Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемyalutorovsk.admtyumen.ru
1 Перспективы введения федеральных государственных образовательных стандартов
2 Нормативные правовые акты, регулирующие введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) Закон РФ «Об образовании» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от , зарегистрирован Минюстом России , рег Цели и задачи введения новых ФГОС Обеспечение равных возможностей получения качественного начального общего образования; Создание единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений; Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования; Формирование оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом.
3 Требования стандарта К структуре основной образовательной программы К результатам К условиям
4 Федеральный Государственный образовательный стандарт Примерная основная образовательная программа Основная образовательная программа школы: Основная образовательная программа начального образования Основная программа основного (общего) образования Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования
5 Основная образовательная программа – является нормативным документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Особенности основной образовательной программы школы Целостный документ Объединяет и согласуется с другими документами, определяющими развитие образовательной среды школы Создаётся коллективом каждой школы с привлечением органов общественного управления на основе ФГОС и примерной образовательной программы
6 Основная образовательная программа образовательного учреждения должна содержать следующие разделы: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего, основного (общего). среднего (полного) образования; базисный учебный план образовательного учреждения; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; программы отдельных учебных предметов, курсов; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего, основного (общего). среднего (полного) образования; базисный учебный план образовательного учреждения; программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; программы отдельных учебных предметов, курсов; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся; программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы
7 Требования к структуре основной образовательной программы школы Начальное образованиеОсновное общее образование Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленных во всех трех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном. Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 40% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования.
8 Примерный учебный план общеобразовательных учреждений Тюменской области, участвующих в апробации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в учебном году I класс Учебные предметы ( 20 часов в неделю) Русский язык Литературное чтение Математика Окружающий мир Музыка ИЗО Труд Физическая культура Внеурочная деятельность – до 10 часов в неделю (в форме кружков, секций, студий, экскурсий и др.) Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность
9 Учебный план основного (общего) образования Обязательные предметные области Филология Общественно-научные предметы Математика и информатика Естественно-научные предметы Искусство Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Внеурочная деятельность – до 10 часов в неделю (в форме кружков, секций, студий, экскурсий и др.) Духовно-нравственное Физкультурно-спортивное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Учебные курсы, формируемые участниками образовательного процесса Курсы, направленные на расширение знаний по предметам Этнокультурные курсы и др. Профориентационные курсы Курсы по самопознанию и саморазвитию Основы духовно-нравственной культуры народов России
10 как обязательный предмет учебного плана Результаты: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Результаты: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
11 Структура программ отдельных учебных предметов Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
12 Вариант учебного плана образовательного учреждения на этапе 5-6 классов Обязательная часть (учебная деятельность в урочной форме) Филология (русский язык, литература, иностранный язык) Общественно-научные дисциплины (всеобщая история, обществознание) Математика и информатика (математика) Естественно-научные предметы (природоведение) Искусство (изобразительное искусство, музыка) Технология (технический, обслуживающий труд) Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (Физическая культура и ОБЖ) Вариативная часть (внеучебные виды деятельности) Классная рефлексия Экскурсионная работа Спортивная деятельность Клубная работа Художественное и театральное творчество Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса (внеурочные формы учебной деятельности Элективные курсы Учебные практики Индивидуальные и групповые консультации и мастерские Проектная и исследовательская деятельность. Образовательные предметные и интегративные курсы Социальная практика Основы духовно-нравственной культуры народов России
13 Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени общего образования Основные направленияОсновные результаты направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, по профессиональной ориентации обучающихся, по здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда. формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм безопасного поведения с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
14 Механизмы реализации воспитательной составляющей ФГОС: развитие предметно-кружковой и проектно-исследовательской работы в школе, осуществляемой педагогами-предметниками разработка и осуществление совместно с учреждениями дополнительного образования, профессионального образования, общественных организаций программ внеурочной деятельности в таких формах, как социальное проектирование, коллективные акции и др. интеграция ресурсов общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности: на договорной основе по проведению учреждениями дополнительного образования занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям на своей базе или базе школ в рамках муниципального задания, за счёт выделения функционала педагогов дополнительного образования, обеспечивающих реализацию школами широкого спектра программ внеурочной деятельности, в том числе на основе сетевого взаимодействия школ.
15 Программа коррекционной работы Основные результаты создание специальных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности; использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими участниками образовательного процесса, соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико- педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии)
16 Требования стандарта К структуре основной образовательной программы К результатам К условиям
17 Требования к результатам как реализация принципа преемственности образования Начальная школаОсновная школа Личностные результаты личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; Метапредметные результаты метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к построению индивидуальной образовательной траектории; Предметные результаты предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
18 любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. «Портрет выпускника начальной школы»
19 Требования к условиям реализации Кадровые Финансовые Материально- технические Психолого- педагогические Информационно -методические Цель – создание современной информационно-образовательной среды укомплектованность; уровень квалификации, непрерывность профессионального развития комплексное взаимодействие в целях восполнения недостающих кадровых ресурсов; оказание постоянной информационно-методической поддержки педагогам по введению ФГОС мониторинг результатов образовательного процесса и эффективности инноваций соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса соблюдение своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта; обеспечение архитектурной доступности (возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры образовательного учреждения). в автономном/бюджетном учреждении финансирование осуществляется на основе задания учредителя по оказанию образовательных услуг; в казенном учреждении учредитель обеспечивает финансирование деятельности на основе распределения бюджетных ассигнований по смете с учетом объемов доходов от приносящей доход деятельности преемственность содержания и форм организации; учет специфики возрастного психофизического развития; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родительской общественности; вариативность направлений, уровней и форм психолого-педагогического сопровождения. комплекс информационных образовательных ресурсов; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса ; дистанционное взаимодействие образовательного учреждения ; ИКТ-компетентность сотрудников ОУ; достаточный информационно-библиотечный фонд учебной и дополнительной литературы; доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернет.
21 Основные критерии готовности школы к переходу на новые ФГОС разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС; приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов. разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС; приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей); разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов.
22 Риски введения новых ФГОС Недооценка роли переходного периода Предметоцентризм, недооценка деятельности по достижению метапредметных и личностных результатов Недостаточное развитие механизмов сетевого взаимодействия образовательных учреждений Отсутствие практики комплексного («командного») повышения квалификации Неготовность педагогов к реализации широкого спектра видов учебной и внеучебной деятельности с классом, группой, отдельными учащимися Отсутствие проработанного комплексного инструментария оценки компетентностных (метапредметных, личностных) достижений учащихся Низкий уровень участия общественности в формировании образовательного процесса
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.