Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmou12-omsk.3dn.ru
1 Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
2 2 Законодательная база Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Закон РФ «Об образовании» устанавливают, что государство должно обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных ОУ
3 Светское образование независимое от религиозного санкционирования или давления, от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям, не направленное на профессиональную религиозную (духовную) подготовку служителей религиозного культа, на обучение или навязывание какой-либо религии, на катехизацию («воцерковление») совокупность соответствующих преемственных образовательных программ и научно-методического обеспечения. 3
4 Светскость образования 1. Гарантии свободы мировоззренческого выбора: недопустимость общеобязательной религии; равенство прав каждого независимо от убеждений или отношения к религии; обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу убеждений обеспечение добровольности при обучении религии или изучении религиозной культуры, недопустимость принуждения к определению своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию в религиозных обрядах и праздниках, участию в деятельности и мероприятиях религиозных объединений. 2. Светскость внутреннего устройства и деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений и органов управления образованием 3. Запрет открытого ношения элементов религиозной одежды и знаков религиозной принадлежности преподавательским и административным составом ОУ, что не исключает ношения нательных знаков религиозной принадлежности в той мере, в какой это обосновано свободой совести и выражения религиозных убеждений; светскость профессиональной этики. 4
5 Религиозная нейтральность используемых учебных программ и учебной литературы Светскость государственных образовательных стандартов; Ненаправленность преподавания образовательными учреждениями знаний о религии на вовлечение учащихся в религиозное объединение; осуществление государственного контроля за недопущением в используемых учебных программах и учебной литературе положений, возбуждающих ненависть либо вражду, унижающих достоинство или пропагандирующих неполноценность человека либо группы лиц по признаку отношения к религии. В любом случае, светскость образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не препятствует преподаванию ими учащимся знаний о религии и религиозной культуре. 5
6 Религиозное образование Термины «религиозное образование» и «обучение религии» введены статьей 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от ФЗ. П. 1 ст. 5: «Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими». П. 4 ст. 5: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы». 6
7 Религиозное образование – часть свободы совести Ст. 28 Конституции РФ, гарантирует каждому человеку свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Всеобщая декларация прав человека: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов» (ст.18) Конвенция о правах ребенка: «Государства–участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка…» «Государства–участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии…» 7
8 Право граждан на получение образования в соответствии со своей национально-культурной и религиозной идентичностью право на сохранение национальной культуры, на культурное развитие, на доступ к культурным ценностям и на участие в культурной жизни, право народов на самоопределение и свободное установление и осуществление своего культурного развития. право на духовное благополучие. право на духовное развитие в условиях свободы и достоинства. право родителей на выбор воспитания и образования для своих малолетних детей. право на воспитание в ребенке уважения к его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает. 8
9 9 Обучение религии. Международные нормы Международные правовые нормы устанавливают, что «государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такие образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям» (Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образования, Протокол 1 к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод).
10 10 Обучение религии в РФ - Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (статья 5) закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (под обучением религии понимается преподавание основ вероучения) - Приказ Минобразования России от 1 июля 2003 г «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ» (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 2003 г. 4955).
11 История вопроса письмо Министерства образования Российской Федерации от ин/16 – о возможности получения российскими школьниками знаний по учебному предмету «Православная культура» на основе добровольного выбора ими этого учебного курса. 11
12 12 - В целях подготовки согласованных предложений по вопросу изучения истории и культуры религии (православия) в системе образования приказом Минобрнауки России от 17 марта 2006 г. 55 создана совместная рабочая группа, в состав которой вошли представители Русской православной церкви (РПЦ), Минобрнауки России, академических институтов, ведущих вузов; - рабочей группой в 2007 г. разработано Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта РФ и епархии РПЦ и направлено в субъекты РФ письмом 13 июля 2007 г В письме было рекомендовано заключать подобные соглашения с централизованными религиозными организациями других религий России
13 13 Основные события в истории вопроса 17 января 2008 г. в ходе совещания под руководством заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Калины И.И. было принято решение о формировании при группе разработчиков проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на базе Российской академии наук (РАО) поликонфессиональной группы – рабочей группы РАО (протокол ИК-3/03 от 17 января 2008 г.)
14 14 Основные события в истории вопроса В ноябре 2008 г. состоялось заседание рабочей группы РАО при участии представителей Республики Татарстан и сотрудников Института российской истории Российской академии наук (авторский коллектив учебного пособия «История Религий»). На заседании был рассмотрен опыт Республики Татарстан по духовно-нравственному воспитанию молодежи и использованию указанного учебного пособия в образовательных учреждениях республики.
15 15 Поручение Президента РФ ( ) Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 18-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)
16 16 Основные события в истории вопроса Распоряжение Правительства РФ от 29.X р утвердило: - план мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - ОРКСЭ); - перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в годах в апробации комплексного учебного курса; - состав Межведомственного координационного совета, предложенный Минобрнауки РФ для обеспечения контроля и координации осуществления плана.
17 17 Основные события в истории вопроса Апробация введения ОРКСЭ состоялась в 21 регионе РФ (представители СФО – Красноярский край, Новосибирская и Томская области). 7 ноября 2011 года итоги подведены на Всероссийском семинаре- совещании в АПК и ПКРО в г. Москве, с представлением положительного опыта ряда регионов.
18 18 Выбор модулей обучающимися на этапе апробации «Основы светской этики» - 42%, «Основы православной культуры» - 30 %, «Основы мировых религиозных культур» - 18 %, «Основы исламской культуры» - 9 %, «Основы буддийской культуры» - 1 %, «Основы иудейской культуры» - менее 1 %.
19 Правовые и нормативные основы разработки предмета ОРКСЭ Конституция РФ (ст.13, 14); Законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях»; Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г.; Нормативные акты, изданные Минобрнауки России. 19
20 20 Религия как часть мировой культуры Следует различать процессы обучения школьников религии и обучения (знакомства) обучающихся с культурологическими и религиоведческими дисциплинами. Изучение исторических и культурных основ религий в системе образования должно формировать у обучающихся представление о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, являться основой воспитания межнациональной, межконфессиональной толерантности, способствовать осознанному выбору мировоззрения
21 21 Знания о религии в школьных предметах В настоящее время знания об исторических и культурных основах религий в рамках общеобразовательных предметов включены отдельными темами в курсы истории, литературы, обществознания, мировой художественной культуры, преподаются в форме факультативных занятий, элективных или специальных курсов.
22 Культурологический принцип Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
23 Основы культурологического подхода: -направлен на формирование культурологической компетентности учащихся; -отсутствие позиции катехизации (индоктринации); -отсутствие доминирующих позиций какой- либо традиции перед другими; -воспитательный характер; -минимизация конфликтных факторов; -направлен на формирование поликультурной компетентности.
24 Для чего вводится курс ОРКСЭ? Введение предмета ОРКСЭ определяется необходимостью существенного усиления воспитательных функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и традиционными религиозными организациями, другими субъектами социализации ребенка. ОРКСЭ направлен на духовную консолидацию российского общества, укрепление его традиционных нравственных основ средствами образования. 24
25 Принципы : - Соблюдение конституционных принципов светского характера российского государства - Сотрудничество органов исполнительной власти с религиозными организациями - Содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению - Обеспечение учета запросов граждан 25
26 Ожидаемые эффекты от введения комплексного учебного курса - Формирование этического самосознания - Содействие улучшению взаимоотношений детей и родителей - Повышение интереса к истории и культуре страны, своей родословной, семейным традициям 26
27 Цели курса ОРКСЭ Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (закреплена ФГОС). Цель курса - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. 27
28 Задачи курса ОРКСЭ 1.знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; 2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; 3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; 4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. 28
29 Примерный перечень необходимых нормативно-правовых актов при введении курса ОРКСЭ на уровне ОУ - «Об организации выбора модуля комплексного курса ОРКСЭ родителями и обучающимися 4-х классов» - «О назначении учителя для преподавания комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"»; - «О внесении изменений в учебный план на 2012/2013 учебный год»; - «О распределении учебной нагрузки»; - «О формировании групп по изучению учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»; 29
30 Внутришкольное управление внедрением ОРКСЭ Организация методического объединения учителей модулей курса ОРКСЭ (общая цель – оптимизация нравственного воспитания школьников) Контроль за качеством проведения уроков (открытость для администрации и родителей). Контроль – форма помощи учителю. Активная работа с родителями, привлечение их к разработке содержания и проведения воспитательного процесса в рамках внеурочной деятельности. Проведение психолого-педагогического мониторинга нравственного воспитания обучающихся. 30
31 Трудности апробации Содержательные. Система безотметочного оценивания не проработана авторами курса. Научно-педагогические. Не разработан мониторинг личностных, метапредметных результатов курса, оценки достижений обучающихся их личностных приращений в духовно-нравственном развитии. Профессиональные. Учителя испытывают потребность в дополнительном повышении квалификации по вопросам методики духовно-нравственного воспитания, реализации современных образовательных технологий приобщения к ценностям и религиоведческих знаний. Коммуникативные. Недостаточно реализована одна из основных идей курса, предполагающая взаимодействие с родителями. Основная нагрузка легла на учителей курса, которым приходилось преодолевать отчуждение, безразличие руководителей ОУ и Управляющих советов, не подготовленных к новым задачам.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.