Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемwww.niro.nnov.ru
1 Школьная воспитательная система: становление и развитие
2 ШВС Сложное социально-педагогическое образование Включает в себя комплекс взаимосвязанных компонентов: исходную концепцию, деятельность, субъекты деятельности, отношения, освоенная среда, управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему Социальный конструкт научная школа Л.И.Новиковой (Н.Л.Селивановой, В.А.Караковского, Ю.С.Мануйлова, П.В.Степанова, Д.В.Григорьева, И.В.Кулешовой и др.)
3 Система воспитательной работы – система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленной цели Система воспитания совокупность оригинальных теоретических положений и выстраиваемых на их основе воспитательных стратегий, разработанных и применяемых каким-либо педагогом
4 Подход в воспитании – ориентация педагога при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности (Е.Н.Степанов) Принципы воспитания – общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил и рекомендаций (А.В.Мудрик)
5 Функции в.с.: Развивающая (стимулирование + изменений в личности субъектов воспитания, на обеспечение развития коллектива ОУ); Интегрирующая (соединение в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий); Регулирующая (упорядочение педагогических процессов и их влияния на личность ребёнка, ученический и педагогический коллективы);
6 Защитная (повышение уровня социальной защищённости уч-ся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на ребёнка); Компенсирующая (создание условий в ОУ для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребёнка, развитии его способностей); Корректирующая (осуществление педагогически целесообразной коррекции поведения ребёнка с целью уменьшения силы негативного влияния на развитие его личности).
7 Системообразующая деятельность: Реально соответствует целям ВС; Выражает коллективную потребность и является значимой для большинства учащихся; Педагогический коллектив высокопрофессионально владеет методикой её использования в воспитании; Способствует формированию связей с другими видами деятельности; Существуют финансовые, материально-технические и другие предпосылки для её развития.
8 Этапы развития ОУ как воспитательной системы: Этап становления (1, года) Этап становления (1, года) Этап стабильного развития Этап стабильного развития Этап функционирования ОУ как ВС Этап функционирования ОУ как ВС Этап обновления (либо кризиса) Этап обновления (либо кризиса)
9 Этап становления - особенности: Цели аморфны Цели аморфны Расхождение между желаемым и воплощаемым Расхождение между желаемым и воплощаемым Приподнятое настроение часто сменяется апатией Приподнятое настроение часто сменяется апатией Нет коллектива – есть отдельные группы и лидеры Нет коллектива – есть отдельные группы и лидеры Дискуссии возникают и в среде школьников Дискуссии возникают и в среде школьников Начинает формироваться актив, на что не все одинаково реагируют Начинает формироваться актив, на что не все одинаково реагируют Господствуют эмоциональные отношения у детей и взрослых Господствуют эмоциональные отношения у детей и взрослых Формируется системообразующая деятельность Формируется системообразующая деятельность
10 Обратить внимание: Формирование концепции школы Создание опережающих ситуаций, моделирующих будущую систему (ключевые дела) Введение новаций м.б. как стабилизирующим, так и дестабилизирующим фактором
11 Этап стабильного развития – особенности: Цели сформированы, осознаны, приняты Развивается общешкольный коллектив, межвозрастное общение, школьные объединения Усложняется деятельность в сфере самоуправления, рождаются коллективные традиции Соотносятся деловые и эмоциональные отношения
12 Обратить внимание Опережающее развитие ученического коллектива Неудовлетворённость тем, что получается Преобладание хаоса над порядком Сложные взаимоотношения с окружающей средой Потребность в создании школьной психологической службы, пресс-центра
13 Этап функционирования ОУ как ВС - особенности: Появляется чувство школы Происходит педагогизация ученической среды Действуют механизмы воспроизводства (ритуалы, традиции) В ученической среде возникает интерес к науке Возникает много друзей вовне ОУ Интенсивное самоуправление Возможно наличие личных творческих планов у педагогов
14 Оценка эффективности ВС: Критерий факта: наличие в концептуальной части программы развития модели ШВС, основанной на гуманистическом подходе; наличие в концептуальной части программы развития модели ШВС, основанной на гуманистическом подходе; наличие действенного самоуправления в школе; наличие действенного самоуправления в школе; наличие единого воспитательного коллектива школы, живущего по своим выработанным законам, правилам, привычкам, традициям, и чувства общности как у взрослых, так и у детей; наличие единого воспитательного коллектива школы, живущего по своим выработанным законам, правилам, привычкам, традициям, и чувства общности как у взрослых, так и у детей; упорядоченность жизнедеятельности этого коллектива (при сохранении зон «хаоса»): разумное размещение в пространстве и во времени всех событий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность, координация и интеграция всех планов и действий, учебной и внеучебной работы; упорядоченность жизнедеятельности этого коллектива (при сохранении зон «хаоса»): разумное размещение в пространстве и во времени всех событий, их педагогическая целесообразность, необходимость и достаточность, координация и интеграция всех планов и действий, учебной и внеучебной работы; наличие воспитательных центров или комплексов; наличие воспитательных центров или комплексов; педагогически целесообразная организация среды школы как внутренней (предметно-эстетической, пространственной, информационной, духовной), так и взаимодействия с внешней (экологической и социальной); педагогически целесообразная организация среды школы как внутренней (предметно-эстетической, пространственной, информационной, духовной), так и взаимодействия с внешней (экологической и социальной); наличие в школе своей субкультуры, приобщение к которой происходит путём воспроизведения историй о её героях; участия в е.ё ритуалах; разъяснения её задач и их реального осуществления наличие в школе своей субкультуры, приобщение к которой происходит путём воспроизведения историй о её героях; участия в е.ё ритуалах; разъяснения её задач и их реального осуществления
15 Критерий качества: - опыт гуманистического взаимодействия: доброжелательная обстановка, взаимовыручка и взаимоподдержка. Нормы поведения определяются самими воспитанниками и педагогами так, чтобы они были справедливыми для всех, нарушения сведены к минимуму; - опыт творческой активности в реализации своих способностей, приобретённый воспитанниками; - степень удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов ОУ и отношениями в нём (психологический комфорт); - положительная динамика развития каждого воспитанника; - удовлетворённость выпускников своим решением задач собственного социокультурного и психического развития, своей социализацией (отсроченный результат); - динамика детских правонарушений в ОУ; - удовлетворённость запроса учащихся на внеурочные формы развития (кружки, клубы, секции, конкурсы, соревнования и т.п.).
16 Управление ВС - Управление процессом её развития как целостной системы (связи между этапами развития) Управление процессом её развития как целостной системы (связи между этапами развития) Управление, нацеленное на создание и укрепление этой целостности ( связи между компонентами системы) Управление, нацеленное на создание и укрепление этой целостности ( связи между компонентами системы) Управление, корректирующее включённость каждого ребёнка и взрослого в систему коллективных дел и отношений в наиболее благоприятной для него позиции ( локальный уровень) Управление, корректирующее включённость каждого ребёнка и взрослого в систему коллективных дел и отношений в наиболее благоприятной для него позиции ( локальный уровень)
17 Управление ВСШ 1. Качественное преобразование системы воспитательной работы, переход с «мероприятивного» уровня на уровень «системы ключевых дел» (как педагогических комплексов: урочных и внеурочных); на уровень «системы ключевых дел» (как педагогических комплексов: урочных и внеурочных); 2. Актуализация воспитательного потенциала учебного процесса через обращение к ценностным аспектам знаний, через межпредметную интеграцию;
18 3. Поддержка на уровне школы процессов коллективообразования классов (включение их в общешкольные события, повышение статуса классного руководителя в школе и др.); 4. Стимулирование детского внутришкольного самоуправления (не копирование взрослого, а режим соуправления);
19 5. Обеспечение конструктивного взаимодействия и сотрудничества педагогического, ученического и родительского сообщества в рамках общешкольного коллектива; 6. Обеспечение учебного процесса различными формами дополнительного образования (повышающими качество обучения); 7. Поддержка профессионального самоопределения педагогов в позиции воспитателя.
20 Адаптивное управление ВС: учитывает внутренние тенденции развития системы, создаёт условия для оптимального развития той или иной тенденции, основано на малых воздействиях в резонансных точках, приводящих к большим результатам.
21 Стратегии управления извне развитием ВС: Стратегия поддержки: выявление и организационная поддержка самостоятельно зародившихся воспитательных систем; Стратегия консалтинга: инициирование деятельности авторской группы, дальнейшее научное сопровождение процесса развития ВС, когда будущее состояние моделируется изнутри и извне; Стратегия инициирования: задание опытных образцов, обучение теории систем и методике моделирования и управления развитием ВСШ (путём создания в территории «насыщенного раствора», в котором начинаются процессы «кристаллизации»); Стратегия создания ВСШ через создание территориальных воспитательных пространств: центр деятельности переносится на формирование ВП, которое затем «провоцирует» возникновение ВС в учреждениях.
22 Классификация групп педагогов в ГВСШ Уровень социально- психологической включённости педагогов в жизнь системы Отношение педагогов к гуманистическим идеям и ценностям Педагоги, принявшие ценности системы (сторонники) Педагоги, не принявшие идей системы (оппозиция) Конъюнктурно- конформистская группа педагогов (лавирующие) Индифферентная группа педагогов (равнодушные) Высокий Единомышлен- ники Индивидуалист ы Активные попутчики Формалисты Средний СподвижникиКонсерваторыВыжидающиеНаблюдатели Низкий ОдобряющиеНепримиримые противники Конъюнктурные соперники Активно противодействующ ие включению в любую деятельность
23 Типология ВС Гуманистическая ВС Нормативно- гуманистическая ВС Авторитарная ВС «Чёрная» ВС, ВС - секта
24 Организовать в школе «воспитание-жизнь» как наивысший уровень воспитательного процесса возможно только через гуманистическую воспитательную систему (А.В.Гаврилин)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2023 MyShared Inc.
All rights reserved.