Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.svetlogorsk-edu.ru
1 Учебный комплекс 1. М.Т. Баранова, Т. А. Ладыженской и др. (5 – 7-е классы); Научный редактор Н.М. Шанский 2. С.Г.Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко (8 – 9-е классы)
2 Концентрически-линейный принцип построения Например, в 5 классе после повторения идет вводный курс синтаксиса, затем фонетика (полностью), части слова, лексика частично, морфология: существительное, прилагательное, глагол (частично); В 6-м – снова лексика (слова исконно- русские и заимствованные, общеупотребительные и ограниченного употребления) и фразеология; словообразование; снова части речи.
3 5 класс Морфология – самая удачная часть учебника. Общие сведения изложены стройно, с привлечением интересных – веселых и познавательных – текстов. Схема построения материала раздела «Морфология»: Знакомство с языковым явлением Знакомство с языковым явлением Наблюдение Наблюдение Привлечение своего опыта Привлечение своего опыта Освоение Освоение Осмысление и практика Осмысление и практика Закрепление Закрепление
4 Посмотрите вокруг себя. Всюду вас окружают предметы. И слова, называющие эти предметы, являются _______. Предметы обладают признаками, которые в языке передаются с помощью _______. Предметы, явления окружающего мира можно измерить, определить их количество. Для этого используются числительные. Предметы производят действия, которые обозначаются _______. Упражнение 458. Подсчитайте, сколько частей речи указано в данном выше тексте. Упражнение 459 – экскурс в историю частей речи. Упражнение 460 знакомит учащихся с частью речи, не изучаемой в школе, - словами категории состояния, как назвал ее академик Л.В. Щерба, но в общем списке частей речи категория состояния отсутствует) Упражнение 463 – упражнение по различению слов, «для определения написания которых нужно знать, какой часть речи является слово», таким образом совмещается морфологическая тема с орфографической.
5 «Словообразование» - такого раздела в учебнике нет; нет и в оглавлении. Иногда только встречаются отсылки к этому разделу: Упражнение 445. Составьте диктант из 50 – 70 слов на правила, изученные в разделе «Словообразование». Упражнение 445. Составьте диктант из 50 – 70 слов на правила, изученные в разделе «Словообразование». В параграфе «Изменение и образование слов» есть только одна загадочная фраза, посвященная словообразованию: «При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением…» В параграфе «Изменение и образование слов» есть только одна загадочная фраза, посвященная словообразованию: «При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением…» Просто, но стилистически неуклюже вводится понятие нулевого окончания: «Среди окончаний может быть нулевое окончание, т.е. которое звуками не выражено» Просто, но стилистически неуклюже вводится понятие нулевого окончания: «Среди окончаний может быть нулевое окончание, т.е. которое звуками не выражено» Уместно и замечание о разнице в выражениях «имеет окончание» и «оканчивается на…» Уместно и замечание о разнице в выражениях «имеет окончание» и «оканчивается на…»
6 Раздел «Морфемика. Орфография. Культура речи.» начинается с параграфа «Морфема – наименьшая значимая часть слова» (тенденция выдвижения на первое место морфемики и орфографии прослеживается по всему комплексу) Раздел «Морфемика. Орфография. Культура речи.» начинается с параграфа «Морфема – наименьшая значимая часть слова» (тенденция выдвижения на первое место морфемики и орфографии прослеживается по всему комплексу) В параграфах «Суффикс» и «Приставка» много хороших, полезных упражнений на морфемный анализ, но только в упражнении 390 идет речь о словообразовании: «Выделите суффиксы, с помощью которых образованы названия лиц (людей) по роду их занятий, по профессии» В параграфах «Суффикс» и «Приставка» много хороших, полезных упражнений на морфемный анализ, но только в упражнении 390 идет речь о словообразовании: «Выделите суффиксы, с помощью которых образованы названия лиц (людей) по роду их занятий, по профессии» Чередование, очень важная для словообразования тема, представлена в виде таблицы (чередование согласных), а чередование гласных только в единичных корнях Чередование, очень важная для словообразования тема, представлена в виде таблицы (чередование согласных), а чередование гласных только в единичных корнях
7 6 класс «Словообразовательный разбор слова – это выяснение того, как образовано слово, т.е. от чего и с помощью чего». Дается сравнительная таблица с планом морфемного разбора слова и словообразовательного с указанием последовательности действий. От чего образуются слова, об этом ни в одном учебнике не говорится. Нет терминов «исходное слово», «производящая основа».
8 План словобразовательного разбора Дать толкование лексического значения слова. Дать толкование лексического значения слова. Сравнить состав данного слова с однокоренными, выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано. Сравнить состав данного слова с однокоренными, выявить ту часть слова, с помощью которой оно образовано. Определить, от чего образована основа. Определить, от чего образована основа. Но! При словообразовании сравнивать производное слово нужно не с любым однокоренным, а с ближайшим, исходным для данного слова. Не выделены формообразующие аффиксы; -ть в глаголах считается окончанием, ва не суффиксом. -ть в глаголах считается окончанием, ва не суффиксом.
9 7 класс Основной раздел: «Морфология и орфография. Культура речи» Содержит сведения о причастии, деепричастии, наречии, служебных частях речи. 2 параграфа знакомят с категорией состояния.
10 Упражнение 234. Подберите (почему «не образуйте от них?» к прилагательным однокоренные наречия и запишите словосочетания «глагол + наречие», обозначьте условия выбора н и нн в наречиях. Глядеть, груст(н,нн) ый; дружелюб(н, нн)ый, взглянуть; присталь(н,нн)ый посмотреть; глядеть вниматель(н,нн)ый; взволнова(н,нн)ый рассказывать.
11 8, 9 классы Нацелены на «Синтаксис и пунктуацию». Важные темы рассматриваются в соответствии с научной традицией. Теория представлена в виде определений, дополнительной информацией в примечаниях, таблицах.
12 Некоторые особенности учебников: Ориентированы на выработку орфографических и пунктуационных навыков. Ориентированы на выработку орфографических и пунктуационных навыков. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение. Каждая тема завершается повторением пройденного Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение. Каждая тема завершается повторением пройденного Теоретическая часть учебников соответствует традиционной концепции, принятой в школьном курсе русского языка. Теоретическая часть учебников соответствует традиционной концепции, принятой в школьном курсе русского языка. В меньшем объеме представлены и менее других разработаны разделы «Фонетика» и «Словообразование». В меньшем объеме представлены и менее других разработаны разделы «Фонетика» и «Словообразование». Орфография и пунктуация признаются равноправными разделами науки, как морфология и синтаксис. Орфография и пунктуация признаются равноправными разделами науки, как морфология и синтаксис.
13 В основу работы по орфографии положено понятие «орфограммы» и ее «опознавательных принципов». В основу работы по орфографии положено понятие «орфограммы» и ее «опознавательных принципов». Громоздкая терминология, сопровождающая все упражнения по орфографии, частая смена видов работ, выполнение в одном упражнении разнонаправленных действий – особый стиль данных учебников. Громоздкая терминология, сопровождающая все упражнения по орфографии, частая смена видов работ, выполнение в одном упражнении разнонаправленных действий – особый стиль данных учебников. Теоретические сведения даются в определениях, правилах, частью в заданиях к упражнениям. Теоретические сведения даются в определениях, правилах, частью в заданиях к упражнениям. Терминами комплекс не перегружен. В объяснениях и формулировках избирается практическая направленность, а не научная. Терминами комплекс не перегружен. В объяснениях и формулировках избирается практическая направленность, а не научная. Упражнения по синтаксису и пунктуации состоят преимущественно из отдельных предложений, в учебнике недостаточно связных интересных текстов. Упражнения по синтаксису и пунктуации состоят преимущественно из отдельных предложений, в учебнике недостаточно связных интересных текстов.
14 Преобладают упражнения по образцу, не требующие исследования, творческого осмысления явлений и не способные вызвать интерес у учащихся. Преобладают упражнения по образцу, не требующие исследования, творческого осмысления явлений и не способные вызвать интерес у учащихся.
15 Стандарты второго поколения Содержание курса на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие компетенций: коммуникативная компетенция; коммуникативная компетенция; языковая и лингвистическая; языковая и лингвистическая; культуроведческая; культуроведческая;
16 В примерной программе выделяют 3 содержательные линии: содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
17 Федеральный базисный (образовательный) учебный план предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов: 5 класс – 175 часов 6 класс – 210 часов; 7 класс – 140 часов; 8 класс – 105 часов; 9 класс – 105 часов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.