Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.krmt74.ru
1 Современный урок : цели, методы обучения, формы контроля Зав. учебной частью ГБОУ ТКМ 25 Бородина И. Н
2 Некоторые исходные теоретические позиции, лежащие в основе осуществления урока За период своей профессиональной деятельности учитель в среднем даёт более 25 тыс. уроков. В процессе подготовки и проведения урока ему приходится решать сложнейшие вопросы современной педагогической теории и практики. Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый школьник за годы своего ученичества посетит почти 10 тыс. уроков.
3 Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции В. А. Сухомлинский
4 Только на уроке можно увидеть : - каковы отношения учителя и учащихся ; - глубоко или поверхностно он знает свой предмет ; - как он мотивирует познавательную деятельность своих учеников ; - кто он : примитивный информатор или организатор процесса учения детей ; - обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки ; - умеет ли он использовать процесс освоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания.
5 ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ 1. Точное ( с творческим подходом ) выполнение программно - методических требований к уроку ; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, видение особенностей каждого урока. 2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся ; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях. 3. Продумывание и решение в единстве задач образования ( формирование знаний, спец. и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию ); воспитания ( формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития ); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально - волевой сферы школьников ; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.
6 ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ 4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока. 5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения ; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников ; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени. 6. Обеспечение практической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.
7 ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ 7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно - поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения ; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся. 8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. 9. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.
8 ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ 10. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке ; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания. 11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя. 12. Развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно - технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения ( учебников, наглядных пособий, ИКТ и т. д.). 13. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.
9 ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ 14. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся ; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий ; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается. 15. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов. 16. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке ( и в системе уроков ) результатов образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.
10 Основные типы уроков : 1. Урок изучения нового - традиционный ( комбинированный ), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Методы : : лекция, объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов, положений, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником, другими источниками, постановка и проведение экспериментов, опытов и т. д. 2. Урок закрепления ( совершенствования ) знаний - а ) урок лабораторная работа ; б ) урок практических работ ; в ) урок экскурсия ; г ) урок семинар. 3. Урок комплексного применения знаний - практикум, лабораторная работа, семинар и т. д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний - семинар, конференция, круглый стол, комбинированный тип урока и т. д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями и методами познавательной деятельности 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная работа, зачет, коллоквиум, письменный опрос смотр знаний, диктанты, изложения, устный опрос ( фронтальный, индивидуальный, групповой ), зачетная практическая ( лабораторная ) работа и т. д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями умениями и навыками. После проведения уроков контроля проводится специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно - познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.
11 Учитель, не заботящийся о закреплении знаний, - это возница, который во всю погоняет лошадь, забыв при этом увязать кладь на повозке, он с рекордной скоростью доезжает до места назначения, но не замечает, что всё рассыпал по дороге, и его поездка была по меньшей мере бесполезной. К. Д. Ушинский
12 Что же такое цель и когда, какие цели урока ставит учитель ? Цель - это предполагаемый, заранее планируемый ( мысленно или вербально ) результат деятельности по преобразованию какого - либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося. Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Цель носит триединый характер и состоит из трёх взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов : познавательного, развивающего и воспитывающего.
13 Метод обучения это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения ( дидактическими методами ) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения. Прием это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
14 Классификация методов по типу ( характеру ) познавательной деятельности ( И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин ). Объяснительно - иллюстративный ( информационно - рецептивный ) – учитель сообщает информацию в готовом виде разными путями, используя демонстрацию, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её. ; Репродуктивный – способствует усвоению знаний ( на основе заучивания ), умений и навыков ( через систему упражнений ). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу ;
15 Методы проблемного обучения : проблемное изложение - вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути её решения, а учащиеся следят за ходом мысли учителя, размышляют, и сами включаются в атмосферу научно - доказательного поискового решения ; частично - поисковый ( эвристический ) – используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем ; исследовательский – способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
16 Методы стимулирования и мотивации : - Методы стимулирования интереса к учению ( познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоциональных ситуаций ); - Методы стимулирования долга и ответственности ( убеждения, предъявление требований, поощрения, порицания ) Методы контроля и самоконтроля : - устного контроля, и самоконтроля ( индивидуальный опрос, устная проверка знаний ); - письменного контроля и самоконтроля ( контрольные работы, письменные зачёты, программированный контроль, письменный самоконтроль ); - методы лабораторно – практического контроля.
17 ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНО - ИЛЛЮСТРАТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ 1. интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения ; 2. повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания ; 3. подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения ; 4. сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров ; 5. демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов ; 6. предъявление учащимся готового плана в ходе изложения ; 7. предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла ; 8. инструктаж учащихся ( по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т. п. ); 9. намек - подсказка, содержащая готовую информацию.
18 ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РЕПРОДУКТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ 1. задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач ; 2. задание учащимся на проговаривание про себя используемых правил, определений в процессе решения задач ; 3. задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач ; 4. задание учащимся на воспроизведение наизусть ( правила, закона и т. д.); 5. задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем ; 6. задание учащимся на раскодирование алгоритма ; 7. организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора ; 8. задание учащимся на описание какого - либо объекта по образцу ; 9. задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т. д.; 10. наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
19 ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ МЕТОДУ ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ 1. контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения ; 2. предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения ( метод Плацебо ), доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов ; 3. раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем ; 4. обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений ; 5. членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты ; 6. фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач ; 7. интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса ; 8. установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения ; 9. риторические вопросы учителя в ходе изложения ; 10. предъявление учащимся конфликтного примера.
20 Основные принципы отбора методов : 1. Соответствие принципам обучения. 2. Соответствие учебному содержанию. 3. Соответствие ТДЦ урока и задачам этапа. 4. Учет реальных возможностей учащихся. 5. Соответствие условиям и отводимому времени для обучения. 6. Соответствие уровню методической подготовки учителей. 7. Учет индивидуальных возможностей и склонностей учителя.
21 Пирамида методов обучения - % запоминания материала при применении метода по данным исследования, проведенного российскими учеными Чтение – 10% Слушание – 20% Слушание со зрительной опорой – около – 30% Обсуждение – % Применение на практике – 70-80% Обучение других – 80-90% Принцип « Научи других тому, что изучаешь сам !» лежит в основе самого эффективного метода.
22 САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом. Охарактеризовать тему урока : степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников. Обосновать постановку ТДЦ урока, тип и его структуру. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке. Показать, как другие этапы работали на главный этап. Дать оценку успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР ( реального результата ). Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.