Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.hse.ru
1 Экономика образования. Лекции марта 2012
2 Образование и экономическое развитие
3 Качество образования и экономическое развитие
4 Качество образования и экономическое неравенство
5 Теория человеческого капитала Человеческий капитал – свойства и качества работников, которые повышают их производительность ( способности, навыки, образование, накопленный опыт, здоровье ) Теория человеческого капитала стала основой для экономики труда – изучения неравенства в оплате труда, отдачи от образования, опыта и здоровья Играет важную роль в объяснении экономического роста и развития
6 Основные предположения теории Доходы определяются производительностью работника Производительность – функция от накопленного человеческого капитала o в семье o в школе, вузе o на рабочем месте В рамках данной теории расходы на образование и медицину рассматриваются как инвестиции в повышение производительности Рациональный агент выбирает тот уровень инвестиций, который максимизирует его чистый приведенный доход (NPV)
7 Образование и доходы ( мужчины )
8 Образование и доходы ( женщины )
9 Образование и доходы в России
10 Growing Together, Growing Apart Income Growth by Quintile, Various Periods January 12,
11 $8,900
12 Much Faster Income Growth for the Top 1%
13 Income Inequality Near Record High
14 The Size of the Middle-Class has Fallen
15 Top 1% in the world
16 Causes of Higher Inequality
17 Гонка технологий и образования (Goldin, Katz, 2009) Появление новых технологий повышает спрос на квалифицированную рабочую силу Спрос рождает предложение : доля людей с высшим образованием растет во всех развитых и развивающихся странах Повышение качества рабочей силы приводит к появлению новых еще более сложных технологий Сложные технологии увеличивают требования к качеству рабочей силы … … и ведут к повышению оплаты труда самых способных и росту неравенства заработных плат
18 Равенство и развитие : исследование Всемирного банка
19 Неравенство возможностей : пример Эквадора
20 Неравенство способностей в США
23 Что такое неравенство возможностей ? Различия в шансах на успех в жизни во многом определяются независящими от человека факторами : Доходы родителей Образование родителей Национальность, раса Пол Место рождения ( город, село ) Неравенство возможностей – мера зависимости результатов индивида ( доходов, уровня образования ) от факторов, находящихся за пределами его контроля
24 Почему это важно ? Этический аргумент : несправедливость Дети не могут повлиять на обстоятельства своего рождения, поэтому большинство людей воспринимает ситуацию изначального неравенства в шансах на успех как фундаментально несправедливую Экономический аргумент : неэффективность Основной ресурс экономического развития это человеческий капитал ( знания, умения, навыки, таланты, воображение, творческие способности ). При изначально неравных возможностях огромные резервы человеческого капитала остаются неиспользованными
25 Инвестиции в образование на ранних стадиях развития Heckman et al. (2010) Early Childhood Investment
26 Почему важно образование на ранних стадиях развития ? Решения об инвестициях часто подразумевают выбор между эффективностью и равенством (efficiency-equity trade-off) o Экономически эффективное распределение часто приводит к высокому неравенству o Попытки снизить уровень неравенства ( государственное перераспределение, субсидии и т. п.) ослабляют экономические стимулы и снижают эффективность Инвестиции в раннее развитие свободны от такого выбора, т. к. одновременно дают очень высокую экономическую отдачу и снижают уровень неравенства Такие инвестиции – важный способ снижения неравенства возможностей
27 Знания и навыки имеют динамический характер o Приобретение одних знаний облегчает приобретение других (skill begets skill) o Инвестиции в образование на ранних стадиях развития ( до 6-7 лет ) повышают отдачу от затрат на более поздних стадиях ( школа, университет ) Множество работ из разных дисциплин ( психология, физиология ) показывают, что в развитии детей существуют особые периоды, наиболее чувствительные к обучению и восприятию новой информации
28 Если инвестиции не осуществляются на этих чувствительных стадиях, то инвестиции на более поздних стадиях ( школа, вуз, рабочее место ) будут более затратными o Once a child falls behind, he is likely to remain behind Это относится не только к доходам ! Различные социальные показатели сильно зависят от объема и качества образования на ранних стадиях ( безработица, преступность, курение, потребление алкоголя и т. п.)
29 Результаты тестов для детей из разных семей
30 Условия в семье отвечают за большую часть различий
31 Программа Perry Preschool Education Программа дошкольного обучения проводилась в начальной школе имени Перри в городе Ипсиланти, штат Мичиган, в начале 1960 х годов В программе участвовали только дети с низким коэффициентом умственного развития и с низким показателем социально - экономического статуса семьи Распределение детей в контрольную группу и группу воздействия решалось с помощью подбрасывания монетки Программа длилась два года
32 Программа Perry Preschool Education В течение школьного года по будним дням с детьми проводились занятия по 2.5 часа по программе дошкольного обучения Раз в неделю учителя приходили к ученикам на дом Программа была основана на стимулировании умственного и социо - эмоционального развития детей с помощью методики активного обучения, при котором сами дети играют важную роль в образовательном процессе С участниками программы проводили повторные интервью, когда им было 15, 19, 27 и 40 лет
33 IQ для группы воздействия и контрольной группы
35 Доходы для группы воздействия и контрольной группы
36 Безработица для группы воздействия и контрольной группы
37 Интеллект или эмоциональное развитие ? Многие исследования концентрируются на измерении интеллектуальных способностей ( тесты IQ, SAT и т. п.) hard skills, cognitive skills Однако не менее важными для успеха являются психологические способности soft skills, non-cognitive skills самоконтроль терпение мотивация уверенность
38 Cognitive and Non-cognitive skills: вероятность работы « белым воротничком » в 30 лет
40 Cognitive and Non-cognitive skills : доходы в 30 лет
41 Cognitive and Non-cognitive skills are equally important for success Cognitive and Non-cognitive skills : доходы в 30 лет
42 Отдача от образования в зависимости от возраста
43 Выводы Множество экономических и социальных проблем объясняется недостатком знаний, навыков и социо - эмоционального развития индивидов Знания, навыки и способности имеют динамический характер Знания порождают знания Мотивация рождает мотивацию Большое внимание уделяется умственному развитию (IQ), но эмоциональное развитие имеет не меньшее, а иногда и большее значение для успеха в жизни
44 Внешние эффекты от образования
45 Внешние эффекты от образования Seymour Lipset (1960) Образование обладает положительными внешними эффектами … … и приносит не только технологические, но и политические последствия Снижает уровень насилия Повышает склонность к разрешению конфликтов правовыми методами Воспитывает уважение к суду и праву
46 Education and Social Capital Helliwell, Putnam (2007) Дополнительный год образования индивида повышает склонность к доверию на 4,4% Увеличение среднего срока образования в регионе на 1 год повышает склонность к доверию на 2,4% Образование оказывает решающее влияние на гражданскую активность по сравнению с другими социально - демографическими показателями
47 Данные по России 1. Росстат 2. Мониторинг образования 3. Опрос ФОМ « Георейтинг » (68 регионов РФ, 34 тыс. респондентов ) Анализ на двух уровнях : Региональный Индивидуальный
48 Зависимые переменные Социальный капитал : Доверие Согласие Готовность к объединению Участие в ассоциациях
49 Социальный капитал в РФ : описательная статистика ПеременнаяСреднееСтд. откл. Мин. Макс. Доверие, % Согласие, % Объединение с гражданами, % Участие в группах, кол - во
50 Образование и доверие в России Dependent variable: Trust, % (1)(2)(3)(4)(5) Education, % with tertiary 0.529**0.537**0.568**0.571**0.703** (0.251)(0.244)(0.264)(0.265)(0.275) GRP per capita in (0.0142)(0.0175)(0.0179)(0.0175)(0.0182) Gini coefficient ** (0.208)(0.244)(0.256)(0.267) Population density, per sq. km *** ( )( )(0.207) Fractionalization index (0.0347)(0.0337) Constant (0.129)(0.133)(0.158)(0.154)(0.140) Observations R-squared
51 Образование и доверие в России
52 Проблема эндогенности
53 Образование и доверие в России Second Stage: TrustFirst Stage: Education (1)(2) Education, % with tertiary 1.912*** (0.558) GRP per capita in 2005, thousand rubles *** (0.0403)( ) Gini coefficient (0.482)(0.164) Population density, per sq. km ***-0.374* ( )(0.197) Fractionalization index * (0.0459)(0.0192) Number of Universities per sq. km *** (0.0146) Constant ** (0.139)(0.0915) Observations65 First stage R-squared First stage F-statistics 10.47
54 Университеты в регионах и расстояние до столицы
55 Образование и доверие : индивидуальный уровень
56 ARC model (Helliwell, Putnam, 2007) Trust Personal Educational Level Average Educational Level in the region
57 Absolute effect Trust Personal Educational Level Average Educational Level in the region Average Educational Level in the region
58 Relative effect Trust Personal Educational Level Average Educational Level in the region Average Educational Level in the region
59 Cumulative effect Trust Personal Educational Level Average Educational Level in the region Average Educational Level in the region
60 Cumulative effect on Trust Trust Personal Educational Level 0.033*** Personal Educational Level 0.033*** Average Educational Level 0.248*** Average Educational Level 0.248***
61 Absolute effect on Participation Participation in organizations Personal Educational Level 0.097*** Personal Educational Level 0.097*** Average Educational Level Average Educational Level
62 More than 13 years Less than 13 years 19 thousand respondents15 thousand respondents
63 More than 13 years Less than 13 years Personal Educational Level Average Educational Level *** Average Educational Level *** Personal Educational Level *** Personal Educational Level *** Average Educational Level *** Average Educational Level ***
64 Выводы 1. Образование устойчиво связано со всеми показателями социального капитала 2. На индивидуальном уровне образование – главный предиктор Доверия и иных показателей СК. 3. Уровень образования в социальном окружении важнее для низкообразованных, чем для высокообразованных 4. При оценке эффективности государственных расходов на образование необходимо учитывать социальные внешние эффекты
65 Приложение. Статистические данные
66 Образование и экономическое развитие
67 Качество образования и экономическое развитие
69 Результаты тестов для детей из разных семей
70 Стереотипы усиливают неравенство возможностей
71 Growing Together Again
72 Education is everywhere the universal solvent, and the relationship is always in the same direction. The higher the education, the greater the good values of the variable Philip Converse, The Human Meaning of Social Change (1972)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.