Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.dubna-oez.ru
1 Анализ ситуации в высшем образовании в Российской Федерации с точки зрения обеспечения инновационной деятельности Проф. Сахаров Ю.С. Проф. Зернов В.А.- ректор Российского нового университета Я горячий друг истины, но отнюдь не желаю быть ее мучеником. Вольтер
2 Структура доклада Статистическая информация о состоянии высшего профессионального образования (ВПО) Концепция модернизации российского образования Европейское ВПО, Болонская декларация, российское ВПО Перспективы российского высшего профессионального образования Структура доклада
3 Состояние образования 2010г. 140 млн. человек, из них 6,9 млн. (~ 5%) ВПО ~50 чел на Аспирантура – 143 тыс. чел. (1,5%) Преподаватели – 0,85 млн. чел. К сфере образования причастны – более 80 млн. – 60% (1 женщина-1,2 ребенка – 50 млн.) Консолидированный бюджет (2010г.)-3,6% ВВП Доля субъектов РФ + местные бюджеты – 79%, из них ВПО – 6,7% Финансирование образования
4 4 Профессиональное образование На 1 января 2010 г – образовательные учреждения НПО – образовательные учреждения СПО – образовательные учреждения ВПО – образовательные учреждения, реализующие программы послевузовского профессионального образования 1, 035 млн. чел. 2,142 млн. чел. 7, 418 млн. чел. 0, 154 млн. чел. Задача: «перевернуть пирамиду» Количество вузов года за четыре, сократится где-то процентов на 20 тоже путем реорганизации и объединения - уже отказы по аккредитации и отзывы лицензий «У нас более 500 лишних вузов, им следует устроить дефолт»
5 Сектора системы профессионального образования России Гос. вузы Негос. вузы Получивших аккредитацию Получающих ежегодно лицензию
6 % ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Финансирование образования: государственный и негосударственный сектора (все страны) Россия Инвестирование в гос. сектор Инвестирование в негос. сектор Глобальный образовательный рынок
9 Соотношение приведенного контингента студентов по профилям основных образовательных программ негосударственных вузов
10 Структура доклада Удельный вес студентов ГОУ 9%7%Юриспруденция 29%26%Экономика и управление 2010г.2000г.Специальность
12 Основные параметры функционирования государственных и негосударственных вузов в современных условиях Государственные вузы: 1.Государство передает материально-техническую базу (здания, сооружения) для проведения учебного процесса и научных исследований. 2.Получают от государства государственный заказ на подготовку специалистов. 3.Получают значительную поддержку по федеральной программе развития образования. 4.Государственным вузам компенсируется налог на имущество (2.2% от стоимости). Негосударственные вузы 1.На собственные средства приобретают здания, сооружения, что отвлекает значительные ресурсы негосударственных вузов (до половины годового оборота). 2.Не имеют финансовой поддержки со стороны государства при подготовке специалистов. 3.Доступ к ресурсам ФПРО закрыт. 4.Полностью уплачивают налоги на имущество. Под удар попадают наиболее развившиеся вузы.
13 Основные параметры функционирования государственных и негосударственных вузов в современных условиях Государственные вузы: 5. Получают заказы на научные исследования и разработки. 6. Проводят прием студентов на платной основе, обучая их на государственных площадях. 7. Государство содействует государственным вузам в доступе к информационным ресурсам. 8. Получают дополнительное финансирование для оплаты труда штатных докторов и кандидатов наук. 9. Студенты государственных вузов имеют возможность получения кредитов для обучения. 10. Помощь регионов. Негосударственные вузы 5. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ доступ к ресурсам для негосвузов закрыт. 6. Не имеют такой возможности, т.к. государство фактически отказывает негосударственным вузам в ресурсной поддержке. 7. Государство отказывает негосударственным вузам в поддержке при использовании информационных ресурсов. 8. Государство отказывает негосударственным вузам в поддержке ППС. 9. Студенты негосударственных вузов получают отказ в получении кредитов для обучения.
14 ТОП-10 самых изобретательных стран сегодня и завтра Страна гг гг. Япония 11 Швейцария 22 США 33 Швеция 44 Финляндия 57 Германия 65 Дания 79 Тайвань 86 Голландия 913 Израиль 108 Россия 3736 Источник: The Economist Intelligence Unit
15 МестоСтранаЧисло научных учреждений Суммарная продуктивность в гг., документов Доля в общем объеме научной продукции, % 1 США ,90 2 Китай ,19 3 Япония ,34 4 Великобритания ,39 5 Германия ,39 6 Франция ,84 7 Канада ,86 8 Испания ,48 9 Италия ,27 10 Австралия ,36 11 Республика Корея ,27 12 Нидерланды ,92 13 Тайвань ,61 14 Российская Федерация ,51
16 Структура доклада Концепция модернизации российского ВПО Цель: создание механизма устойчивого развития системы образования Основные задачи Обеспечение государственных гарантий и равных возможностей получения равноценного образования; Достижение современного качества образования; Формирование механизмов привлечения внебюджетных ресурсов; Повышение социального статуса и профессионализма преподавателей;
17 Структура доклада Механизмы реализации концепции Очевидно, что произойдет в ближайшем будущем Переход отучреждения корганизации Введен с 2009 годаВведение в 2004 – 2005 год Консолидированный бюджет Подушевое финансирование ПовсеместноГИФО Введена как форма итоговой аттестации Повсеместно в 2006 году Введение ЕГЭ Реальная ситуацияПредполагалось
18 Структура доклада Школа (12 лет) Бакалавриат 3 года Магистратура 4 года Аспирантура для получения PHD (3 года) - Расчет трудоемкости по кредитам (зачетные единицы) - Большая свобода выбора предметов(с учетом тьюторства) - Академическая мобильность Европейское ВПО и Болонская декларация -Организация ВПО по единым правилам:
19 Структура доклада Мудрость есть дочь опыта Леонардо да Винчи Взаимодействие европейского и российского ВПО Экспорт образовательных услуг в СНГ ( в России 57,2 тыс. из СНГ 23,9 тыс. по бюджету) Введение в России обсуждаетсяАкадемическая мобильность 50% аудиторной, 50% самостоятельной работБольшая доля самостоятельной работы Введен приказом Расчет трудоемкости по кредитом Возврат к хорошо забытому старому (в СССР – предметы по выбору) Большая свобода выбора предметов Введена 13,02,93г – не получила должного развития Восстанавливается двухуровневая с присоединением к Болонской декларации 3-х уровневая система ВПО Российское ВПОЕвропейское ВПО
20 Структура доклада Ориентиры развития ВПО Совершенствование структуры: –развитие спектра и объема образовательных услуг; –развитие многоуровневой системы подготовки; –выделение ведущих университетов России; –формирование механизмов многовариантного построения индивидуальных образовательных траекторий. Содержание образования: –Совершенствование структуры и содержания образования –Развитие НИР Доступность ВПО: ограниченная бюджетная доступность; статус ЕГЭ как одной из составляющих систем отбора; полная доступность для лиц после службы в Р.А.; развитие системы кредитования (образовательный кредит).
21 Структура доклада Качество образования: Регулярный пересмотр ГОС; Переход от знаний к ЗУН и далее к компетенциям; Соответствие ВПО требованиям рынка труда; Привлечение институтов гражданского общества к оценки и контролю качества; Совершенствование процедур лицензирования и аккредитации ОУ с привлечением иностранных специалистов. Финансирование и распределение: Развитие образовательного кредитования Госзаказ на подготовку специалистов за счет бюджета
22 Система образования адекватна задачам построения наиболее конкурентоспособной экономики Вуз – генерация или (и) трансляция знаний Современная образовательная среда - возможность построения индивидуальной образовательной траектории Катализатор инноваций в отрасли или регионе Новые перспективы в образовании Мотивированность и критерии оценки (конкурентная среда) Здоровьеформирующие технологии Образование: требования к ВУЗам
23 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИнститутАкадемия Исследовательские университеты 27 Из них: Москва – 7 С.Петербург- 4 Федеральные университеты МГУ СПбГУ Научные открытия,в год на 100 чел.ППС Патенты поддерживаем ые, в год на 1000 чел.ППС Патенты, получаемые в год на 1000 чел.ППС -2 – Научные школы мирового уровня Индекс Хирша и др. - Позиция в мировых рейтингах -- Вхождение в Топ-500 (1000) вузов мира Вхождение в Топ-200 Вузов мира Вхождени ет в Топ- 100 вузов мира
24 ВПО: Сокращение числа вузов Переход на автономные некоммерческие образовательные организации Сокращение или полное удаление направлений «экономика» и «юриспруденция» из непрофильных вузов Полный переход на подушевое финансирование (деньги за студентом) Сокращение числа филиалов Какие перспективы ?
25 Восстановление престижности инженерного образования Поддержка научных школ в вузах и их коммерсализация Полное прекращение образовательной деятельности в представительствах Аккуратное размежевание квалификаций «практический бакалавр» (колледж) и «бакалавр»(вуз)
26 Какие перспективы? СПО и НПО: Резкое увеличение бюджетного финансирования с целью расширения бюджетного приема Сокращение экономического и управленческого направлений подготовки с целью увеличения подготовки техников и квалифицированных рабочих Развитие современной технической базы колледжей и лицеев
27 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.