Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемmcx-consult.ru
1 Проблемы развития АПК России на новом этапе и пересмотр парадигмы стратегических решений Козлов Вячеслав Васильевич, д.э.н., профессор
2 ВТО: проблемы нашего программирования 18 лет вступали в ВТО, а действовали будто бы условия членства в этой организации нас не касаются! В частности в проекте Госпрограммы развития сельского хозяйства …на годы имеются: Субсидии на молоко по 3 руб. за 1 кг : в 2013 году млн. руб. или $ 0,3 млрд. ( ~ 3% от АMS); в 2020 году млн. руб. или $ 0,47 млрд. ( ~ 11% от АMS)! Субсидии на льготное кредитование: в 2013 году млн. руб. или $ 3,0 млрд. ( ~ 32% от АMS); в 2020 году млн. руб. или $ 4,1 млрд. ( ~ 91% от АMS)!
3 ВТО: ориентиры нашей Стратегии Но если в первую очередь: холдинги, крупный агробизнес – то один сценарий, а фермеров и, тем более, все МФХ – то другой сценарий. если просто развитие производства, как сейчас – старая тема; если развитие конкурентоспособного производства – НОВАЯ ТЕМА то это совсем другая, НОВАЯ ТЕМА! Минсельхоз России предпринимает отчаянные попытки внесения изменений в Госпрограмму, но… СТРАТЕГИЧЕСКИХ БЕЗ РЕШЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ: КОГО ПОДДЕРЖИВАЕМ?; РАДИ ЧЕГО ПОДДЕРЖИВАЕМ? Конечно же всех сельскохозяйственных товаропроизводителей!
4 Общинного человечка Общинного человечка, безземельного и безответственного, Стратегия то наша Стратегия в поддержке крупных хозяйств с многозвенными оргструктурами и многочисленными наемными работниками, хозяйств, способных конкурировать только между собой ( производительность труда 600 – 900 тыс. руб./чел. в год ) ( производительность труда 600 – 900 тыс. руб./чел. в год ). Хозяйств, нуждающихся в «хорошей» таможенной защите и материальной поддержке «по полной программе». ВТО: альтернативы выбора стратегических решений На формирование какого типа селянина мы рассчитываем?
5 ГРАЖДАНИНА, Если же мы рассчитываем на сельского ГРАЖДАНИНА, ответственного собственника своих земли и животных или достойного квалифицированного работника, Стратегия то наша Стратегия – в поддержке развития конкурентоспособного фермерства и ООО с немногочисленными наемными работниками ( производительность труда 1800 – 3600 тыс. руб./чел. в год ). ВТО: альтернативы выбора стратегических решений А если уж оказывать прямую поддержку, то фермеру на земле, а не хозяину многотысячных гектаров в Москве!
6 Кредитной кооперацией Кооперацией в хранении и переработке Снабженческо- сбытовой кооперацией Обеспечены государственной поддержкой Надежной правовой базой Целевой адресной, стимулирующей матподдержкой (десятки программ) В получении инноваций и помощи в их освоении ОДНАКО ТАКИЕ ХОЗЯЙСТВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ: Охвачены системами некоммерческой кооперации
7 Сельский консультант обеспечивает развитие: 2. Постоянно следит за состоянием дел у фермера и вовремя предупреждает о назревающих проблемах. (Алтайский край) 1. Выявляет наилучшие варианты использования новшеств и знакомит с ними своих клиентов – фермеров, помогает использовать в конкретных условиях фермы. (Нижегородская область)
8 Сельский консультационный центр – служба одного окна : ПОМОЖЕТ: 1.Сделать маркетинговую оценку возможных видов бизнеса. Подобрать инновационные технологии 2. Подобрать инновационные технологии. РАЗРАБОТАЕТ: Проект развития бизнеса и оформит необходимые документы для получения финансовых средств. Проект развития бизнеса и оформит необходимые документы для получения финансовых средств. ДОВЕСТИ РАБОТЫ ДО КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ ПОМОЖЕТ: Получить кредитные ресурсы и
9 Ориентировать аграрную науку и образование на практику Нужны творческие коллективы, способные создавать инновации и обеспечивать их передачу производству и в системы консультирования Нужны не отдельные НИИ и аграрные университеты, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ а ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ, готовить классных специалистов способные также готовить классных специалистов В первую очередь государственные и региональные фонды (платежные агентства), оперативно предоставляющие: -ГРАНТЫ на науку, создание и трансфер инноваций, подготовку магистров и повышение квалификации; -ЦЕЛЕВЫЕ субсидии на поддержку освоения инноваций. Нужны механизмы поддержки «ростков будущего»!
10 Научно-технический потенциал инновационной системы АПК ,6 88,9 Объем финансирования научных исследований, млн. руб. Россельхозакадемия Государственные научные учреждения Федеральные государственные унитарные предприятия Общая численность 27,8 тыс. человек В том числе: Доктора наук – 1,6 тыс. Кандидаты наук – 5 тыс Федеральные Государственные Бюджетные Образовательные учреждения высшего профессионального образования Хозяйственные общества Учебно-опытные хозяйства Учреждения дополнительного образования Общая численность научно- педагогических работников 23,7 тыс. человек В том числе: Доктора наук – 3,3 тыс. Кандидаты наук – 12,9 тыс. Система высшего и дополнительного профессионального образования Научно- исследовательские организации Объем финансирования, млн. руб ,0401,9427, ,3 575,5208,7 Федеральные государственные Бюджетные научные учреждения и предприятия Общая численность 1,9 тыс. человек В том числе: Доктора наук – 100 Кандидаты наук – ,06400,06900,0 Информационно- консультационная служба Региональные центры сельскохозяйственного консультирования Муниципальные центры сельскохозяйственного консультирования Машино- испытательные станции Общая численность человек МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное финансирование, млн. $ в РФ 247,2 401,8 28,3 в США 266,3 207,1 131,1 487,1 НаукаОбразованиеКонсультирование
11 Объем бюджетных ассигнований подпрограммы «ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ » в рамках проекта Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на годы МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЪЕМ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ ИЗ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО ГОДАМ, МЛН. РУБ В том числе на : развитие консультирования млн. руб., а надо с 2016 г млн. руб млн. руб на «ростки будущего» млн. руб., а надо с 2016 г млн.руб. поддержка переподготовки кадров (текущая), а надо в 2016 г млн.руб. формирование фондов поддержки - - -, а надо 3000 – млн.руб. Из исходного варианта Стратегии инновационного развития АПК
12 Объем бюджетных ассигнований подпрограммы «НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ » в рамках проекта Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на годы МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЪЕМ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ ИЗ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО ГОДАМ, МЛН. РУБ ,89663, В том числе на : Россельхозакадемия млн. руб., наверное, достаточно На перспективные инновационные проекты, на «ростки будущего» млн. руб., (+ 250 – 356 и пред. раздела), а надо с 2016 г млн.руб. А еще очень надо вовлечь интерес и ресурсы аграрных бизнесов !
13 не менее чем на 20% большую долю в пользу фермеров Некоммерческий кооператив по переработке молока и сбыта молочной продукции в торговые сети перераспределяет от конечной выручки не менее чем на 20% большую долю в пользу фермеров по сравнению с реализацией сырого молока частной переработке. Без кооперации фермер неэффективен! На уровне субъектов РФ и даже шире необходима двух-трех уровневая потребительская кооперация в обеспечение: снабжения расходными материалами, семенами и т.п. и сбыта одинаковой продукции; снабжения расходными материалами, семенами и т.п. и сбыта одинаковой продукции; в решении вопросов кредитования МФХ и др. в решении вопросов кредитования МФХ и др. Есть хороший опыт фермерской Астраханской кооперации!
14 Необходимо развитие зарождающихся и создание новых институтов: 1)государственной материальной поддержки с использованием оперативных и транспорентных механизмов платежных агентств (фондов); 2)механизмов грантовой поддержки прикладных НИР и работ по освоению в производстве инноваций, обучения магистров; 3)механизмов реализации государсвтенно-частного партнерства в научно-техническом развитии агробизнесов, в т.ч. научных парков, инновационных центров и исследовательских университетов; 4)региональных систем консультационной поддержки развития всех аграрных бизнесов, в первую очередь их деятельности по широкомасштабному распространению инноваций; 5)региональных и межрегиональных систем потребительской кооперации в снабжении, переработке произведенной продукции и сбыте оптовыми партиями продовольствия, в кредитовании и взаимопомощи, ином.
15 «Быть может, общественный разум с большим успехом может провести организационную реформу в сельском хозяйстве…?» – ставил вопрос А.В.Чаянов и отвечал – «… такая задача не под силу общественному разуму, хотя бы и располагающему всей мощью государственной организации». Таким образом, неизбежна смена парадигмы наших представлений и решений по поводу организации государственной поддержки сельского хозяйства. Не «сверху – вниз», а наоборот – «снизу – вверх» Только на основе региональных стратегий при общих подходах мы сможем сформировать общегосударственную Стратегию и создать условия для своих аграриев, адекватные условиям ВТО!
16 Региональные стратегические задачи РЫНОЧНОЙ 1. ВОЗРОЖДЕНИЕ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ РЫНОЧНОЙ ОЦЕНКИ АГРОКЛИМАТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОТЕНЦИАЛОВ ТЕРРИТОРИЙ: -на каких землях и какой сельхозпродукции реально конкурентоспособное производство при таможенной защите, оговоренной условиями ВТО; -какая специализация наиболее целесообразна для тех или иных аграрных зон региона; -какие эффективные цепочки «поле – прилавок» можно ориентировать на собственный рынок, а какие будут конкурентоспособны в окружающем пространстве и т.п.
17 Региональные стратегические задачи 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: -фонда технологического развития сельских бизнесов; -вовлечение представителей аграрных бизнесов в принятие решений по грантам на НИР и их софиансирование (хотя бы 10-20%), в решений по их масштабному распространению; -формирование региональной системы адаптации и широкомасштабного распространения инноваций – консультационной поддержки бизнесов и населения.
18 Региональные стратегические задачи 3. ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАДИГМЫ ВЫБОРА И РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЙ ПО ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОМУ УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: -разработка стратегии перехода к устойчивому развитию сельских территорий, обеспечение её корректировок по мере накопления отклонений, но не реже раза в 3 года; -формирование на её основе необходимого количества самостоятельных, хотя и взаимосвязанных, конкретных региональных целевых программ и обеспечение их реализации.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.