Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемkadetsc64.ucoz.ru
1 Формирование гражданской идентичности, патриотизма при изучении курсов истории, обществознания, права Выполнил слушатель КПК по накопительной системе Стуков Владимир Борисович, учитель МОУ «Кадетская школа «Патриот» г. Саратов 2011 г.
2 Введение. I. Теоретическое обоснование проблемы. 1. Понятия патриотизма и гражданственности. 2. Сущность, функции и система гражданского воспитания. II. Практическая работа по формированию гражданской идентичности и патриотизма. 1. Направления и формы воспитания гражданской идентичности и патриотизма в кадетской школе. 2. Гражданское и патриотическое воспитание во внеклассной и внеурочной работе. Заключение.
3 Российская земля – край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории.
5 Воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность учебных заведений по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1]. Именно такая позиция является главной целью формирования гражданской идентичности и патриотизма учащихся кадетской школы «Патриот» в контексте разработки новых образовательных стандартов. Системообразующим направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил [7].
6 Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину России, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и школьника [2]. В современной России не уделяется должное внимание патриотическому и гражданскому воспитанию. Это ведет к падению нравственности и духовности, а, следовательно, к деградации российского общества, забвению исторической памяти, а со временем может привести и к гибели Отечества. И поэтому необходимо воспитывать в детях гражданина и патриота России через различные формы уроков, во внеурочной и внеклассной работе. Сегодняшние достижения новой России пока еще не столь значительны, чтобы на них воспитывать патриотизм. И недалекое прошлое дискредитировано (и жизнью, и СМИ).Тем не менее, пришло время перестать делить общество на «красных» и «белых», показывать все достижения Руси – России – Советского Союза – Российской Федерации. И тогда молодые люди смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны [3]. История России – это в значительной степени история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги. Гражданское и патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании[6]. Все вышеизложенное и определило актуальность и значимость темы данного исследования.
7 Объект исследования: система воспитания гражданственности и патриотизма школьников. Предмет исследования: учебный и воспитательный процессы, формирующие гражданственность и патриотизм через различные формы уроков, во внеурочной и внеклассной работе. Цель исследования: изучить условия патриотического и гражданского воспитания, как основы учебно-воспитательного процесса. Задачи исследования: 1) изучить и проанализировать теоретические основы патриотического и гражданского воспитания в России; 2) определить специфику работы по патриотическому и гражданскому воспитанию со школьниками среднего и старшего звена на уроках истории и обществознания; 3) разработать различные формы патриотического и гражданского воспитания во внеклассной и внеурочной работе; 4) выработать рекомендации по совершенствованию патриотического и гражданского воспитания в школе. Методы исследования: 1. Беседа. 2. Изучение и анализ передового педагогического опыта. 3. Наблюдение. 4. Анализ творческой деятельности детей. 5. Опрос.
9 1. Почитание места своего рождения и постоянного проживания как своей Родины, забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций. В зависимости от глубины сознания данного индивида границы его родины могут простираться от площади дома, двора до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций совпадает с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащими с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: «Моя хата с краю…». 2. Уважение к своим предкам, любовь к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель параметра – благожелательность ко всем соотечественникам, гражданам государства. 3. Конкретные дела для улучшения состояния Родины (от поддержания порядка, дружеских отношений с соседями до достойного развития города, района, края, Отчизны в целом)[6].
10 Как патриотизм, так и антипатриотизм могут быть индивидуальным, групповым и массовым. Поэтому разъяснение основ патриотизма, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество, уход от действительности, мещанско-обывательская отрешенность, алко- и наркозависимость и прочие отклонения множат число непатриотов, псевдо- и лжепатриотов [8].
11 Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью. Понятие «гражданственность» многозначно: 1) антитеза аполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; 2) психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; 3) способность и готовность выступать в роли гражданина; 4) высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; 5) приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов [5].
12 Гражданское политическое воспитание представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. Оно гражданское потому, что определяется принципиальными общегосударственными, конституционными мировоззренческими позициями, воплощающимися в реальную практику общественных отношений. Оно политическое потому, что обеспечивает уяснение школьниками идеалов, целей, стратегической и тактической линии строительства правового государства по обеспечению коренных интересов народа [9]. Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе. Ей присущи противоречия и «механизмы» их разрешения, обеспечивающие также определенные критерии гражданской воспитанности. Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие [4].
13 1.Направления и формы воспитания гражданской идентичности и патриотизма в кадетской школе Разработка Федеральных образовательных стандартов второго поколения предполагает внедрение программ формирования гражданской идентичности в общеобразовательную школу, которое позволит обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе: - формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан России; - достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России; - духовно-нравственное развитие на основе усвоения общечеловеческих норм и ценностей; - формирование у школьников правовой и социально-политической компетентности, активной жизненной позиции, самостоятельности; - воспитание патриотизма; - воспитание толерантного сознания.
14 Она связана с применением интерактивных методов обучения: учебный процесс организуется на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого обучающиеся учатся практически мыслить, решать проблемы на основе анализа обстоятельств и информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работа, ролевые и деловые игры, работа с источниками информации, творческие работы и др.
16 Усилия учителей, классных руководителей, организаторов должны быть направлены прежде всего на обогащение учащихся знаниями, относящихся к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности. Нельзя забывать и о роли внеклассной и внеурочной работы в этом аспекте [4]. В целях развития патриотического и гражданского сознания учащихся проводятся различные утренники, литературные вечера, интеллектуальные и развивающие игры, конкурсы песен и стихов, посвященные памятным датам, встречи с ветеранами и участниками войн, выступления перед ними кадетов. Кадетская школа «Патриот» образована 1 декабря 2005 г. С того времени традицией стало ежегодное проведение в декабре посвящения в кадеты первоклассников. На сцене происходит торжественный ритуал посвящения, в котором участвуют все кадеты, исполняется песня-гимн кадетской школы, затем многие исполняют номера художественной самодеятельности. На посвящении присутствуют, приветствуют и напутствуют кадетов представители правительства Саратовской области, районной администрации г.Энгельса, ветераны Великой Отечественной войны и горячих точек, родители учащихся, жители города.
18 В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками постепенного процесса переоценки ценностей, возрождения гражданских и патриотических взглядов и убеждений. Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально-политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой. Изучив ситуацию, которая существует в школе, а также особенности воспитательного и образовательного процессов, можно сделать следующие выводы: - педагоги полностью осознают проблемы патриотического и гражданского воспитания, стоящие перед школой; - на сегодняшний день существует необходимость разработки каждой школой путей, методов, средств и форм реализации Президентской программы в этом направлении; - школьники понимают, что они являются гражданами России и будущее зависит от них, а без любви к Отечеству, к знанию истории Великой России не построить. Все вышеизложенное нацеливает на непосредственное взаимодействие всех субъектов учебно-воспитательного процесса, а именно: школы, семьи и общества. Проведенная исследовательская работа над темой дает перспективу решения проблем гражданского и патриотического воспитания, преодоления разрыва между процессами воспитания в семье и школе, повышения эффективности и результативности воспитания.
19 1. А.Т.Степанищев. История Отечества. – Преподавание истории в школе, 2. – М., В.П.Островский, А.И.Уткин. История России. – М.: Дрофа, Гнездовье вьюг /сборник/. Редактор-составитель Бариев Ю. – Дудинка, Интернет / 5. Интернет /ИСК Наука и практика Творческая мастерская Специалисты/ nova.rambler.ru/search. 6. Интернет 7. Интернет/Яндекс/Публикация 1/fgos.isiorao.ru. 8. И.О.Ионов. Российская цивилизация. – М., Конституция РФ. – М., 2009.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.