Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww2.admhmao.ru
2 Социальные сироты – это дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных или иных учреждений, а также иные случаи отсутствия родительского попечения
3 Острота этой проблемы обусловлена и увеличением числа детей данной категории, и неэффективным функционированием системы социальной поддержки, которая ориентирована в основном на учет первичных потребностей социальных сирот.
4 Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть разбиты на две большие группы. 1) дети, проживающие в родной семье, однако их родители ненадлежащим образом исполняют свои обязанности. Достаточных оснований для изъятия этих детей из семьи нет, но для защиты их прав и интересов необходим контроль. 2) дети, проживающие вне родной семьи. В свою очередь эта группа делится на две подгруппы. В первую подгруппу входят дети, оставшиеся без родительского попечения и помещенные в семью. Во вторую подгруппу входят оставшиеся без родительского попечения дети, находящиеся в интернатных учреждениях, в детских домах и тюрьмах. Именно их чаще всего называют социальными сиротами. К социальным сиротам не следует относить усыновленных детей или детей, находящихся под опекой, если опекун в полной мере выполняет свои обязанности.
5 Причины социального сиротства Природные катаклизмы (катастрофы, голод и др.); Социальные катаклизмы (войны, революции); Добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме; Принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав.
6 Условия, провоцирующие социальное сиротство: 1) социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи; 2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);
7 3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку; 4) снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги; 5) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;
8 6) исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства; 7) развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности; 8) рост влияния СМИ, массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие - разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи; 9) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.
9 Формы проявления кризиса семьи нарушение структуры и функций семьи; рост числа разводов и количества неполных семей; рост количества нерегистрируемых браков; асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня; ухудшение условий содержания детей; нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.
10 Проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей Положение детей в обществе отражает моральное и нравственное здоровье общества.
11 Причиныпедагогической запущенности: Причины педагогической запущенности: 1. Недостаточность семейного воспитания; 2. Тяжелые бытовые условия; 3. Отрицательное влияние улицы; 4. Безнадзорность; 5. Плохая организация учебно-воспитательного процесса; 6.Отсутствие единых требований к ребенку со стороны взрослых.
12 При педагогической запущенности происходит задержка не только умственного развития и познавательных интересов, но и задержка формирования чувства долга и ответственности.
13 Причины социальной запущенности детей: 1. Жестокое обращение с детьми в семье; 2. Насилие: физическое; психическое; сексуальное.
14 Проблемы социализации детей, оставшихся без попечения родителей Основными проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются их крайне тяжелое психосоциальное положение, вызванное как врожденными свойствами нервной системы, так и особенностями личности, осложненным неврологическим статусом, негативным жизненным опытом, педагогической и социальной запущенностью.
15 Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Усыновление (удочерение) – это государственный акт, в связи с которым между усыновителем и усыновленным и всеми их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между биологическими родителями и детьми и другими родственниками. Опека и попечительство – наиболее распространенная форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их естественных прав и интересов. Чаще всего опекунами и попечителями становятся родственники осиротевших детей. Опекун должен воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, получении им образования.
16 Помещение ребенка в приемную семью является относительно новой формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для современной России. Ее суть заключается в составлении договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями (приемной семьей) о передаче ребенка (детей) на воспитание на срок, установленный договором. Передача детей в детские дома семейного типа, т. е. в особую форму семьи, где подбирается разновозрастный детский коллектив. Одной из перспективных форм семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются замещающие семьи, или семьи патронатных воспитателей.
17 Последствия воспитания детей в государственных учреждениях Вне семьи у ребенка формируются специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хуже они или лучше, чем у обычного ребенка, – они просто другие.
18 А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых, изучавшие становление личности детей, воспитывающихся в детских домах, исследовали формирование образа Я, его содержание и проявляющееся в нем отношение детей к себе. Предположительными причинами иного пути формирования самосознания в таких условиях воспитания они считают: 1. Частую сменяемость взрослых в учреждении, которая разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка. 2. Педагогическую позицию взрослого, при которой ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения в отличие от «событийной» позиции взрослого в семье. 3. Групповой подход к детям и отсутствие эмоционального контакта со взрослыми, что влечет за собой недифференцированность и неосознанность ребенком своего Я. 4. Жесткую регламентацию всех действий ребенка в учреждении, не оставляющую возможности выбора и ответственности.
19 Профилактика социального сиротства Профилактика – это научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов
20 Уровни профилактической деятельности в отношении социального сиротства (Р.Н. Войтлев, О.Н. Чалова): - общесоциальный уровень (общая профилактика) предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравственно-духовной сфере; - специальный уровень (социально-педагогическая, социально- психологическая) состоит в целенаправленном воздействии на негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем; - индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) представляет собой профилактическую деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых имеет черты отклонений или проблемности.
21 Л.С. Стракулина выделяет следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная. Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Следует отметить, что именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.
22 Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими уроки, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье). Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления.
23 Под третичной профилактикой понимается комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного проступка подростком, покинувшим специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
24 профилактика социального сиротства это реальная необходимость, важна общая организация профилактической работы на определенной территории применительно ко всему контингенту несовершеннолетних и их семей;
25 профилактика социального сиротства включает в себя систему мероприятий, связанных с изучением и прогнозированием безнадзорности, беспризорности и социального сиротства несовершеннолетних, направленных на пресечение отрицательно влияющих факторов на формирование и развитие личности;
26 работу по профилактике социального сиротства в подготовке подрастающего поколения к ответственному родительству необходимо начать с формирования позитивных родительских установок через разработку и реализацию программ, которые способствовали бы формированию правильного подхода к созданию семьи у молодых людей.
27 Пути преодоления социального сиротства Стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе, в том числе повышение уровня жизни населения (необходимо увеличить официальную заработную плату и пересмотреть политику регулирования рынка труда, как утверждают экономисты). Возрождение духовной культуры нации, реабилитация института семьи. Создание системы экономической, законодательной, социальной поддержки семьи, материнства и детства (нуждаются в поддержке разные типы семей – молодые, многодетные семьи, семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, общество должно предложить широкий спектр услуг самым разным типам семей).
28 Возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, основанных на гуманизме, любви и уважении к ребенку; возвращение «воспитания» в учебные заведения, а также усиление ответственности родителей за воспитание детей. Реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений. Совершенствование системы устройства детей-сирот, а также развитие системы семейных детских домов.
29 Нормативно-правовые акты Российской Федерации Федеральный закон от ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от р «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
30 Нормативно-правовые акты Ханты- Мансийского автономного округа – Югры Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от оз «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»; Постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от «О Департаменте социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»; Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от п «О Координационном совете по реализации политики в интересах семьи и детей»; Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от п «О Порядке организации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры органом опеки и попечительства деятельности по выявлению и учету детей, права и законные интересы которых нарушены»;
31 Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дети Югры» на годы»; Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от рп «О Стратегии социально-экономического развития Ханты- Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года»; Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от рп «О реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года»; Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от рп «Об утверждении комплекса мер по совершенствованию системы профилактики безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на годы».
32 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.