Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемkomsosh.ktopis.ru
1 Автор : учитель биологии МОУ Комсомольская СОШ Старкова Н. Н.
2 В последнее время с горечью констатируешь факт, что значительная часть школьников теряет интерес к самому процессу учения. В. А. Сухомлинский говорил : « Страшная это опасность - безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником,- в сфере мысли » Да, сегодня есть из чего выбирать лучшее для себя и своих учеников. Есть возможность попробовать, сравнить, хорошенько обдумать, от чего - то отказаться, к чему - то обратиться вновь. На мой взгляд есть такое, что можно считать универсальным. Это развитие познавательной самостоятельности в группах. Самостоятельность приучает школьников к стремлениям заниматься учебным предметом без принуждения. У ребят возникает потребность к знаниям, а значит посещать школу они будут.
3 Обучить - значит развить этот мозг. Наполнить его - значит передать ученику готовые знания, задействуя память. В этом корень зла. Память, сама феноменальна - предельна. Беспредельно мышление. Истина сама по себе не нова, но сколь упорно мы следуем ей ? Память - это « родовое » ( К. Маркс ) свойство человека, « одно из условий психической жизни » ( И. М. Сеченов ). Действительно хочется ли ребенку брать от учителя готовые, « разжеванные » знания ? Конечно, же нет. На таких уроках ему скучно, неинтересно, он погружается в дремоту с открытыми глазами « отключается » ( так называемое охранительное торможение ) или начинает вертеться, тормошить соседа ( охранительное возбуждение ) Как же заинтересовать его приохотить ; какой должна быть тактика, т. е. какими методами и способами достичь главных целей - развитие биологического мышления Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный. ( Монтень )
4 Учение - путь к умению ( народная мысль ) Каждое умение формируется на основе учебных приёмов, т. е. приёмы трансформируются в умения. Изучив проект усовершенствованной программы по биологии, я постаралась приблизить преподавание к этой программе. В усовершенствованной программе этот материал определяется разделом « требование к знаниям и умениям ». Посредствам логики построения урока, постановки проблемы, стараешься пробудить мысль учеников, заставляешь их размышлять, сопоставлять, учить их анализировать, сравнивать, развиваешь способность к мышлению. Мышление – это процесс направления на овладение учениками новыми умственными действиями. С моей точки зрения необходим и процесс мотивации т. к. им можно управлять. Важно не упустить наиболее благоприятное время, связанное с возрастными особенностями детей, обучающихся в 5-8 классах
5 Традиционная форма урока Обучение в малых группах сотрудничества
6 - Наличие изучаемых объектов ( способствует вовлечению учащихся в разнообразную, познавательную деятельность в которой ребенок проводя наблюдение и опыты сам добывает знания, делает выводы, высказывает свои мысли и впечатления - Простор творчеству, сообразительности, самостоятельности, познавательной активности детей ( ученик должен почувствовать, что на уроке он может спорить с учителем, с текстом учебника, выдвигая свои доказательства и опровержение. - Учитель должен постоянно направлять активную деятельность учащихся, т. е. путь один - сотрудничество учащихся и учителя
8 Цель : - Сформировать единую естественнонаучную картину и повысить интерес не только к предмету, но и к процессу обучения в целом.
11 1. Устанавливает уровень интеллектуальных и практических знаний и навыков, подготовку учащихся к различным приёмам самостоятельной работы и выполнения всех требований учителя.( выяснения какие умения работы с книгой у них сформированы, как они работают с учебником ) 2. Формирование самостоятельного умения учащихся в группах. ( минимальная доля самостоятельности ; подробная карточка - инструкция ) 3. Увеличение дозы самостоятельности действия учащихся в группе. ( достигается тем, что задание и инструкции, кроме решений требовавших поиска, это и осознанное применение логических операций ) 4. Развитие познавательной самостоятельности. ( изучение материалов в группах с максимальной самостоятельной и практической нагрузкой учащихся )
12 Сегодня, когда изменился социальный заказ общества школе, ее выпускник должен быть всесторонне развитой личностью, способной самостоятельно решать встающие перед ним задачи и проблемы. Значит необходимы кардинальные изменения. Требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, умений осуществлять самоуправление учебно - познавательной деятельности. В моей же первоначальной работе : 1. не достаточно полно учитывалась психологическая подготовленность учащихся к поставленной работе ( проблеме ). 2. не отслеживалась индивидуальная траектория каждого ученика.
13 - создать условия для обобщения информации ( в том числе с использованием ИКТ ). - заинтересовать ученика, побуждая его к учебной деятельности ( сочетая элементы различных технологий ). - способствовать развитию творческого мышления, навыков самоанализа, рефлексии. Обучение должно способствовать : - принятию решения на основе анализа информации - взвешиванию альтернативных суждений. - определять причины возникновения проблемы, разрешать конфликты. - добывать информацию из различных источников ( в том числе и интернет ).
14 Во - первых, содержание обучения представляет законченные самостоятельные блоки, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Во - вторых, меняется форма общения учителя и ученика,( учитель - партнер ; учитель - наставник ). В - третьих, ученик работает в течении урока по своей индивидуальной траектории самостоятельно, а это максимум трудолюбия. В - четвертых, ученики достаточно времени общаются между собой, а значит формируется активное построение знаний – творческое мышление.
15 Данный блок позволяет каждому ученику испытать попробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований через различные приёмы - конструирование - создание объёмных моделей - имитация движения Данный блок позволяет каждому ученику испытать попробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований через различные приёмы - конструирование - создание объёмных моделей - имитация движения Данный блок настраивает школьников на серьёзный кропотливый труд, на глубокое осознание полученной информации, на её осмысление и стремление дойти до сути рассматриваемых проблем. Включает такие приёмы - мини сочинение - краткий конспект - логические схемы Вся работа детей данного блока проходит под знаком безусловной ценности каждого растения и животного, уважения и любви ко всему живому. Представлен следующими приёмами: - коллекционирование - наблюдение - экскурсия
17 Данная технология позволяет создать хороший психологический климат, познается объект или явление сообща. Обеспечивает соответствующую « подкормку » и предоставление школьникам расти самим по себе при конструктивной поддержки учителя. Дети эффективно, слаженно, продуктивно ищут решение, сильный помогает слабому. Малые группы работают сплочённо, быстро продвигаясь вперёд. Развиваются коммуникативные навыки у учащихся при самостоятельной работе. Осуществляется тесное взаимодействие при работе каждого ученика с другими членами группы. Проявляется заинтересованность в успехе всех участников, поскольку успех группы зависит от вклада каждого члена группы в отдельности.
18 Разработка уроков и дидактического материала Участие в конкурсах и семинарах разного уровня Разработка творческих проектов Публикации
23 Учебный год Районная олимпиада Зональная олимпиада Областная олимпиада место – Захаров Алеша ( 11- в кл.) 4 место – Маслов Владимир ( 9- б кл.) 3 место – Захаров Алеша ( 11- в кл.) участник место – Захаров Павел ( 10 кл ) 2 место – Карелина Юля ( 11- а кл.) 2 место – Захаров Павел ( 10 кл.) 3 место – Карелина Юля ( 11- а кл.) 5 место - Захаров Павел (10 кл.) участник место – Захаров Павел ( 10 кл.) 4 место – Разживина Настя (8- б кл.) Участник 3 место – Ломова Елена ( 9- а кл.) участник
24 Учебный год Научно практическая конференция и ее участники Уровень конференции Место 2006« Энергетический источник » Попов Р., Варганова С., Прокофьев М. (9 кл.) областнойучастник 2007« Зелёный друг » Пчелинцева М. (7- а кл.) школьныйучастник 2007« Наш воздух - наше здоровье » Петров А., Неподкосов А. (10 кл.) областной лауреаты 2008« В поисках чистой воды » Петров А. (11 кл.), « Примеси воздуха » Неподкосов А. (11 кл.) областной I место III место 2008« Витамины » Леонова А., Суворина И., Волкова А. (8 кл.) школьныйучастник 2008« Загрязнение среды тяжелыми металлами » Баркатин И. (10 кл.) Областной ( работа отправлена на всероссийский конкурс ) II место 2009« Тайна полновесного клубня » Сидорова К. (9- б кл.) районный II место
28 Данная система вовлекает обучающихся в познавательную деятельность, расширяет кругозор и формирует научное мировоззрение.
29 Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить школьников работать с учебником. М., Бондаренко С. М., Ротенберг В. С. Мозг. Обучение. Здоровье. М., Байярд Джин, Байярд Роберт. Ваш беспокойный подросток. М.,: Просвещение Дубровский Н. В., Круглова Б. С. Особенности обучения и психического развития школьников лет / Под ред. М., Брунов Е. П., Бровкина Е. Т. Формирование приёмов умственной деятельности учащихся / Е. П. Брунов, Е. Т. Бровкина - М.: Педагогика, 1981 г. Рубинштейн С. Л. Психологическая природа мыслительного процесса./ Основы общей психологии : В.2 т.- М.,1939- Т.1. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина.- М.: МГУ,1984 г. Кабанова - Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е. Н. Кабанова - Меллер,- М.: Просвещение ; 1968 Сайт в интернете
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.