Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.inclusive-edu.ru
1 Инклюзия в образовании и дифференциация обучения Т.В. Ахутина Лаборатория трудностей обучения ИПИИО МГППУ
2 Дети, нуждающиеся в специальной помощи (США) 10,8% от общей популяции детей в учебном году КатегорииКоличество в % 1. Трудности обучения4,6% 2. Речевые дефекты2,9% 3. Умственная отсталость1,8% 4. Эмоциональные нарушения0,9% 5. Слабослышащие, глухие0,2% 6. Дефекты моторики0,1% 7. Слабовидящие, слепые0,07% 8. Множественные дефекты (напр., У.О. + утрата зрения, тугоухость) 0,07%
3 Распространенность трудностей обучения и СДВГ Из 537 детей 7-10 лет - 16, 5% детей с школьной дезадаптацией: Симптомы дислексии и дисграфии - у 11,9 % детей, Симптомы дискалькулии - у 6, 5% детей, СДВГ диагностирован у 7,6% детей. (Н.Н.Заваденко, 2005)
4 ИНСТИТУТ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РАН ОТДЕЛ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ Результаты изучения готовности первоклассников к обучению в школе в 2010/2011 учебном году Исследовано первоклассников в 5 регионах РФ. Методики: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Первая буква».
5 4 – нет ошибок, 3 – мало ошибок, 2 – 50 % заданий, 1 – менее 50 % заданий, 0 – ни одного задания
6 ВЫВОД В любом классе дети значительно различаются по готовности к обучению; % первоклассников не готовы к обучению. ОТСЮДА: необходимость дифференциации и индивидуального подхода.
7 Л.С. Выготский «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства», 1931 (т.5, с ). Психометрические методы диагностики отвечают «чисто отрицательной задаче выделения из общей школы неподходящих для нее детей…Психометрические методы диагностики отвечают «чисто отрицательной задаче выделения из общей школы неподходящих для нее детей… они не в состоянии дать позитивную характеристику ребенка определенного типа и уловить его качественное своеобразие на данной стадии его развития». Для создания «воспитательного плана» необходима « Для создания «воспитательного плана» необходима « максимальная специализация методов исследования отдельных функций (в отличие от суммарных методов, стремящихся исследовать все)».
9 Структурно-функциональное строение головного мозга (по А.Р. Лурия) I Блок регуляции тонуса и бодрствования - глубинные (подкорковые и стволовые) структуры II Блок приема, переработки и хранения информации - задние отделы коры III Блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности - лобные отделы
10 Нейропсихология активно внедряется в сферу образования Выявление сильных и слабых сторон развития психических функций ребенка, Выявление механизмов трудностей обучения ребенка, Разработка эффективной стратегии коррекционного воздействия.
11 Нейропсихологическая диагностика включает: 1. Тестовые методы; 2. Метод наблюдения, «следящая диагностика» (Н.М. Пылаева): Особенности поведения на уроках и на переменах; Особенности выполнения школьных заданий
12 Нейропсихологическая симптоматика в классах КРО (по Пылаевой, 1998) 1- снижение работоспособности, колебания внимания, нарушения памяти; отставание в развитии речи; 2 - отставание в развитии функций программирования и контроля; 3 - отставание в развитии зрительно- пространственных функций; отставание в развитии зрительных и слуховых функций.
14 Регуляторная дисграфия
15 Списывание с расстановкойзнаков препинания Списывание с расстановкой знаков препинания
17 Регуляторная дисграфия Виды ошибок: 1. Пропуски элементов букв, букв, слогов, слов 2. Инертное повторение и вставки Контаминации (всеще, на елижит) 3. Контаминации (всеще, на елижит) 4. Антиципации (холхозные) 5. Трудности языкового анализа 6. Орфографические ошибки при знании правил при знании правил
18 Акустико-артикуляторная (фонематическая) дисграфия
19 Акустико-артикуляторная дисграфия Диктант Артура М. 10 лет, ученик 4 класса
20 Акустико-артикуляторная (фонематическая) дисграфия Механизм ошибок – трудности выбора. Ошибки СЛУХОВОГО выбора: замены звуков, близких по звучанию (глухих – звонких, твердых - мягких: б - п, з - с, рь - р), Ошибки КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО выбора: замены звуков, близких по произношению (ж - з, т – п, т – к, т - н), замены букв, близких по написанию (у –и, щ – ш, ж - х)
21 Зрительно-пространственная дисграфия
28 Коррекционное взаимодействие психолога с ребенком строится: 1. С учетом закономерностей процесса интериоризации: от совместных действий с учителем по внешней поэлементной программе 2. С учетом слабого звена ФС ребенка 3. При эмоциональном вовлечении ребенка во взаимодействие.
29 Учет слабого звена ВПФ При высокой утомляемости - повышение мотивации, эмоциональный «разогрев», дозировка заданий, смена видов деятельн. При проблемах программирования и контроля - вынесение программы действия «наружу», работа по «материализованной» внешними опорами программе с постепенным переходом от совместного поэлементного внешнего действия к самостоятельным, свернутым, внутренним действиям.
30 Учет слабого звена ВПФ При слабости обработки слуховой информ. – детальная проработка звукового анализа с внешними опорами при использовании сильных сохранных звеньев, работа над словарем, над слухо-речевой памятью.
31 Учет слабого звена ВПФ При слабости обработки зрительно- пространственной информации – при высокой мотивации (интересная игра, соревнование) действия в пространстве во внешнем плане с проговариванием, - переход от более сохранной аналитической стратегии к работе с включением целостной стратегии переработки зр.-простр. информации, - работа над пониманием пространственных и квазипространственных синтаксических конструкций, например: журнал под книгой, круг под квадратом, А короче Б, больше на..., меньше в....
32 Пособия, основанные на нейропсихологическом подходе
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.