Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемwww.npgp.ru
1 Вызовы для российской энергетики (по материалам российского энергетического форсайта) Марина Липецкая Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Март 2011 года
2 2 > Россия, как и другие индустриально развитые страны, стоит перед необходимостью запуска следующего инвестиционного цикла в энергетике. Помимо замещения выбывающих мощностей в России Министерство энергетики планирует ежегодный рост потребления электроэнергии в объеме от 2,2 до 3,1% (т.е ГВт новых мощностей должны быть построены к 2020 году и ГВт к 2030 году). При этом в процессе модернизации энергетика может столкнуться с рядом системных вызовов своего развития Источник: Министерство энергетики РФ Решения о сохранении или замещении мощностей должны быть приняты в течение 10 лет ? Тепловые сети по возрастам трубопроводов К 2030 году должно быть выведено из эксплуатации 16.5 ГВт До 60% тепловых сетей в системах централизованного теплоснабжения
3 3 > Рост цен провоцирует «бегство» потребителей из энергетики: а) развертывание ими собственной локальной генерации, причем в самом непродуктивном виде – как распределенная локальная генерация; б) рост неплатежей и краж электроэнергии на розничном рынке. Источник: ТНК-ВР Фактические цены на электроэнергию и расчет цены автономной генерации на примере Тюменского региона (ТНК-Нягань) Пример: ТНК-BP на собственных нефтяных месторождениях развернула восемь собственных объектов электрогенерации суммарной мощностью 137 МВт и планирует построить еще восемь объектов малой генерации мощностью 650 МВт. 1. «Параллельная энергетика»? Массовый выход потребителей из системы не позволяет прогнозировать ее параметры, снижает управляемость
4 Возможные сценарии развития энергетического рынка РФ 4 > Уровень цены модернизированной единой энергетической системы России 2010 Текущий средний уровень цены электроснабжения от единой энергетической системы России для конечного потребителя Эффективность, центов/кВтч Уровень собственного энергоснабжения Источник: О.Баркин (НП «Совет рынка») I фаза Массовый уход потребителей на локальные системы энергоснабжения. Перенос издержек централизованной энергосистемы на меньшее количество потребителей. Рост дороговизны системы. Плановый сценарий: масштабная модернизация централизованной энергетики при сохранении в ней доминирующего положения госкомпаний и административного регулирования. II фаза: переход к конкурентной распределенной генерации Сценарий перехода к конкурентной распределенной генерации. Продолжение реформы энергорынка «Параллельная энергетика»? Массовый выход потребителей из системы не позволяет прогнозировать ее параметры, снижает управляемость
5 5 > Растущая себестоимость производства и ресурсный потенциал по отдельным типам жидких углеводородов Источник: EIA Себестоимость оншорной ветровой энергетики может сравняться со стоимостью традиционной генерации (в случае принятия норм по выбросам) уже к 2015 году В мире экономика ресурсного портфеля быстро меняется. Комплекс технологий возобновляемой энергетики быстро «масштабируется» в массовые решения и, по сравнению с крупной традиционной генерацией, - с более низкими барьерами вхождения инвесторов. Углеводородная энергетика будет дорожать. Будущее экономики угольной генерации - под вопросом. Большинство ИРС вкладывают усилия по переходу на новую технологическую базу 2. Экономика энергетики может существенно измениться уже в среднесрочной перспективе: из относительно дешевого энергобаланс может стать дорогим и неэффективным
6 6 > В России инвестпрограммы сформированы под модернизацию существующей (технологически зрелой) энергосистемы: гиперконцентрированная генерация, централизованные сети, сохранение общих параметров баланса. По «закону убывающей отдачи» эксплуатация этой системы будет дорожать Доля крупных электростанций (600 МВт и более) в существующей энергосистеме составляет примерно 64% от всей установленной мощности (в т. ч. промышленных блок-станций). Доля малой, распределенной генерации, включая ВИЭ, составляет около 1,5%. Источник: Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике, Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики России до 2020 г. с учетом перспективы до 2030 г. В соответствии с «Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики России до 2020 г. с учетом перспективы до 2030 г.» развития распределенной малой генерации будет осуществляться на основе когенерации (в т.ч. теплофикационные ГТУ-ТЭЦ и ПГУ-ТЭЦ малой мощностью до 25 МВт), а также использования возобновляемых источников энергии (малых ГЭС, Био-ТЭЦ, ГеоЭС, Ветровых ЭС и Ветродизельные ЭС, приливных ЭС, солнечных ЭС). Доля возобновляемой энергетики (кроме ГЭС) в энергобалансе к 2030 году должна вырасти с нынешних 0,2% до 4,5% г.ГВт2030 г. 23,5АЭС50,5 45,9ГЭС58,6 145,3ТЭС208,3 0,4ВИЭ6,4 215,1323,8 Структура установленной мощности в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов энергетики 2. Экономика энергетики может существенно измениться уже в среднесрочной перспективе: из относительно дешевого энергобаланс может стать дорогим и неэффективным
7 7 > Задача мобилизации финансов для модернизации сейчас решается за счет поддержки из бюджетных источников и за счет роста тарифа, но принципиальное технологическое обновление при этом не происходит Источник: по материалам Центра оптимизации управления в электроэнергетике Наименование Единица измерения 1990 г.2007 г. Показатели, аналогичные Технологические ограничения мощности электростанций млн кВт12,028,0Не было в период Вводы новых энергомощностей (энергостроительный потенциал) млн к Вт/год4,92,21959 год Специализированный отраслевой ремонт (энергоремонтный потенциал) численность специалистов год Износ основных фондов % 40,656,41947 год Потери электроэнергии в сетях % млрд кВ/ч 8,2 82,0 14,0 112, год Удельные расходы топлива на отпуск электроэнергии г.у.т/ кВт*ч31 1,9333,51976 год Коэффициент использования мощности % 57,251,9 Не было в Тариф для промышленных потребителей цент/кВгч1,25,7 Не было в Финансирование НИОКР млн долл год Доля отечественного оборудования в новых проектах % 99,035,01940 год 2. Экономика энергетики может существенно измениться уже в среднесрочной перспективе: из относительно дешевого энергобаланс может стать дорогим и неэффективным
8 8 > Централизованные энергосистемы не отвечают резко возросшей сложности и волатильности потребителей на рынке энергии, а также тому, что на рынке генерации начинает действовать множество новых субъектов, реализующие несогласованные планы. Речь идет не столько о техническом состоянии оборудования, сколько об изменении архитектуры энергетики, систем управления динамичным рынком (En+, Siemens и др.). 3. Трансформация параметров спроса потребует пересмотреть существующую конфигурацию энергосистемы. Пока идет разбалансировка спроса и инфраструктуры
9 9 > Несоответствие инфраструктуры параметрам спроса вкупе с высоким износом увеличивают угрозу блэкаутов, вызванную резким снижением надежности централизованных энергосистем: авария на Саяно-Шушенской ГЭС (2009), блэкауты в Москве (2005) и Санкт-Петербурге (2010 год), аварийные отключения зимой гг. БлэкаутТехнологические последствия Прямые и косвенные потери экономики 2005: Москва, а также территории Московской, Рязанской, Тульской и Калужской областей Отключение на несколько часов от электроснабжения территории с населением около 2 млн. чел. 1,0-1,5 млрд. руб. 2010: 9 районовСанкт- Петербурга и 4 района Ленинградской области Отключение на несколько часов от энергоснабжение территорий с населением около 2,5 млн. чел млн. руб. Аварийные отключения, вследствие ледяного дождя в Домодедовском районе Еще предстоит оценить 3. Трансформация параметров спроса потребует пересмотреть существующую конфигурацию энергосистемы. Пока идет разбалансировка спроса и инфраструктуры
10 10 > Идут процессы консолидации в отрасли и она становится все более олигопольной, где позиция потребителя слабы Инфраструктура (сети, СО, Совет рынка, АТС) Топливо Газ Ядерное Гидроресурсы Уголь Мазут Иное Сбыты Потребители Генерация Газпром 18,6% Росэнергоатом 18,3% Русгидро 6,7% ИнтерРАО 6,8% Запад.инвесторы 12,9% Русал 9,7% КЭС 5,3% СУЭК 3,8% Остальные 8,8% регулирование конкуренция Вертикальная консолидация Горизонтальная консолидация Источник: О.Баркин (НП «Совет рынка») 4. Следующий шаг реформ (образование рынка розницы) проблематизирован не пройденными предыдущими шагами (или их последствиями)
11 11 > Система регулирования энергорынков пока в процессе становления. Есть нераспределенная компетенция Надежность энергоснабженияИнвестиции в генерацию (новые мощности и модернизация): Цены и тарифы Долгосрочный прогноз спроса предложения Минэнерго, СО Система обеспечения надежности СО, ФСК, сетевые компании Управление пиковыми нагрузками СО Балансовые решения ФСТ России, СО планирование Минэнерго, МЭР, СО, в т.ч. ФСТ России утверждение нет точного порядка реализация - ? мониторинг -? в т.ч. ФСТ РФ Оптовые цены (в регулируемой части) ФСТ России Розничные цены установление и контроль РЭКи, ФСТ России Тарифы на передачу и распределение ФСТ России, РЭКи Плата за присоединение ФСТ России, РЭКи Мониторинг оптового рынка Минэнерго, Совет рынка, ФАС России, ФСТ России Мониторинг розничного рынка ФСТ России, ФАС России, РЭКи Формирование рынкаИнвестиции в передачу и распределение (новые мощности и модернизация) Скорость открытия рынка Правительство РФ, МЭР, Минэнерго, ФАС России, ФСТ России Правила оптового и розничного рынка Правительство РФ, МЭР, Минэнерго, ФАС России, ФСТ России, Совет рынка Развитие конкуренции в конкурентных секторах ФАС России ? Регулирование профессиональных участников рынка – выдача специализированных разрешений / лицензий и их мониторинг Совет рынка в части профучастников оптового рынка, -? - планирование Минэнерго, МЭР, ФСТ России, РЭКи, ФСК, РСК - утверждение - ? - реализация - ФСК, МРСК, РСК - контроль -?, в т.ч. ФСТ РФ Охрана окружающей средыЗащита потребителей Возобновляемые источники -? Энергоэффективность ФСТ, -? Контроль за выбросами -? Минэнерго Мониторинг бесперебойности поставок планируется ФСТ России, РЭКи (планируется в рамках RAB) Защита уязвимых категорий потребителей -? Досудебное урегулирование споров и разногласий ФСТ России + РЭКи ? Источник: О. Аллилуева (ФСТ России) 4. Следующий шаг реформ проблематизирован не пройденными предыдущими шагами (или их последствиями)
12 12 > Логика продолжения реформ энергорынков в ИРС: стимулирование реальной конкуренции в рознице и генерации путем образования активного субъекта – на стороне потребителей; стимулирование технологического обновления путем выставления стандартов по эффективности и экологичности, субсидирования новых ресурсов (ВИЭ) Российская энергетическая политика и система регулирования пока вне этого «мейнстрима» и призваны решать актуальные сейчас, а не в будущем проблемы 4. Следующий шаг реформ проблематизирован не пройденными предыдущими шагами (или их последствиями)
13 13 > Для того, чтобы ответить на эти вызовы, российской энергетике потребуется восстановить внешний контекст (экономики, потребления) и пройти ряд «развилок» Следующий шаг реформ: «возвращение» государства в энергетику или продолжение реформ – завершение либерализации рынка (что потребует специальной работы по кардинальному изменению статуса и активности потребителей Выбор оптимальной конфигурации энергосистемы: сохранение стабильности существующей сети, повышение ее интеллектуальной составляющей или создание сложной топологии сети, предусматривающей включение конечных потребителей, а в будущем – потребителей-производителей (пассивных домов, электромобилей и пр.) Решить вопрос об источниках и субъектах «обновления» энергетики: традиционные корпоративные игроки - исходя из заданной реформой структуры или новые участники рынков (новые стратегии традиционных игроков) Выбрать оптимальный ресурсный баланс и его стоимость: переход на наиболее дешевый сейчас ресурс (продолжение «газовой паузы») или стимулирование перехода на новую технологическую платформу в энергетике, например, на основе ВИЭ (что потребует введения системы стандартов потребления и приоритетных мер поддержки ВИЭ, вложения в новые технологические рынки)
14 14 > Центр стратегических разработок «Северо-Запад» является координатором проекта «Энергетический форсайт Российской Федерации». Цель проекта – создание системы технологического прогнозирования в энергетической отрасли Российской Федерации. В настоящее время идет работа по расширению числа участников проекта В продолжение работ в течение 2011 года запланировано: представление итогов проекта на высшем уровне, информирование лидеров государства о промежуточных результатах; представление результатов проекта на федеральных и международных площадках (КЭФ 2011, ПМЭФ 2011, ТЭК (Владивосток) 2011, 10-я конференция по инвестициям и регулированию в энергетике (при организации ERRA и ФСТ) и т.д.); проектная работа (формирование рабочих групп, составление проектов дорожных карт) PR проекта (запуск сайта проекта, интервью с лидерами отрасли, подготовка и продвижение основного доклада проекта) Публичные мероприятия (круглые столы по энергетике, Международная энергетическая неделя в СКОЛКОВО) В 2010 году в рамках форсайта осуществлено: аналитическая работа (гипотеза проекта, проведены экспертные опросы, сценарии развития электроэнергетики); расширен круг участников (около 20 ключевых компаний), действует координационный совет; создана экспертная панель российской энергетики, включающая экспертов сформирована сеть международных контактов, эксперты из 12 стран мира результаты проекта представлены на международных площадках (Сессия МЭА в Париже, ВЭК в Монреале, Международная конференция «Регулирование и либерализация энергетических рынков» в Брюсселе); проведены публичные мероприятия (7 отраслевых круглых столов, в том числе в рамках международных площадок - ПМЭФ 2010,ПМИФ 2010, БЭФ 2010, Международная энергетическая конференция в Московской школе управления СКОЛКОВО).
15 15 > Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Адрес: , Россия, Санкт-Петербург, проспект Медиков, дом 5 Телефон и факс: , Материалы исследований ЦСР «Северо-Запад» на сайте Правила перепечатки материалов Контакты
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.