Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.umoman.ru
1 Анализ экспертизы основных образовательных программ и учебных планов Давыдова О.В. 2012
2 Виды экспертизы Добровольная экспертиза: Экспертиза, проводимая другим вузом или другой кафедрой Экспертиза, проводимая работодателем Экспертиза, проводимая общественной организацией Экспертиза, проводимая официальными государственными органами
3 Требования стандарта к условиям реализации основных образовательных программ (раздел VII ФГОС) П.7.1 Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя 1) учебный план 2) рабочие программы учебных дисциплин 3) программы учебной и производственной практик 4) календарный учебный график 5) методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии Высшие учебные заведения обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы
4 П.7.3 Широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Удельный вес таких занятий – не менее 30% аудиторных занятий П.7.4 В учебной программе дисциплины должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с приобретаемыми компетенциями П.7.5 Дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3.
5 Структура ООП 1. Общие положения Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата/магистратуры, реализуемая ВУЗом по направлению подготовки «Менеджмент» программы «_____________________________________». Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата/магистратуры по направлению подготовки «Менеджмент» программы «___________________________________________».. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования (ВПО) (бакалавриат/магистратура). Требования к абитуриенту
6 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП бакалавриата/магистратуры по направлению подготовки «Менеджмент» программы «________________________________________» Область профессиональной деятельности выпускника. Объекты профессиональной деятельности выпускника. Виды профессиональной деятельности выпускника. Задачи профессиональной деятельности выпускника. 3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата/ магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО. Компетенции из ФГОС + дополнительные профессиональные компетенции (5-6) Матрица компетенций / Карта компетенций / Паспорта компетенций
7 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП бакалавриата/магистратуры по направлению подготовки «Менеджмент» программы «_________________________________». Годовой календарный учебный график. Учебный план подготовки магистра. Рабочие программы учебных дисциплин (модулей). Программы учебной и производственной практик. 5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП бакалавриата/магистратуры по направлению подготовки «Менеджмент» программы «___________________________» в вузе. 6. Характеристики среды ВУЗа, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников.
8 7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата/магистратуры по направлению «Менеджмент» программы «_______________________________» в вузе. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП бакалавриата/магистратуры. 8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.
9 Учебный план - важнейшая составная часть основной образовательной программы В учебный план, в соответствии со структурой ООП (п.6.3 ФГОС ВПО), должны входить -все дисциплины базовой части структуры, представленные в ФГОС по данному направлению -дисциплины, выбранные вузом для обязательного изучения всеми обучающимися по направлению (профилю) ВПО -дисциплины по выбору обучающихся -практики -итоговая государственная аттестация Трудоемкость всех элементов структуры ООП выражается в зачетных единицах
10 Проведение Учебно-методическим объединением по образованию в области менеджмента экспертизы учебных планов По инициативе учебного заведения учебные планы по направлениям подготовки «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление» и «Управление персоналом» могут проходить экспертизу в Учебно-методическом объединении по образованию в области менеджмента. С целью повышения объективности и сопоставимости результатов экспертизы учебных планов Центром по обеспечению деятельности УМО и качества управленческого образования ГУУ подготовлена методика проведения экспертизы учебного плана.
11 Основные направления оценивания учебного плана Срок и трудоемкость освоения основной образовательной программы Структура освоения основной образовательной программы Соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям ФГОС ВПО Требования к условиям реализации основной образовательной программы
12 Структура методики экспертизы учебных планов Методика состоит из трех частей, которые комплексно отражают все требования ФГОС по данному направлению подготовки и учитывают многолетний опыт экспертизы учебных планов, накопленный в УМО: 1) Вводная часть (название учебного учреждения, а также, если есть, подразделения вуза (института, факультета, кафедры, направление подготовки ВПО, профиль ООП, в рамках которого разработан данный учебный план, и название учебного плана) 2) Основная часть - Оценка экспертов (правила для выставления баллов экспертов по направлению подготовки ВПОв соответствии с критериями, включенными в таблицу в соответствии с ФГОС) 3) Заключение (выводы эксперта, направления развития данного учебного плана, его достоинства и недостатки, актуальность ООП, построенной на основе данного учебного плана и другие соображения, возникшие при вынесении заключения по данному учебному плану)
13 Основная часть методики экспертизы учебного плана Требования к учебному плануКритерий оценивания Оценка 1Общая трудоемкость ООП по учебному плану 240 зачетных единиц (з.е.) Да/Нет 2Общая трудоёмкость учебных дисциплины (за исключением дисциплин по выбору обучающихся) Не менее 2-х з.е.Да/Нет 3Объем факультативных дисциплин за весь период обучения Не более 10 з.е.Да/Нет Правила для выставления баллов экспертов по направлению подготовки ВПО - В случае, если оценивается обязательное требование ФГОС, оценка ставится «да» или «нет».
14 Основная часть методики экспертизы учебного плана Правила для выставления баллов экспертов по направлению подготовки ВПО -Если требование ФГОС носит рекомендательный характер, оценка выставляется в баллах от 0 до 3 (большее число баллов соответствует более высокому качеству учебного плана) Требование к учебному плануКритерий оценивания Оценка 18 Обязательное наличие альтернативной дисциплины (дисциплин) для каждой дисциплины по выбору Не менее 2-х для каждого выбора балла 22 Дисциплины вариативной части цикла Б.3, выбранного профиля для реализации учебного плана – так называемого «содержательного ядра» - соответствуют рекомендациям, принятым Советом УМО и размещенным в примерной ООП на сайте УМО Соответствие «содержательного ядра» профиля цикла Б.3 примерной ООП 3 балла – полное соответствие, 2 – 70 – 99% соответствия, 1 – 50 – 69% соответствия, 0 – 0 – 49 % соответствия
15 Заключение эксперта Учебный план получает положительную оценку в случае, если отсутствует оценка «Нет» по таблице во второй части и набранная сумма баллов составляет 12 и более. Если имеется хотя бы одна оценка «Нет», это значит, что план не соответствует требованиям ФГОС и должен быть доработан. В заключении эксперты могут указать направления развития данного учебного плана, его достоинства и недостатки. Может быть отмечена актуальность ООП, построенной на основе данного учебного плана и другие соображения, возникшие при вынесении заключения по данному учебному плану.
16 Типичные ошибки в учебных планах Для дисциплин по выбору обучающихся в учебном плане отсутствуют альтернативные дисциплины для каждой дисциплины по выбору, т.е. выбор фактически отсутствует (невыполнение пп.7.5, 7.14 ФГОС). В учебном плане практически отсутствуют дисциплины, отражающие заявленный профиль учебного плана. Например, «Управление персоналом в высокотехнологичных отраслях промышленности». Об отраслевой принадлежности программы к высокотехнологичным отраслям говорят, да и то в некоторой степени, только названия 2 дисциплин: «Профессиональная эргономика» и «Правовая защита интеллектуальной собственности». Для высокотех- нологичных отраслей могли бы быть актуальны дисциплины, связанные с управлением проектом и другие.
17 Типичные ошибки в учебных планах В учебном плане встречается довольно много пересечений в названиях учебных дисциплин, а, следовательно, и в их содержании. Например, в вариативную часть цикла Б.3 включены дисциплины «Сокращение и увольнение персонала» (3 з.е.), «Управление дисциплинарными отношениями» (3 з.е.). Также эти аспекты рассматриваются дисциплиной «Трудовое право» (3 з.е.), включенной в базовую часть цикла Б.3. Все три названные выше дисциплины изучаются в 5 семестре, и по каждой из них предусмотрен экзамен. Среди дисциплин по выбору цикла Б.3. безальтернативно названы дисциплины «Управление карьерой и развитие персонала» (3 з.е.) и «Повышение квалификации и переподготовка» (3 з.е.). Представляется, что эти дисциплины во многом дублируют друг друга.
18 Выводы Существует целесообразность проведения общественной экспертизы учебных планов в рамках УМО Целесообразно разработать методику оценки основных образовательных программ, рабочих программ дисциплин (модулей), фондов оценочных средств и др.материалов Вуз имеет возможность на основе разработанных методик проводить самооценку ООП
19 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.