Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемvalsoch1.ucoz.ru
1 Урок-лекция в 9 классе Учитель ХКР Малюкова Е. А.
2 Знакомство с основными достижениями в архитектуре и живописи XVII в.
3 1. Закрепление знаний об архитектуре XVI в. 2. Знакомство уч-ся с архитектурой и ведущими архитекторами XVII в. 3. Выявление основных отличий в развитии архитектуры XVII в. от архитектуры XVI в. 4. Знакомство уч-ся с особенностями развития живописи XVII в., с творчеством Симона Ушакова.
4 Назовите храмы.
5 Зодчество XVII в. также имело тенденцию к светскости, «обмирщению». Они выразились в размахе гражданского строительства, отходе от строгих средневековых канонов, стремлении к внешней декоративности. «Дивное узорочье» - так сами современники определили суть новых веяний в архитектуре.
6 Значительной перестройке подвергся московский Кремль. Бажен Огурцов и англичанин Христофор Галовей возвели многоярусную шатровую вышку над Фроловской башней Кремля, названной в 1658 г. Спасской. В основании шатра была аркада со статуями. 3 этажа башни были заняты механизмом курантов по проекту Галовея.
7 «Зело причудные палаты» - теремной дворец царя Михаила Фёдоровича построили в гг. русские зодчие Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков. Теремной дворец – это 3-х этажное здание на высоком подклете, увенчанное высокой кровлей «теремком» с верхней террасой-гульбищем. Украшено здание двумя поясами лазурных изразцов. А окна – резными наличниками с гирьками.
8 Богатые купцы и дворяне начинают строить для себя хоромы с богатым декоративным убранством. В Москве сохранились постройки этого типа.
9 Прекрасным произведением светского деревянного зодчества являлся царский дворец в подмосковном селе Коломенском (1668 г.). Его строила артель плотников под руководством старосты Семёна Петрова и стрельца Ивана Михайлова. Дворец представлял сложное сочетание больших и малых срубов – клетей, связанных между собой переходами и насчитывал 270 комнат и 3 тыс. окон и оконцев. Хоромы дворца были покрыты разными покрытиями (шатровыми, кубоватыми). Декоративное богатство дворца усиливалось обилием резьбы и яркой раскраской (в красно-синие тона с позолотой). Дворец выглядел как сказочный терем. Иностранцы называли его «восьмым чудом света». Дворец был разобран из-за ветхости в 1768 г. но сохранилась его модель.
10 1. Клетские храмы – прямоугольный сруб-клеть, покрытый двускатной кровлей, на которой возвышается маковка с крестом. 2. Шатровые храмы – пирамида из четверика. Восьмерика и шатра. 3. Ярусный храм, представлявший нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков. 4. Многоглавые храмы.
11 Заказчиками церквей всё чаще становились купцы и посадские общины. Именно в посадских храмах с 1630-х годов наиболее выразительно проявилось дивное узорочье, светскость, демократизм. Дивная каменная резьба, многообразие декора, арки с висячими гирьками. Бочёнкообразные колонки, кладка из фигурного кирпича, кокошники «вперебежку», цветные изразцы, яркая раскраска стен, черепицы (в красно- зелёные цвета).
12 с 1690-х годов в русской архитектуре появился ещё один новый стиль, условно именуемый «нарышкинским» или «московским барокко». Однако сходство с европейским барокко было чисто внешнее. Большинство храмов строилось по заказу бояр Нарышкиных, матери Петра I Натальи Кириловны Нарышкиной. Характерные черты: многоярусность, центричность, симметрия; декор из беллокаменных кружев; использование верхнего восьмерика в качестве колокольни; украшение наличников окон «петушиными гребешками». Церковь Покрова в Филях гг.
13 Общий для русской культуры XVII в. процесс «обмирщения» затронул и живопись. Новым мерилом искусства становятся «живоподобные» персонажи земные, реалистические тенденции. Новым критерием служит белее эстетический (красивый), нежели божественный (духовный) идеал. Художники стремятся к объёмности, телесности, светотени, прямой перспективе. В рамках религиозной живописи развивается бытовой жанр, портретная живопись.
14 Художественным центром стала Оружейная палата московского кремля. С 1655 г. её возглавлял боярин Богдан Матвеевич Хитрово, ценитель и знаток искусства. Работой мастеров руководил крупнейший живописец XVII в. Симон Ушаков (Пимен Фёдоров гг.) выходец из пасада. За работу в оружейной палате был возведён в дворянское звание. Он был не только художником, гравировщиком, но и учёным, богословом, педагогом. Вместе с ним трудились лучшие иконописцы: Иосиф Владимиров, Фёдор Зубов, Яков Казанец, Степан Рязанец, Георгий Зиновьев и др. все они стремились изображать религиозные сюжеты так, «как в жизни бывает». С. Ушаков попытался впервые теоретически обосновать новые мерила живописи (красоту, реальную земную жизнь) и написал «Слово к люботщателем иконного писания»
15 В иконах С. Ушакова наиболее ярко проявились реалистические тенденции. Он пытался изобразить живые, объёмные, телесные человеческие лица. Таковы иконы «Спас нерукотворный» 1657 г.
16 «Троица»1971 г. с. Ушакова сильно отличается от одноимённой А. Рублёва. На смену глубокой одухотворённости и возвышенности XVв. в иконе Ушакова явилось тяжеловатое, «плотское»изображение фигур, обилие реалистических бытовых деталей.
17 Исторической и бытовой картиной-иконой является «Похвала Богоматери Владимирской» или «Насаждение дерева государства Российского»1668 г. Корни дерева у Успенского собора Кремля поливают князь Иван I Калита и митрополит Пётр, на ветвях – медальоны с портретами митрополитов, князей, царей российских. В центре – образ Богоматери Владимирской, защитницы Москвы. На Фоне архитектуры Кремля С. Ушаков изобразил реальные исторические персонажи, создавшие Российское государства.
18 Изображение бытовых сцен, красивого нагого тела, земного пейзажа, архитектуры особенно характерно для ярославской школы живописи XVIIв. Бытовизм вторгается в изображение сюжетов библейской истории. Художники всё больше уделяют внимания быту, труду человека, красоте природы. Показательна в этом плане фреска «Жатва»в ярославском храме Ильи Пророка. Она выполнена в 1681 г. мастерами во главе с Гурием Никитиным.
19 С пробуждением интереса к человеку появляется и получает развитие новый жанр – портретная живопись. Первые портреты назывались «парсунами» (от лат. личность). Их писали ещё в старой иконописной манере, на доске, яичными красками, плоскостно, а не объёмно. И всё же сквозь иконописную форму уже проглядывали некоторые индивидуальные черты (худое или одутловатое лицо). Таковы портреты Ивана IV, князя Скопина-Шуйского, царей Алексея Михайловича и его сына Фёдора Алексеевича.
21 Церковь, особенно старообрядцы- раскольники, яростно сопротивлялись новому направлению в живописи. Однако, несмотря на каноны и запреты церкви, светские тенденции набирали силу и в литературе, и в живописи XVII века.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.