Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемlearning.9151394.ru
1 ГОУ Гимназия 1520 имени Капцовых Августовский педагогический совет История российского образования как обоснование современного процесса модернизации в московском просвещении 29 августа 2011 года
2 Образование – результат процесса образовывания Образовывать – ображать, давать вид, образ ; обтёсывать или слагать, составляя нечто цельное, отдельное ; совершенствовать, улучшать духовно, просвещать ( В. И. Даль ) Зачем ?
3 Школа XIV в. Миниатюра из " Жития Сергия Радонежского " Фрагмент. Конец XVI в. «… А прежде сего училища бывали в Российском царствии на Москве и в Великом Новуграде, и по иным градам многие училища бывали, грамоте, писати и пети и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и певцы, и чтецы славны были во всей земли …» ( « Стоглав » Ивана Грозного о прошлом этапе образования на Руси ) Образование в Древней Руси
4 тривиум – квадривиум - грамматика, арифметика, риторика, геометрия, диалектика музыка, астрономия Учебные предметы в древнерусском училище ( по западному образцу, взятые из античности ) семь свободных искусств Борис Кустодиев. Земская школа в Московской Руси г.
5 Образование в Древней Руси Гравюра из « Азбуковника » 1632 г. -образовательная реформа Владимира и Ярослава усиливала христианизацию на землях будущей России и её соседей. -образование носило демократический ( внесословный ) характер -образование было и светским, и церковным -школы – ещё и центры культуры -совершенствуется методика
6 Образовательная реформа Петра Великого - вписала Россию в европейскую систему образования - образование было объявлено обязательным для детей всех сословий ( кроме крестьян ). - основа - система профессионального образования - открыты 42 « цифирные школы » с 2000 учащимися, обеспечивавшие начальное обучение математике - гуманитарное образование давали духовные школы - введена гражданская азбука, - перевели на русский язык западноевропейские учебники - создана Российская Академия наук, при ней был учрежден первый российский университет а при университете – гимназия ( в Санкт - Петербурге ) - несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу Не получилось - единой внесословной системы образования, - самостоятельного общего образования, оно давалось попутно, как часть и условие профессионального образования
7 Российское образование в XVIII веке Послепетровское время -развивается система замкнутых сословных школ : военных корпусов, благородных пансионов - открыты первые гимназии : в Москве, при университете 2 гимназии – для дворян и разночинцев (1755 г.) и в Казани (1758 г.)- курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки ; в гимназии для разночинцев учили главным образом искусствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические науки - указ о расширении сети начальных школ
8 Российское образование в реформе Екатерины II Новые педагогические принципы : - не только учить, но и воспитывать - устранить из педагогики все, что носит характер принуждения - воспитательная концепция - на максимальной изоляции детей от семьи и передачи их в руки учителя - ориентация на прусскую и австрийскую системы образования - разработаны вопросы методики и организации занятия - решены вопросы профессиональной подготовки учительских кадров – сформировано Главное народное училище ( учительская семинария ) В гг. по школьной реформе фактически была создана система среднего образования : закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан. В провинции - сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырёхклассных в губернских городах. Крестьянство не имело доступа к образованию. Созданная « комиссия об училищах » разработала проект устройства деревенских школ ( включавший предложение о введении в России обязательного начального обучения для всех детей мужского пола независимо от сословия ), но он остался проектом и не был воплощен в жизнь.
9 Российское образование в XIX веке Эпоха Александра I В 1803 г. впервые была создана школьная система, распределенная по учебным округам и замкнутая на университетах, вошло в практику новое положение об устройстве учебных заведений Новые принципы в системе образования : - бессословность учебных заведений, - бесплатность обучения на низших его ступенях, - преемственность учебных программ Структура учебных заведений : - одноклассное приходское училище, -3- х классное уездное училище, -7- летняя гимназия в губернском городе, - университет Всей системой образования ведало Главное управление училищ Территория России была разделена на 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями стояли учёные советы при университетах.
10 Российское образование в XIX веке Эпоха Николая I Образование приняло замкнутый, сословный характер : « никто не должен получать образование выше своего звания » В 1826 г. создан Комитет устройства учебных заведений, которому было поручено немедленно ввести единообразие в учебную систему, « дабы уже, за совершением сего, воспретить всякие произвольные преподавания учений, по произвольным книгам и тетрадям ». В 1827 г. издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. В 1828 г. принят Школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на 3 категории : 1)для детей низших сословий одноклассные приходские училища ( изучались 4- е правила арифметики, чтение, письмо и « закон Божий »). 2)для средних сословий, то есть мещан и купцов 3- хклассные училища ( геометрия, география, история ). 3)для детей дворян и чиновников семиклассные гимназии ( готовили к поступлению в университет ).
11 1864 г. - « Положение о начальных училищах », утвердившее общедоступность и внесословность начального образования. Наряду с государственными школами поощрялось открытие земских, церковно - приходских, воскресных и частных школ Российское образование в XIX веке Эпоха Александра II Перестройка российского образования 1864 г. - « Устав гимназий » В качестве основной школы вводились гимназии и прогимназии. Гимназии делились на классические и реальные ( преобразованные в 1872 году в реальные училища ) Формально гимназии были общедоступными для всех, кто выдержал приёмные испытания и способен оплатить обучение 1869 г. - первые женские учебные заведения « Высшие женские курсы » с университетскими программами в этот период - значительно выросла роль общественности в системе образования
12 Российское образование в конце XIX – начале XX века Разработаны основы новой реформы - несостоявшейся. Её основными идеями были : - привлечение общественности к управлению образованием ; - автономия школ и большие права органов местного самоуправления в сфере образования ; - поощрение частной инициативы ; - создание единой школы с преемственностью всех ее ступеней ; - отделение школы от церкви ; - содействие развитию национального образования ; - отмена всех сословных, национальных и других ограничений ; - всеобщее обязательное начальное образование ; - совместное обучение мальчиков и девочек ; - свобода преподавания и отмена цензуры учебников ; - обновление содержания образования Б. М. Кустодиев Земская шк ола Картина Е. Маковского
13 Российское образование в конце XIX – начале XX века В процессе реформ годов была сформирована Единая система образования с полной « координацией » общего и профессионального образования - создана стройная единая система национального образования : 1) 3-4 летний цикл начального образования, 2) 4- летний цикл посленачального образования ( первые четыре класса гимназий, курс высших начальных училищ или соответствующих профессиональных учебных заведений ), 3) 4- летний цикл полного среднего образования ( последние классы гимназий или профессиональных средних учебных заведений ), 4) высшие учебные заведения университетского или специального типа, 5) система образования для взрослых, ускоренными темпами создававшаяся особенно после принятия « сухого закона » в 1914 году. В последние десять лет царствования Николая II был осуществлен своего рода « национальный проект »: программа строительства « школьных сетей », в частности, сетей школьных зданий по всей стране, обеспечивших доступность школ для всех детей Империи с радиусом 3 версты. Во время царствования Николая II Россия прочно вошла в пятёрку наиболее развитых стран в отношении уровня развития науки, научно - технического образования и « высокотехнологичных отраслей »
14 Формирование советской школы ( до 30- х годов ) Позитивные изменения Негативные тенденции -национализация всех типов УЗ -всеобщее обучение -преемственность ступеней образования -формирование системы профобучения - последовательная демократизация школы -возможности для педагогических экспериментов - резкий рост уровня грамотности - борьба с беспризорностью - обучение на национальных языках - привлечение дореволюционной интеллигенции - увеличение числа учащихся и учителей - постановление « О всеобщем обязательном начальном обучении » формирование школы с идеями развивающего образования, демократии, самоуправления и сотрудничества -ярко идеологическое образование орудие коммунист. перерождения общества -формирование нового человека = сред. и высш. профобразование (семилетка, ФЗУ, рабфак) -отстранение «буржуазных» специалистов (замена Ин-тами красной профессуры) -социальное происхождение и политграмотность средство « идейного, организационного, воспитат. влияния пролетариата на непролетарские и полупролетар. слои ».
15 Плакат Елизаветы Кругликовой (1923). Плакат 1918 г. Формирование советской школы Главное завоевание – ликвидация безграмотности российского населения
16 Российское образование в 30–80- е годы XX века - централизов. управление и контроль - унификация и жесткая регламентация - дисциплина и послушание - запрещены любые эксперименты и творческий поиск - отсутствие права выбора и самостоятельного решения - интенсивная идеологизация содержания образования - политика массового двуязычия - репрессии педагогической интеллигенции - разделение на мужскую и женскую школы - унифицированная обязательная форма - падение качества обучения - ориентация на « среднего » ученика - ухудшение физического и психического здоровья школьника - закрытость школы – к потере ответственности перед обществом - отстранение родительской общественности - фиктивные « реформы » сверху Негативные тенденции Формировался « винтик » тоталитар. гос - ва К началу х годов эта авторитарная и унифицированная система стала разваливаться Прогрессивные тенденции - гуманистическая педагогика и идея формирования « мыслящей личности » В. А. Сухомлинского -« педагогика сотрудничества » Ш. А. Амонашвили и др. педагогов - эксперимент. - личностно - ориентированные, психологические концепции обучения - увеличение числа средних школ - 8- летняя школа и спецшколы Формирование почвы для серьёзных демократических реформ
17 Образовательная реформа к. 80- х – н. 90- х годов XX в. В 1988 году при Госкомитете был создан ВНИК « Школа » для разработки принципиально новой образовательной политики, основанной на идеях развития личности школьника, вариативности и свободного выбора на всех уровнях образовательной системы, превращения образования в действенный фактор развития общества. В декабре 1988 года одобрены Всесоюзным съездом работников образования следующие основные принципы современного российского образования : демократизация ; плюрализм образования, его многоукладность, вариативность и альтернативность ; народность и национальный характер образования ; открытость образования ; регионализация образования ; гуманизация образования ; гуманитаризация образования ; дифференциация образования ; развивающий, деятельностный характер образования ; непрерывность образования.
18 Реформа образовательной политики правительства, главным образом, нацелена на укрепление и развитие демократии, объединяя национальное самосознание, и облегчение перехода к рыночной экономике Самая важная цель - реформа должна была создать основные условия для перехода от централизованной, стандартизированной и однородной системы образования, к дифференцированному и открытому Этот переход подразумевал : - большее разнообразие : дифференцирование сети образовательных учреждений ; разнообразие образовательного содержания и свободы выбора учебников, программы, курсов и специализации ; - разбиение на области и муниципализации системы образования ; - поддержку национальной школы, обеспечение ее развития, в то же самое время, развитие общего образовательного пространства ; - право учеников перейти в другое образовательное учреждение и продолжать обучение на всем пространстве Российской Федерации, и право учеников продолжить их образование на более высоком уровне без существенных дополнительных требований. Государственные образовательные стандарты и контроль над их выполнением были основным средством для поддержания и развития общего образовательного пространства.
19 Реформы повлияли на всю систему образования : содержание и учебные планы на всех уровнях ( возобновление, разнообразие, введение новых предметов и дисциплин ); сеть образовательных учреждений ( реструктурирование и поддержка инновационных учреждений независимо от формы собственности ); обучение и назначение учителей ( переходят к многоуровневой системе педагогического образования, новая договорная система ); финансирование управленческой схемы
20 1. ПНПО « Образование » 2. Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа » 3. Проект модернизациирегиональтных систем общего образования 4. Пилотный проект по развитию общего образования 5. Москве – новый государственный образовательный стандарт 6. Современные компьютеры и доступ в Интернет – каждому учебному заведению 7. Достойное образование – детям с ограниченными возможностями здоровья ! 8. « Школа, нужная москвичам » 9. Модель школы будущего Стратегия современных реформ образования в России
21 ПНПО « Образование » ( с 2005 года ) Призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально - экономическим условиям 2 основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании выявление и приоритетная поддержка лидеров - " точек роста " нового качества образования - открытость образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества - модернизация материально - технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов - внедрение новой системы оплаты труда учителей ( вознаграждение за классное руководство, установление размеров доплат, развитие подушевого финансирования в образовании ) - интернетизация - выравнивание возможностей - доступность качественного образования - модернизация региональных систем образования
22 Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа » Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития общества и инновационной экономики Основные приоритеты в развитии общего образования : -обновление и совершенствование качества образования ; -развитие системы поддержки талантливых детей ; -развитие и обновление педагогического потенциала ; -обеспечение индивидуализированного психолого - педагогического сопровождения каждого обучающегося ; - усиление воспитательного потенциала школы ; -создание современной образовательной инфраструктуры ; -сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, учителей ; -развитие инклюзивного образования ; -расширение самостоятельности образовательных учреждений ; -открытость системы школьного управления для родителей и общества ; -более тесное взаимодействие с семьёй ; -школы могут стать центрами общественного, инновационного взаимодействия, социокультурными, досуговыми центрами, центрами социального менеджмента
23 2- хлетний проект модернизации региональных систем общего образования ( с 2011 года ) Программа поддержки региональных систем общего образования из федерального бюджета. Основная цель проекта - повышение качества образования путем модернизации системы общего образования и усиление вклада образования в социально - экономическое развитие столичного мегаполиса Реализация данного проекта позволит доведение заработной платы учителей до средней заработной платы по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации В городе Москве в рамках проекта « Модернизация региональных систем общего образования »: - утвержден Комплекс мер по модернизации системы общего образования в городе Москве, - подписано Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Москвы о предоставлении в 2011 году субсидии из федерального бюджета бюджету города Москвы на модернизацию региональной системы общего образования рублей
24 Пилотный проект по развитию общего образования ( с 2011 года ) Сейчас наиболее финансово благополучные школы ( лицеи и гимназии ) получают на ребенка от до рублей, а средние общеобразовательные школы рублей. Уже к 2012 году по мере присоединения школ к пилотному проекту расчет норматива на каждого ребенка в каждой школе будет выравниваться и вырастет до уровня финансово благополучных школ. При этом объемы финансирования для гимназий, лицеев и других школ снижаться не будут. Уровень зарплат учителей в школах в итоге вырастет в среднем на %.
25 Москве – новый государственный образовательный стандарт С 1 сентября 2011 года все московских первоклассников начнут учиться по единому государственному образовательному стандарту начального общего образования. Впервые введены единые требования не только к условиям, программам, но и к результатам обучения в начальной школе. По окончании начальной школы каждый ребенок должен быть обучен УУД : - умению общаться ; - навыкам работы с информацией ; - работе в группе ; - умению презентовать свою работу
26 Современные компьютеры и доступ в Интернет – каждому учебному заведению В 2011 году -в 1000 московских школ будет закуплено более ноутбуков для оснащения рабочих мест учителей в предметных кабинетах и 300 классов информатики, - начаты работы по прокладке и модернизации компьютерных сетей в большинстве московских школ, - начаты работы по введению в практику работы школ электронных дневников и журналов, - устанавливается автоматическая электронная система входа в учебное заведение, - внедряется автоматизированная электронная система расчета школьного питания, - ведутся работы по увеличению скорости доступа к сети Интернет в ОУ Москвы – к концу 2011 года скорость доступа вырастет в 5 раз с 2 мбит / сек до 10 мбит / сек.
27 Достойное образование – детям с ограниченными возможностями здоровья ! ( с 2011 года ) В Москве 66 специальных ( коррекционных ) общеобразов. школ и школ - интернатов, 14 школ надомного обучения, 5 санаторных школ - интернатов, 5 санаторно - лесных школ Общая численность учащихся человек. Инклюзивное образование обеспечено в 102 школах для 800 учащихся год старт реализации пилотного проекта по развитию дистанционного образования детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Цели проекта : социализовать как можно больше детей с ограниченными возможностями, обеспечив им возможность посещать обычные школы, включить в образовательный процесс детей, находящихся на длительном лечении в больницах города За счет бюджета города Москвы приобретены - комплекты специального оборудования для социально - трудовой реабилитации и психомоторной коррекции, - реабилитационное оборудование для более 500 ОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья. В московских учреждениях ДО обучаются более 3000 детей с ограниченными возможностями здоровья. В рамках данного направления реализуется проект « Дистанционного дополнительного образования детей - инвалидов ».
28 « Школа, нужная москвичам » Инициатива Департамента образования Москвы с 2011 года Три кита московского образования - самостоятельность, ответственность, прозрачность
29 Показатели модели школы будущего -Школа предоставляет учащимся качественное образование, соответствующее требованиям государственных стандартов второго поколения, что подтверждается через независимые формы аттестации ; -выпускники школы конкурентоспособны в системе высшего и среднего профессионального образования ; -в школе действует воспитательная система культурно - нравственной ориентации, адекватная потребностям времени ; -деятельность школы не наносит ущерба здоровью воспитанников и учащихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды ; -в школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический коллектив ; -педагоги школы применяют в своей практике современные технологии обучения ; -школа востребована населением ; - школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы государственно - общественного управления школой ; - школа имеет современную материально - техническую базу и пространственно - предметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов для реализации ее планов ; - школа имеет широкие партнерские связи с культурными, спортивными и научными организациями
30 Не дай Бог жить в эпоху перемен Китайская мудрость … мой своенравный гений Познал и тихий труд, и жажду размышлений. Владею днём моим ; с порядком дружен ум ; Учусь удерживать вниманье долгих дум ; Ищу вознаградить в объятиях свободы Мятежной младостью утраченные годы И в просвещении стать с веком наравне А. С. Пушкин К Чаадаеву, 1821 год
Ссылка на источник: learning.9151394.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.