Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемtest1291.ucoz.ru
1 Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 11 с углублённым изучением предметов художественно - эстетического направления » г. Рязани.
2 Комиссарова Любовь Васильевна. Во всём мне хочется дойти до самой сути. Б. Пастернак
3 ВАЖНЕЙШИЕ ЗАДАЧИ ШКОЛЫ : Формировать человека, обладающего глубокими знаниями ; Формировать человека коммуникабельного, творческого, способного решать самые сложные жизненные задачи ; Формировать в человеке систему нравственных ценностей.
4 Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей через посредство отечественного языка … К. Д. Ушинский.
5 Задача лингвостилистического анализа художественного текста : « Показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений ».
6 Лингвостилистический анализ текста - вид языкового анализа, практическое применение теоретических положений лингвистики текста, способ медленного и глубокого прочтения сложного текста, выявление его речевой технологии, смысловых нюансов и подтекстовой информации, выявление и объяснение наиболее ярких выразительных средств и приёмов текста, относящихся к разным языковым уровням.
7 Лингвостилистический анализ - способствует правильному пониманию текста ; - помогает осмыслить сюжет и идею произведения ; - раскрыть роль художественных средств ; - позволяет выявить особенности языка писателя ; - позволяет более глубоко изучить важнейшие лингвистические понятия.
8 « замедленное чтение »; анализ непонятных слов и выражений ; разбор ключевой лексики ; анализ языковой ситуации времени создания произведения ( сведения из истории языка ); толкование необычных языковых единиц, явлений, фактов ; проведение лингвопоэтического анализа ( необычный сюжет, композиция, жанр ); выявление авторской позиции.
9 Виды языкового разбора Фонетический ( чтение с определённой интонацией, звукопись, аллитерация, ассонанс, диссонанс ). Лексический ( выяснение значения семантики слов, идиом, синонимические, антонимические ряды, тропы ). Морфемный, словообразовательный, этимологический ( смысловые значения морфем, исторические процессы ). Морфологический и синтаксический ( уточнение смысла используемых конструкций с точки зрения временных, модальных, грамматических значений ). Стилистический ( понимание используемых автором средств языка ). Герменевтический ( понимание авторского замысла, выявление идеи произведения ).
10 Фонетический уровень анализа текста Комментирование неясных или важных для понимания смысла произведения звуковых фактов : аллитерация, ассонанс, диссонанс. Свищет ветер серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума.. С. А. Есенин.
11 Лексический уровень анализа текста Комментирование неясного значения слов : Устаревшая лексика и неологизмы ; Окказионализмы ; Стилистически окрашенная лексика ; Синонимы и антонимы, в том числе и контекстные ; Фразеологизмы ; Тропы. ( Пример : стихотворение А. С. Пушкина « Пророк »)
12 Толкование интересных с точки зрения морфемного состава слов. Выявление значения морфем : высокое, ироничное, пренебрежительное, уменьшительно - ласкательное и т. д. Пример : произведения В. Маяковского.
13 Внимание к словам определённой части речи в пределах литературного произведения Выявление необходимости использования слов той или иной части речи : глаголов ( повествование ), прилагательных ( описание ), существительных ( создание образа ) и т. д. Пример : А. А. Фет « Шёпот, робкое дыханье …», К. Д. Бальмонт « Безглагольность ».
14 Синтаксический уровень Роль предложений разных конструкций : Односоставные и неполные Разные виды сложных предложений Осложнённые однородными и обособленными членами Периоды Поэтические фигуры речи. Пример : стихотворение М. Ю. Лермонтова « Когда волнуется желтеющая нива..»
15 Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка Банк предложений для синтаксического разбора с интересными языковыми явлениями ( аллитерация ). Рябину Рубили Зорькою. Рябину Рубили Горькую. Рябина – Седыми спусками. Рябина ! Судьбина Русская. ( М. Цветаева )
16 Р АБОТА НАД ТРОПАМИ. Т АМ С УТРА НАД ЦЕРКОВНЫМИ ГЛАВАМИ ГОЛУБЕЕТ НЕБЕСНЫЙ ПЕСОК, И ЗВЕНИТ ПРИДОРОЖНЫМИ ТРАВАМИ ОТ ОЗЁР ВОДЯНОЙ ВЕТЕРОК. С.А. Е СЕНИН.
17 Т РОПЫ И ФИГУРЫ РЕЧИ. Осень поздняя. Небо открытое. И леса сквозят тишиной. Прилегла на берег размытый Голова русалки больной. А. Блок. - инверсия; - тропы; - синтаксический параллелизм;
18 Л ИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. Система работы над лексическими понятиями (активная и пассивная лексика, употребление лексики с точки зрения её происхождения, эмоциональной окраски). Выяснение лексического значения слов и фразеологизмов. Этимологическая справка. Лингвистический эксперимент. Лексический разбор.
19 Л ИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Система работы на уроках изучения синтаксиса и пунктуации: Стилистическая роль односоставных и неполных предложений; Стилистическая функция предложений с однородными членами; Поэтические фигуры речи.
20 Л ИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 1. Урок «Тире между подлежащим и сказуемым» на примере стихотворений М. Цветаевой «Имя твоё – птица в руке..» и А.Белого «Мои слова – жемчужный водомёт». 2. Урок «знаки препинания при сравнительных оборотах» на примере стихотворений М.Ю. Лермонтова «Как мальчик кудрявый, резва» и А.К. Толстого «Ты жертва жизненных тревог». 3. Урок «Роль различных видов сказуемого в художественном тексте» на примере стихотворения Н.Гумилёва «Картина в Лувре работы неизвестного».
21 Лингвостилистический анализ на уроках литературы. Способствует правильному пониманию текста Помогает осмыслить сюжет и идею произведения Помогает выявить художественные средства, использованные автором для достижения цели Позволяет обратить внимание на некоторые особенности языка писателя, поэта, его художественной манеры.
22 Лингвостилистический анализ на уроках литературы Полный анализ художественного текста (3 – 4 текста в год ) Частичный анализ художественного текста ( в течение года ).
23 Как меняется лирический герой и его чувства ? Любовь юноши – одухотворённое страдание ; настроение тоски и разочарования. Любовь человека возмужалого, духовно окрепшего, умеющего дорожить чувствами. Любовь возвышенная, готовность к самопожервованию во имя высокого чувства. Любовь возводится на уровень святости. Лирический герой – человек, умудрённый жизненным опытом. « Желание » (1816 г.): анализ лексических средств. « Сожжённое письмо » (1825 г.): анализ синтаксиса и смысловых знаков препинания. « Я вас любил » (!828 г.): анализ композиции и синтаксиса. « Мадонна » (1830 г.): анализ лексики.
24 А. С. Пушкин « Зимний вечер », « В дороге ». М. Ю. Лермонтов « Когда волнуется желтеющая нива » Н. В. Гоголь « Чуден Днепр при тихой погоде » И. С. Тургенев « Касьян с Красивой Мечи » Л. Андреев « Иуда Искариот » И. А. Бунин « Чистый понедельник » А. Блок « Соловьиный сад », « Сольвейг, ты прибежала на лыжах ко мне..» С. Есенин « Письмо женщине » В. Маяковский « Облако в штанах » М. Цветаева « Тоска по родине » Д. Кедрин « Зодчие » и А. Вознесенский « Мастера ».
25 Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле – печаль. И долговечней царственное слово. А. Ахматова
26 Мои достижения
27 В который раз завела хоровод листьев осенняя вьюга… Небо – огромное небо – поёт; Всё повторяется снова, по кругу.. Снова звучат – через ветер – слова, Снова – из сердца – рвутся звуки! Клёна вихрастая голова Весь небосвод закрывает широкий!
28 Слово – слышать, слово – петь! Всем показать, как звучит оно! Мягким светом сердцу гореть, Видно, учителю суждено…
29 Словом-искрою воспламенять Юные, светлые, чистые взгляды! Связь между нами – тонкая нить, Связь между нами – награда!
30 Всем спасибо !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.