Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемoren-lib.ru
1 11 НОЯБРЯ 2011 ГОДА-190 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Фёдора Михайловича Достоевского, русского писателя Актуальный Достоевский
2 «…Общество, которое забудет то, о чём рассказывал Достоевский, недостойно называться человеческим» Уистен Оден, английский поэт XX века
3 «Я убаюкивать не мастер…» - признавал Достоевский. В своём творчестве он показывал правду об обществе, где правят деньги. В своих романах Достоевский изображает самые острые проявления социального зла - нищету и унижение человеческой личности. Социальное зло писатель осознавал как следствие наступления царства капитала, неограниченной власти денег.
4 Достоевский предвидел те трагические перспективы для человеческой личности, которые несут капиталистические отношения, только ещё складывавшиеся в России его времени. «Наше общество шатается. Это легко лишь сказать, но в дисгармонию его никто не хочет вникнуть. Где примирение? Было в вере, но вера утрачена, тогда в чём же?» - спрашивал писатель в XIX веке, но этот вопрос актуально звучит и сегодня.
5 Мышление и дарование Достоевского были отмечены «проективностью» - устремленностью в будущее, где таятся ответы на «вечные» вопросы мироустройства и человеческого общества. Он не переставал гадать о том, в каком обличии предстанут человеческая душа и человеческое общество под воздействием научно-технического прогресса и социальных катаклизмов. И это сближает его с проблемным полем научной фантастики (Уэллс, Шекли, Лем, братья Стругацкие)
6 Больше всего Достоевского занимали люди. «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели ты будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной…,» - так он писал брату в 1839 году. Как же он разгадывал эту тайну? эту тайну?
7 Зорко присматриваясь к жизни, к окружающим его людям. И читал. Читал писателей древних и новейших. Читал много, ища в книгах разгадку тайны человеческой души и смысла бытия. В книгах искал он ответы на вопросы, волновавшие и его, и всю думающую молодёжь.
8 Достоевский много размышлял о психологии человека, о проблеме сильной личности и её праве добиваться своей цели любыми средствами (романы «Преступление и наказание», «Подросток») «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изображаю все глубины души человека».
9 Философ Н.А. Бердяев пишет об этом: «У Достоевского нет ничего, кроме человека, нет природы, нет мира вещей… Существует только дух человеческий, и только он интересен, он исследуется». «… что толку человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу!» - утверждает писатель и доказывает эту мысль темой нравственного наказания.
10 Мы и теперь нередко видим, как попираются общечеловеческие ценности, а нравственные законы подменяются законами «арифметики», расчета. И, значит, Достоевский вновь современен. «Достоевский действительно был нашею общественной совестью!» Н.Н. Крамской, русский художник XIX века
11 Достоевский взывал к человеческому в человеке. И поэтому страдания совести служат наказанием его трагическим героям. Творчество Достоевского направлено на защиту человека прежде всего от социальной несправедливости. И в наше время проблема человека встаёт перед человечеством со всё большей остротой. Такие социальные явления как терроризм, массовая преступность, примитивизация личности в потребительском обществе, хронические зависимости – всё это проявления современной эпохи.
12 Особое место в творчестве Достоевского занимает роман «Идиот» Главный герой этого произведения князь Мышкин, каждому встречному открыт как ребенок. «Он не умеет жить», - сказали бы о нём сегодня (как, впрочем, и в XIX веке). Князь действует на людей обновляюще и исцеляюще. Но в душах людей слишком много эгоизма, гордости и зла. И Мышкин терпит крах в своём желании помочь людям. Но образ его несёт свет любви и бескорыстного добра…
13 «…Мышкин – это бриллиант». Л.Н.Толстой
14 Основной мотив творчества Достоевского – «огромное, необъятное, могучее стремление жить» (А. Луначарский) Достоевский писал: «…жизнь хороша, и надо так делать, чтоб это мог подтвердить на земле всякий»; «Как хороша жизнь, когда что- нибудь сделаешь хорошее и правдивое».
15 Достоевский утверждал силу красоты и добра. Он считал, что красота формирует человека уже в детстве: «Без основ положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без основ положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь».
16 «…я не потеряю надежду, и сохраню дух мой и сердце в чистоте», - из письма Ф.М. Достоевского. Каким предстает Достоевский перед нами, людьми XX века, в воспоминаниях своих современников? - «…бесконечно добрый, удивительно сердечный человек, которого нельзя не полюбить» - «Он человек весьма набожный, болезненный, но воли железной…» - «его начитанность изумляла…»
17 «… редкий человек, как по сердечным, так и по умственным качествам»
18 - «…снисходительность Фёдора Михайловича к людям была как бы не от мира сего. Всё забитое судьбою, несчастное, хворое и бедное находило в нём особое участие. Его совсем из ряда выдающаяся доброта известна всем близко знающим его».
19 - «Достоевский не был светским человеком и совсем не старался казаться любезным людям, которые ему не нравились. Если он встречал людей доброжелательных, чистые и благородные души, он был настолько мил с ними, что они никогда не могли забыть его.»
20 «Самый городской писатель» (по выражению критиков), Достоевский признавался: «Самый городской писатель» (по выражению критиков), Достоевский признавался: - «… ничего в жизни я так не любил, как лес с его грибами и дикими ягодами, с его букашками и птичками, ёжиками и белками, с его столь любимым мною сырым запахом перетлевших листьев» - «Ведь подумаешь, что и деревья понимают тоже что-нибудь про себя, чувствуют и наслаждаются жизнью».
21 Достоевский с ранней юности был страстным читателем. А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, В.Гюго, О. Бальзак – его любимейшие поэты и писатели. Любовь к чтению ему привили родители: книги в семействе Достоевских пользовались уважением. Часто по вечерам в доме устраивались семейные чтения.
22 «И вот в это время судьба внезапно и неожиданным образом повернула мою жизнь чрезвычайно странным образом, - вспоминает Неточка Незванова (героиня одноименной повести Достоевского) о себе подростке, - всё разом… обратилось вдруг к другой, совсем неожиданной деятельности; и я сама, не заметив того, вся перенеслась в новый мир…» «Неожиданная деятельность». Современный человек едва ли предположит, что это всего лишь чтение.
23 «Если б кончилась земля, и спросили там, где-нибудь, людей: «Что вы, поняли ли вашу жизнь на земле и что об ней заключили?» - то человек мог бы молча подать «Дон-Кихота». Фёдор Михайлович Достоевский, из «Дневника писателя», март 1876 г.
24 - Достоевский, когда был в хорошем расположении духа, любил декламировать, особенно Пушкина е годы XIX века (годы создания романа «Братья Карамазовы») – это время многочисленных и блестящих выступлений писателя на литературных вечерах. А ведь он был болен, задыхался, не мог громко говорить. Что это? Желание донести до молодых свои заветные идеи (а на таких вечерах присутствовала в основном молодёжь)? Или каждая такая встреча давала возможность узнать, чем дышит новое поколение? Пожалуй, всё вместе. Ведь молодежь – это уже будущее России, а что может быть для него дороже России?!
25 Все выступления Достоевского имели потрясающий успех. Жена великого русского физиолога И.П. Павлова вспоминала разговор Достоевского с молодёжью: «Как понимал он душу человеческую и проникал в тёмные, бессознательные глубины её!»
26 Самой острой болью писателя была боль за Россию. Будущее нации – вот главный предмет его разговора с современниками через «Дневник» ( ): - «Молодёжь… подлинно великая надежда России!» - «…наше юное поколение обречено само отыскивать себе идеалы и высший смысл жизни…Но… это – то оставление их на собственные силы и ужасно». - «Наша молодёжь решительно нигде не находит никаких указаний на высший смысл жизни, а всё это так нужно, так необходимо молодёжи, всего этого она жаждет и жаждала всегда, во все века и везде!»
27 Достоевский черпал сюжеты из реальной жизни и призывал к тому же молодых писателей: «Берите то, что даёт сама жизнь. Жизнь куда богаче всех наших выдумок! Никакое воображение не придумает вам того, что даёт иногда самая обыкновенная, заурядная жизнь! Уважайте жизнь! и «нет ничего фантастичнее действительности».
28 Читать Достоевского – это совсем не лёгкая работа, т.к. его произведения дают неизмеримо много для мысли и души. Настоящее чтение Достоевского – всегда огромное событие в жизни, оно потрясает душу, даёт возможность прикоснуться к совершенно иным мирам и иным измерениям.
29 При чтении его произведений невольно вспоминается старое изречение: «Из всех храмов человеческих наивысший – это сердце человека». Проблемы, которые волновали Достоевского – это старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы человека о мире, вопросы о счастье и смысле жизни.
30 Достоевский учил искать искру добра в каждом человеке. Всеохватывающая мысль его творчества – это мысль о виновности и ответственности каждого перед всеми и всех перед каждым. Всю жизнь Достоевский защищал достоинство человека, его личность и свободу.
31 Достоевский – бесконечно искренний и гуманный писатель. У него всегда «..свет во тьме светит и тьма не объяла его». При всей общечеловеческой значимости творчества Достоевского оно было и остаётся остросовременным, помогающим нам в XXI веке смотреть с надеждой в будущее.
32 Удивительна разноречивость читательских мнений о Достоевском. Кто-то находит, что писатель любит человека, верит в него, кто-то - что он смотрит на человека скептически. Читатель имеет право на «своего Достоевского», созвучного его настроениям, вкусам, интересам.
33 «Читая иного писателя, ловишь себя на мысли – как искусно и талантливо написано, и даже завидуешь его мастерству. Читая же Достоевского, совершенно забываешь о том, как это всё сделано, потому что всё это не написано, а выстрадано и живёт уже само по себе». Л.Н. Толстой
34 «Не потеряйте жизни, берегите душу, верьте в правду. Но ищите её пристально всю жизнь, не то ужасно легко сбиться» Ф.М. Достоевский
35 Список использованных источников Список использованных источников 1.Басина М.Я. Жизнь Достоевского. Сквозь сумрак белых ночей. Спб: Изд-во «Пушкинского фонда», – 240 с. 2. Белов С.В. Фёдор Михайлович Достоевский. Книга для учителя. М.: Просвещение, с. 3. Гроссман Л.П. Достоевский. – М.: Молодая гвардия, – 606 с. (ЖЗЛ; выпуск 4). 4. Долинина Н.Г. Предисловие к Достоевскому. – Л.: Детская литература, – 254 с. 5. Кашина Н.В. Человека в творчестве Фёдора Михайловича Достоевского. – М.: Художественная литература, с. 6. Селезнёв Ю.И. Достоевский. – М.: Молодая гвардия, – (ЖЗЛ, выпуск 882). 7. Якушин Н.И. Фёдор Михайлович Достоевский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, – 128 с. 8. dostoevskiy.net.ru 9. dustofthesky.ru 10. fdostoevsky.ru 11. pereplet.ru /dostoevsky. 12 tyodordostoevsky.cjv Составитель Б.Ю. Пастухова, заведующая МБО Составитель Б.Ю. Пастухова, заведующая МБО Компьютерная вёрстка: Н.А. Власова, гл. библиотекарь Отв. За выпуск Н.М. Кашина, директор ГУК «ЦОЮБ» Государственное учреждение культуры «Центральная областная юношеская библиотека» Адрес: г. Оренбург, , ул. Лазо, Тел.: (3532) , факс: (3532) website:
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.