЙ ПРАКТИЧЕСКИ 27
28 Изучив задание, попробуем ответить на следующие вопросы: 1.Для чего может быть дана такая работа (диагностика, стимуляция, коррекция, развитие)? 2.Понимая, что конечной целью оценивания является ответ на вопрос: «Как дальше улучшить свою деятельность?», понять – кому он (этот вопрос) адресован. 3.Попытаться ответить на вопрос: «Зачем мы будем эту работу оценивать, чего и от кого (каждого ученика, класса в целом) хотим добиться, какого результата достичь? 28
29 И, наконец – 4.Как мы оцениваем? Каков механизм оценивания? По каким критериям и шкале мы оцениваем? Помним, что это связано с задачей (функцией) оценивания. 5.Как и кому представляе м (предъявляем, обнародуем) результат? 29
30 А теперь попробуем выступить в роли эксперта- оценщика На вопрос экзаменатора: «Как пройти на Красную площадь от Арбата?» Студент- первокурсник N ответил: «Надо ходить в сторону площадь Арбат, потом все время прямо от проспект Калинин и вы увидите Кремль, а там налево через саду и вот будет Красная площадь» Попробуйте подумать и оценить этот ответ по 5- балльной шкале и обоснуйте свою оценку. 30
31 Формирующая (суммирующая) оценка Правильно понят вопрос- 2 балла; Ответ дает запрашиваемую информацию – 2 балла; Лексико-грамматическое оформление ответа не приведет к коммуникативным сбоям - 1 балл; Лексико-грамматическое оформление ответа полностью соответствует нормам языка - 1 балл. 31
32 Еще одно задание На автоответчике записано сообщение. Экзаменуемая прослушала его и должна устно передать это сообщение мужу. Привет, Лариса, Ты сегодня выглядывала в окно? Дождь, похоже, ни на минуту не прекращается. Ну и ветер просто сдувает с места. Я так расстроилась - похоже, опять нашим планам сбыться не суждено. Давай отменим нашу встречу в три часа. Скажи Алексею, что - все равно вести детей в зоопарк не получится, так что пусть не приезжает за мной. Но мы обязательно должны встретиться, пока ты не уехала. Прогноз на весь день плохой, но, может быть, к вечеру хотя бы дождь стихнет, и мы сходим вместе в кафе. До связи. Наташа. 32
33 Оцените, как Ларисе удалось передать сообщение мужу. Ответ оценивается из 9 баллов. Положительно оценивается ответ от 5 баллов: До 5 баллов- не справился; 5 баллов – удовлетворительно; 6-7 баллов- хорошо; 8-9 баллов- отлично. 33
34 Критерии оценки: Коммуникативное намерение реализовано - 5 баллов; Некоторые основные факты переданы верно - 6 баллов; Все основные факты переданы верно- 7 баллов; Удалось передать и настроение (эмоции) автора текста - 8 баллов; Удалось правильно грамматически и лексически оформить текст - 9 баллов. 34
35 Ответ Ларисы Звонила Наташа. Она очень расстроилась - погода испортилась и ветер дует и дождь. Наверное, вместо зоопарка пойдем в кино. Нельзя не увидеться - мы ведь скоро уезжаем. Оцените, то, как Ларисе удалось передать сообщение мужу. 35
36 Обсудим еще раз: «Какие требования следует предъявить к образовательным результатам современной школы?» Предметные Интеллектуальные - нахождение информации, установление связей, анализ и критическое осмысление результата, интерпретация текста и т.д.; Общие - освоение типа, процедур отношений – «скрытый учебный план». 36
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.