Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемportal.tpu.ru
1 ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ старший преподаватель кафедры философии Панькова Наталья Михайловна
2 В ОПРОСЫ : 1. Понятие сознания и его формы 2. Основные теории сознания 2.1 Дуализм, идеализм и материализм 2.2 Функционализм 2.3 Теория отражения
3 С ОЗНАНИЕ высшей формой отражения, высшей формой развития того свойства, которое присуще всей материи, но проявляется на разных уровнях структурной организации материи по-разному.
4 В философии, сознание рассматривается как способность соотноситься, осознавать предмет (Г.В.Ф. Гегель). При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), но фундаментальный способ каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще.
5 Но сознание есть не только способность соотношения, но и само отношение. Это явствует из того, что мы не можем отвлечься от сознания, «выйти» за его пределы. Если нет сознания, то для нас нет ничего. Сознание интенционально (направлено на что-либо) (Э. Гуссерль). Сознание всегда проявляет себя как структура сознания о [чём-то].
6 1. В ЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ СОЗНАНИЯ : самосознание как сознание сознанием самого себя, самосознание рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), рассудок разум как самосознающий рассудок разум дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. дух Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость.
7 Ф ИЛОСОФИЯ ПЫТАЕТСЯ ОТВЕТИТЬ НА ДВА ОСНОВНЫХ ВОПРОСА О СОЗНАНИИ : какова природа сознания? как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом? Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована Декартом. Позднее - понятие получило широкое освещение в новоевропейской философии, а также в различных философских традициях, таких как феноменология и аналитическая философия.
8 2. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕОРИИ СОЗНАНИЯ : Дуализм и монизм Идеализм Материализм Функционализм
9 Д УАЛИЗМ Дуализм души и тела - точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Основоположниками являются Платон и Декарт.
10 Платон считал, что тело принадлежит материальному миру и потому смертно, тогда как душа является частью мира идей и бессмертна. Душа лишь временно привязана к телу до момента его смерти, после чего душа возвращается в свой мир форм ( Гиперуранция – мир «по ту сторону неба» ). Душа, в отличие от тела, не существует в пространстве и времени, что дает ей доступ к абсолютной истине мира идей.
11 В классическом виде теория была сформулирована французским мыслителем XVII века Рене Декартом. Декарт считал, что мир состоит из двух родов субстанций : материальной и духовной. При этом основным атрибутом материи является протяженность, а основным атрибутом духа - мышление. С этой точки зрения, человек представляет из себя сочетание протяженного тела и мыслящего духа.
12 М ОНИЗМ философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. Направления: идеализм материализм
13 И ДЕАЛИЗМ теория, в основе которой лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм ( существование независящей от воли и разума субъекта реальности ) субъективный идеализм ( существование реальности, независимой от воли и сознания субъекта, невозможно ).
14 Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании Родоначальником субъективного идеализма в западной философии является Джордж Беркли. Другими представителями классической формы субъективного идеализма являются Фихте, Юм, схожие идеи также развивал Кант.
15 М АТЕРИАЛИЗМ Теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. В античности Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается Сознание описывается как свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания.
16 Д ИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Карл Маркс (1818 – 1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895 гг.) Владимир Ленин (1831 – 1886 гг.) Материя не сводится только к веществу. Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы.
17 Ф УНКЦИОНАЛИЗМ Теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, то есть выполнять некоторую определённую функцию. С точки зрения функционалистов сознание относится к мозгу также, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом: сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера.
18 С ТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ Общество - как социальная система, имеющая свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположники: американский социолог Толкотт Парсонс ( гг.), который в своих исследованиях опирался на классические концепции либерализма и эволюционизма Герберта Спенсера (1820 – 1903гг.) и Эмиля Дюркгейма ( гг.)
19 Э МИЛЬ Д ЮРКГЕЙМ французский социолог, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки. Коллективное сознание - совокупность общих у членов одного и того же общества интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений.
20 К ОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ Это «психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, свои условия существования». Оно имеет особую, «отдельную реальность» - существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах. Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Чувства и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой. Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.
21 Т ЕОРИЯ О ТРАЖЕНИЯ Дени Дидро ( ) утверждал «способность ощущения есть всеобщее свойство материи или продукт ее организованности». Частными и специфическими формами отражения являются информация, ощущение и сознание.
22 В МАРКСИСТСКО - ЛЕНИНСКОЙ ФИЛОСОФИИ Отражение рассматривается как всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса; одно из основных понятий материалистической теории познания. Высшая человеческая форма отражения - сознание.
23 Э ВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ Раздражимость исходная форма отражения, способность к реакции. Чувствительность способность к ощущению, являющиеся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани «особой материальной структуры, ответственной за отражение» Восприятие не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире. Сознание предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания.
24 В ИДЫ ОТРАЖЕНИЯ : Зеркальное отражение - Простое механическое отражение, слепок. Например: Камень, скатившийся со скалы, оставил след на земле
25 И НФОРМАЦИОННОЕ ОТРАЖЕНИЕ анализ сигналов внешней среды и формирование чувственных образов приводит к сложному и целесообразному поведению
26 Психика животных - фундамент, на котором было возведено здание сознания человека. Попытки очеловечить животных (например, высших обезьян) неизменно терпели неудачу, так как психика животных существенно отличается от сознания человека. сознание - не просто продукт природы.
27 П СИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ Домашние животные научаются чувствовать и до определенной степени понимать требования и настроения хозяина.
28 И ВАН П ЕТРОВИЧ П АВЛОВ ( )
29 материальной основой психики является нейро-физиологическая деятельность мозга, его рефлекторный механизм. Рефлекс, лежащий в основе психических явлений, служит отражательным нервным механизмом. Рефлекторный процесс начинается с восприятия раздражителя, продолжается нервными процессами в организме и заканчивается его ответным движением.
30 2 СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ : 1. Воспринимаемое органами чувств и регулирующее поведение 2. Слова, речь - специфическая для человека система сигналов, надстройка над первой. Подобная идея рассматривалась и Декартом - его теория условных и безусловных рефлексов.
31 Н АПРИМЕР : Бурые медведи в эпоху похолодания изменились и внешне (окрас шерсти под цвет снега), и внутренне (биохимические процессы при длительной задержке дыхания под водой), а человек в этих же условиях начал искать пути приспособления окружающих предметов для собственных нужд (обогрев жилища, шкуры, жир того же медведя, охота) Таким образом сколько-нибудь существенно организм человека не изменился, но изменилась его деятельность!
32 Можем ли мы получить объективное знание о сознании? Оно ведь не может быть объектом, оно всегда субъективно. Возникают сложности в применении принципа объективности.
33 М ОЖЕТ БЫТЬ ПРИМЕНЕН ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА : РАССМОТРЕНИЕ ОБЪЕКТА В ПРОЦЕССЕ ЕГО РАЗВИТИЯ. Применяя принцип историзма, мы можем выделить такую классификацию: 1. Архаическое сознание - способность к полезному использованию вещей. 2. Мифо-поэтическое - появляются представления о красоте, искусстве. 3. Цивилизованное - единое сознание, которое может распадаться на ряд независимых форм: нравственное сознание, художественное, религиозное, философское... и т.д. Вероятно возможно и пост-цивилизованное сознание - единое знание. (Вернадский о ноосфере).
34 те схемы социального бытия, которые имели в виду человека не как индивидуальность и социальную личность, а как субъекта процесса познания, приходили к серьёзным противоречиям. Из теории исчезал человек и его стремление к преобразованию.
35 Идея сознания не должна отождествляться с идеей рассудка, это не приемлемо, т.к. в человеке присутствует и иррациональный момент. « Слишком много сознания - это уже болезнь, и вообще, сознание – болезнь» Ф.М. Достоевский.
36 Ж АН П ИАЖЕ ( ) ШВЕЙЦАРСКИЙ ПСИХОЛОГ
37 4 СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ : 1. Сенсомоторная - чувственно-двигательная. Период от рождения ребенка до 2-х лет. Интеллектуальные акты основываются на координации движений и восприятии. Еще нет логических структур. Идет функциональная подготовка логического мышления.
38 2. Стадия дооперационального интеллекта (2-7 лет) Идет овладение речью и процесс интериоризации: переход внешнего во внутреннее - процесс переноса схемы реальных действий с предметами в план внутренней работы сознания. Богатство внутренних действий определяется богатством реальных действий с материальными объектами.
39 3. Стадия конкретных операций ( 8-11 лет) значительно расширяется интеллектуальные возможности ребенка. Мыслительные операции приобретают характер обратимости (обратная связь). Отдельные умственные действия, возникающие из внешних предметных действий - это еще не операции. Когда будет найдена обратная операция, посредством которой можно прийти к исходному положению и восстановить равновесие. Таким образом складывается схема мышления.
40 Научный материал усваивается ребенком путем применения сложившихся схем мышления - этот процесс Пиаже называет ассимиляцией. Но, если при этом задача не решается, то возникает необходимость приспосабливаться к новым условиям, меняя уже сложившуюся схему мышления - аккомодация. Равновесие между ассимиляцией и аккомодацией обеспечивает нормальная адаптацию ребенка.
41 4. Стадия формальных операций (формирования интеллекта) (11-15 лет) Завершается генезис интеллекта. Окончательно формируется абстрактное мышление, появляется способность к теоретическому мышлению, не привязанному к конкретным событиям. Гипотезы, свободное обращение с высказываниями в рамках логики высказываний- все эти моменты говорят о том, что сложилась новая система интеллектуальной деятельности. Таким образом, в концепции Ж. Пиаже, процесс развития сознания - это процесс развития интеллекта.
42 З. Ф РЕЙД ( ).
43 Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, Фрейд пришёл к выводу, что источником неврозов большинства пациентов являются подавленные сексуальные желания - Либидо (лат. Libido - влечение, желание, страсть, стремление) одно из основных понятий психоанализа.лат. Оно обозначает сексуальное желание или половой инстинкт. Это термин необходим для описания разнообразных проявлений сексуальности. Фрейд приравнял либидо к Эросу Платона и определил его как энергию влечения ко всему тому, что охватывается словом «любовь»: половая любовь, себялюбие (нарциссизм), любовь к родителям и детям, всеобщее человеколюбие и т. д.
44 При нарушениях развития либидо (например при фиксации на матери Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания. Также неудовлетворенное влечение может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией проявления подавленных сексуальных желаний могут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве (а также в иных порождениях человеческого сознания).
45 С УБЛИМАЦИЯ Это отклонение энергии сексуальных влечений от их прямой цели получения удовольствия и продолжения рода и направление ее к несексуальным целям. Таким образом, сублимация есть переключение нерастраченной сексуальной энергии на какую-либо другую деятельность. Например, творчество. Сублимация представляет собой защитный механизм, способствующий выходу сексуальной энергии и предостерегающий человека от психических расстройств. Механизм сублимации может трансформировать нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности и поведение. Сублимацию следует рассматривать как наиболее эффективную психологическую защиту.
46 В РАБОТЕ «Я И О НО » Ф РЕЙД ВЫДЕЛЯЕТ В СТРУКТУРЕ ПСИХИКИ ТРИ КОМПОНЕНТА Оно (Ид) - бессознательные влечения Я (Эго) - принцип реальности Сверх-Я (Суперэго)- формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины.
47 С ТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО Ф РЕЙДУ Сверх- Я Я ОНО
48 Ид подчиняется принципу удовольствия, то есть удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Я (Эго) та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Я осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения. Супер-Эго – это моральные установки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что нет. Например, совесть и стыд.
49 Бессознательные, вытесненные желания это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны. Это: сексуальные желания (в том числе и в особенности запрещаемые этическими и общественными нормами например, инцест); ненависть («желания мести и смерти самым близким и любимым в жизни родителям, братьям и сестрам, супругу или супруге, собственным детям не являются ничем необычным. Эти отвергнутые цензурой желания как будто бы поднимаются из настоящего ада; в бодрствующем состоянии после толкования никакая цензура против них не кажется нам достаточно строгой»).
50 К АРЛ -Г УСТАВ Ю НГ (1875 – 1961 ГГ.)
51 Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений (работа «Метаморфозы и символы либидо»). Архетипы - универсальные изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифологических рассказов, волшебных сказок, художественных произведений.
52 Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Получила известность концепция психологических типов Юнга: экстравертов и интровертов. Впервые эти термины появляется в работе Карла Юнга 1921 года «Психологические типы». Согласно Юнгу, экстраверсия проявляется в направленности либидо человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает социальные и практические аспекты жизни погружению в мир воображения и размышлений. Интроверт же предпочитает размышления и воображение операциям с реальными внешними объектами. Интроверсия является одним из архетипических проявлений коллективного бессознательного.
53 З АДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ : «Сознание – есть нечто такое, о чем мы как люди знаем все, а как ученые не знаем ничего» (М. Мамардашвили) Прокомментируйте высказывание. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.